5 января 1884 г. родился Альберт Петрович Пинкевич (1884-1937) – выдающийся педагог, организатор советского высшего педагогического образования, декан педагогического факультета и ректор 2-го МГУ, заведующий кафедрой педагогики МГПИ.
В 1902 г. окончил Уфимскую гимназию, в 1909 г. естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета. Участник революции 1905—1907 гг. Преподавал в Вольском кадетском корпусе и Вольской учительской семинарии. С 1914 г. в Петрограде: преподавал в Тенишевском реальном училище, земской учительской школе и на педагогических курсах при Фребелевском обществе. Здесь познакомился с М. Горьким, принимал участие в его издательской деятельности (под псевдонимом Адам Бельский).
После Октябрьской революции по инициативе А. В. Луначарского активно включился в работу по преобразованию школы.
Руководил разработкой проекта «Положения о единой трудовой школе», отстаивал сохранение классно-урочной системы занятий в школе, систематическое изучение предметов, обязательность домашних заданий. Один из организаторов и первый ректор Государственного педагогического института им. А. И. Герцена и Уральского государственного университета.
В 1924-1930 гг. – профессор, декан педагогического факультета и ректор 2-го МГУ, инициатор создания при нем НИИ педагогики и его первый директор. В 1936-1937 гг. – заведующий кафедрой педагогики МГПИ. Годы работы А.П. Пинкевича во 2-м МГУ и МГПИ – самый плодотворный и насыщенный этап в его творческой и профессиональной деятельности как педагога, практическом воплощении его идей в области подготовки педагогических и научных кадров в системе высшего педагогического образования.
Член Государственного ученого совета (1923—1932). Член Президиума Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР (1932—1937) и председатель его учебно-методического совета. Доктор педагогических наук (1935).
В 1937 г. репрессирован (расстрелян). Реабилитирован в 1956 г.
А.П. Пинкевич – автор классических работ по методологическим проблемам педагогической науки, создатель первых советских учебников и пособий по педагогике. Исследовал проблемы организации учебного процесса в советской школе, влияния социальной среды на развитие личности, формирования детского коллектива и его самоуправления, трудового воспитания и др. Уделял большое внимание вопросам всестороннего развития ребенка, его познавательной активности, воспитанию его восприятия и представлений, памяти, воображения, мышления, широко используя при этом данные педагогической психологии и экспериментальной педагогики. Автор ряда исследований по истории зарубежной педагогики, проблемам народного образования Америки, Франции, Германии, Австрии и др.
Дирекция изучения истории МПГУ