Варя Фадеева, студентка Института истории и политики, всё лето работала вожатой в детском лагере «Арт-Квест» в Крыму. Без вожатского опыта, но с огромным желанием, она прошла четыре лагерные смены подряд и рассказывает, почему этот опыт стал ее профессиональным становлением.
Первая смена — первая школа
Лето началось для Вари не просто с нового этапа, а буквально с прыжка в неизвестность. Пройдя обучение в школе вожатых «YO-Вожатый!», она отправилась в Крым, в лагерь «Арт-Квест», и сразу же попала в гущу событий.
Первая смена «Территория героев» подарила ей самый младший отряд: дети 6–9 лет из Москвы, Запорожья, Донецка, Крыма, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга. Варя новичок, работала вместе с опытными воспитателем – Татьяной Вадимовной, и это стало большим подспорьем. Поэтому и название отряда получилось под стать тематике смены и возрасту детей: «Героические светлячки», и девиз вдохновляющий: «Светлячок летит вперед, всех к победе приведет».
«Смена началась не так как бы хотелось: мало того, что у меня не было вожатского опыта, я приехала поздно вечером после командировки (примечание: Варя сопровождала детей до лагере с Запорожья). Но по приезду я сразу присоединилась к отряду, вливаясь в его жизнь и динамику. Дети моего отряда были энергичны, подвижны, очень требовательны, а у меня ни опыта, ни устоявшегося режима», — вспоминает Варя.
Сложности организационного периода быстро сменились активной работой. Дети активно участвовали в спортивных играх, кружках, пели строевую песню и даже рисовали в неожиданных местах. Младший отряд из 40 человек требовали железной воли, и в то же время нужно было как можно быстрее ввести их в ритм распорядка, и интегрировать в жизнь, мероприятия лагеря.
«В основной период мои светлячки вступили с горящими глазами и зелеными коленками, потому что в силу возраста их активность перерастала в гиперактивность. Отряд ходил на кружки, активно играли в спортивные игры, рисовали везде, где можно и нельзя, рисовали всё, что приходит в голову. В основной период мы выучили строевую песню, пели её, когда куда-то шли. Я уехала раньше окончания смены, чтобы сопровождать детей на вторую смену из Москвы в Крым. Но даже за это короткое время я увидела: дети выросли. Стали сплочённее, стали слушать».
Вторая смена — уверенность и рост
Смена «Ступени успеха: мой проект» стала настоящим прорывом. Варя работала с детьми постарше (10–11 лет), в тандеме с вожатой Аней Голубенко. Название отряда выбрали вместе: «Звезды карьеры», с девизом «Свети ярко в своей профессии!»
«Болезнь не щадит даже вожатых. Я снова не смогла полноценно встать на отряд в первые дни. Но дети приняли меня, поддержали. Вместе мы оформили уголок, выучили визитку, участвовали в играх и даже прошли мини-веревочный курс».
Смена оказалась насыщенной: тренинги, профориентационные занятия, походы в скалодром, настольные игры и поддержка вожатской команды помогли сформировать из детей настоящую команду.
«Когда я вновь заболела в конце смены, ребята держались сами. А когда я вернулась — ждали. Их поддержка была лучшим лекарством. Мы прощались со слезами — значит, все получилось».
Третья смена — про взаимодействие и вызовы
Если вторая смена подарила уверенность, то третья — стала настоящей школой командной работы. В этот раз в отряде работали сразу три вожатых: Варя, опытная женщина-вожатая, и парень. Большая разница в возрасте, разные стили общения и подходы к детям стали вызовом.
«Половину смены мы с напарницей учились работать вместе, но ближе к экватору смены нашли общий язык. Было нелегко, но полезно: я научилась искать компромиссы, делегировать, слышать других».
На третьей смене у Вари было в отряде из 38 детей, дети 10 лет из Мелитополя, Бердянска, Токмака, Стаханова, пгт. Новый Свет (Донецкая обл.), Приморска, Молочанска. Тематика смены: «Фестиваль визуальных искусств «Арт-волна», посвящена художественно-эстетическому воспитанию, поэтому название отряда продолжило курс смены и отряд назывался «Палитра возможностей» девиз: «Мы рисуем и поем, танцем мир перевернём».
Четвертая смена — новый уровень: инструктор
Заключительная смена стала неожиданной: Варе предложили попробовать себя в роли инструктора скалодрома и веревочного городка.
«Я выпускница Преображенского кадетского корпуса и активист проекта «Центра развития». Мой спортивно-активный опыт оказался востребован. Это был новый формат, новая ответственность и новый взгляд на работу с детьми».
Почему вожатский опыт важен каждому студенту-педагогу
Работа в детском оздоровительном лагере не просто практика, это школа жизни, это ускоренный курс по педагогике, психологии, тайм-менеджменту и эмоциональному интеллекту.
«Четыре смены — это четыре жизни. Я видела, как дети меняются, как растут сами и помогают расти тебе. Я поняла, что педагогика — это про сердце, про терпение и про команду».
Чек-лист для будущих вожатых:
– Не бойтесь ехать даже без опыта, главное, учиться на практике.
– Команда важнейшая часть лагеря. Поддержка коллег незаменима.
– Каждый отряд новая история. У каждой смены свой характер.
– Ваша отдача вернётся в виде детских улыбок, объятий и слез на прощание.
Иванова Оксана Викторовна, руководитель проекта «Школа вожатых «YO-Вожатый!»:
«Вожатская практика, важнейший этап подготовки будущих педагогов. Когда студент берет на себя полную смену, да ещё и четыре подряд, — это не просто опыт, это становление личности и профессионала. Варя пример для других студентов».
Заключение
Лето в лагере не отпуск, это настоящий вызов! Но, именно в таких условиях рождаются будущие педагоги: сильные, чуткие, инициативные.
И если вы ещё думаете, стоит ли идти на вожатскую практику — просто вспомните Вари Фадееву. Она справилась. Значит, справитесь и вы.
Автор статьи – Фадеева Варя,
студентка 2 курса, Института истории и политики
Редакция Федерального координационного центра по подготовке
И сопровождению вожатских кадров, Школы вожатых «YO-Вожатый!»
Фото из личного архива Фадеевой Вари