Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Педагогика Монтессори

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о педагогике Монтессори, ее основательнице и основных принципах данной педагогической системы.

За последние годы педагогика далеко продвинулась в своем развитии. Многие методики утратили актуальность, другие были переосмыслены и стали основой для создания новых уникальных подходов к обучению и развитию детей. Но есть и те, что сохраняют свою популярность, и все также востребованы в современном мире, как и сотню лет назад.

Сегодня мы предлагаем вам вспомнить об одной из таких методик – системе педагогики Монтессори.

Педагогика Монтессори возникла в начале двадцатого века и сразу же получила широкое распространение. Ее создателем была Мария Монтессори – едва ли не единственная женщина-врач в Италии того времени. Совмещая свои знания педиатрии и педагогики, Мария Монтессори занималась изучением возможностей развития детей с умственной отсталостью, и изначально ее методика была рассчитана именно на эту категорию детей. Однако в процессе она пересмотрела свою работу и пришла к выводу, что ее методы воспитания можно также успешно применять и к детям с нормальным развитием.

В основе системы педагогики Монтессори лежит индивидуальное развитие детей. Мария Монтессори считала, что ребенку прежде всего необходимо научиться думать и оценивать мир самому, ведь именно это лежит в основе формирования его личности и характера. Поэтому основным постулатом ее методики было предоставление ребенку полной свободы действий. Однако даже такая свобода предполагает наличие определенных ограничений – подбор специфического дидактического материала, создание специальных условий взаимодействия с ним, строгая регламентация вспомогательных действий взрослых. Рассмотрим эти ограничения по порядку.

Дидактический материал

Система Монтессори направлена на познавательное развитие детей, а в основе всех познавательных процессов, как известно, лежит восприятие. Поэтому основой методики является именно всестороннее развитие восприятия. Специальный дидактический материал ориентирован на различение и систематизацию всех характеристик предметов: формы, цвета, размера, температуры, тактильных свойств, веса, запаха, звука и т.д. При этом, для более качественной идентификации ощущений важно, чтобы каждая группа материалов четко дифференцировалась лишь по одному определенному признаку. Для этого не подходят обычные игрушки: в каждом предмете должно ярко выделяться то качество, на котором необходимо акцентировать внимание ребенка, а все остальные «предметные» признаки должны быть отброшены. Кроме того, при создании пособий необходимо соблюдать точность размера до миллиметра, веса до грамма, оттенка, тональности и пр. Мария Монтессори считала, что любое несоответствие может смазать общую картину восприятия, поэтому дидактические материалы для данной методики достаточно сложно изготовить и подобрать самостоятельно.

Специальные условия организации среды

Говоря об организации среды, помимо предоставления самого дидактического материала, Мария Монтессори подразумевала его доступность для самостоятельного изучения ребенком. Для развития познавательной активности, любознательности и способности к длительной концентрации внимания большое значение имеет освобождение рабоче-игрового пространства ребенка от всех посторонних отвлекающих факторов. Так направленность интереса на определенный предмет усиливается пассивным образом, без прямого указания взрослого. Такой подход способствует развитию волевых качеств ребенка и повышает эффективность его знакомства с окружающим миром.

Особенности вспомогательных действий взрослого

Мария Монтессори была сторонником максимального ограничения вербальной активности взрослого в процессе применения методики. По ее мнению, воспитатель не должен ни вмешиваться в работу ребенка, ни управлять его действиями. Единственное, чем он может помочь – ненавязчиво направить ребенка, но помощь эта должна быть нацелена не на сами действия ребенка, а на развитие его самостоятельности. Вместо слов-указаний лучше всего использовать жесты, мимику или молчаливую демонстрацию модели выполнения задания на собственном примере.

Однако при изучении нового внешние ощущения ребенка необходимо подкреплять словесными обозначениями для фиксации понятий. Поэтому воспитатель должен уметь подбирать слова таким образом, чтобы они были простыми, понятными и лаконичными, не несущими никакой лишней информации, ведь наводящие вопросы и обобщение полученных результатов противоречат концепции свободного самостоятельного развития детей.

И, наконец, важнейшим требованием к работе педагога является правильный подбор материалов, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка на определенном этапе развития, и правильная организация развивающей среды.

Эффективность системы педагогики Монтессори проверена годами и несмотря на то, что в наши дни на ее основе уже построено множество новых методик, она продолжает оставаться востребованной и популярной среди педагогов и родителей, и, несомненно, не утратит своей актуальности еще долгие годы.

Текст: Надежда Мозырская,

студентка 3 курса дефектологического факультета

Фото: Полина Дорофеева,

студентка 1 курса факультета начального образования

19 / 12 / 2022

Показать обсуждение