Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Новые горизонты педагогики: от компетенций к результатам

Институт физики, технологии и информационных систем (новости)

27–28 июня 2025 г. в Москве состоялся IV летний педагогический форум «Сообщества образовательных организаций и инновации» (далее — Форум). Организаторами Форума выступили: Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с общеобразовательной автономной некоммерческой организацией «Частная школа Снегири» и автономной некоммерческой организацией «Агентство развития Норильска».

       Цель форума: поиск новых подходов и разработке практических решений формирования востребованных компетенций у будущих педагогов.

Встреча прошла в формате профессионального диалога между представителями педагогических вузов, преподавателями, методистами и экспертами в области образования. Старт форуму был дан на пленарной сессии, где в формате дискуссии выступали приглашенные эксперты: Жуйкова Ирина Ярославовна, директор Департамента социальной политики, ПАО «ГМК «Норильский никель», Корешникова Юлия Николаевна, Департамент образовательных программ, доцент; Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, д.п.н., профессор Института физики, технологии и информационных систем МПГУ; Гулин Алексей Сергеевич, директор частной школы «Снегири»; Казарновский Максим Сергеевич, директор ММСО; Перфильева Анастасия Юрьевна, директор по персоналу Заполярного филиала «Норникеля».

Модератором встречи выступила Каденкова Елена Юрьевна, руководитель проектного офиса развития образования АНО “Агентство развития Норильска”.

Основная часть дискуссии была посвящена вопросам подготовки и поддержки учителей, внедрению цифровых технологий и искусственного интеллекта в образовательный процесс, а также поиску баланса между традиционными и инновационными подходами. В обсуждении приняли участие московские и региональные учителя и преподаватели, а также эксперты с опытом работы в педагогических и технических вузах.

Обсуждаемые темы:

  1. Вызовы педагогических вузов и удержание молодых специалистов (Проблемы набора студентов на естественно-научные специальности, особенно в регионах. Проекты поддержки молодых учителей и сопровождение выпускников (“Учитель для села”). Важность личностной устойчивости и профессионального счастья педагога).
  2. Современное педагогическое образование: традиции и инновации (Роль фундаментальной предметной и широкой гуманитарной подготовки. Значение личностного развития и субъектности педагога. Необходимость передачи не только знаний, но и опыта, способов реагирования на нестандартные ситуации).
  3. Взаимодействие учителя и ученика в условиях цифровизации (Проблемы страха учителей перед цифровыми технологиями и учениками, владеющими ими лучше. Важность признания учителем своих ограничений и совместного обучения с учениками. Баланс между цифровыми и традиционными форматами обучения, влияние ИИ на образовательный процесс.)
  4. Оценивание, мотивация и индивидуализация обучения (Как оценивать работы студентов в эпоху ИИ, критерии самостоятельности и критического мышления. Формирующее оценивание, снижение страха ошибок, развитие внутренней мотивации. Проблемы массовых потоков и индивидуального подхода).
  5. Институциональные барьеры и зоны влияния педагога (Вопросы нормативного регулирования внедрения новых модулей и технологий. Ограничения и возможности для изменений на уровне отдельного преподавателя. Рефлексия участников: важность личностного развития, субъектности, поиска смысла и поддержки друг друга) и др.

В рамках форума проводились боф-сессии по ряду направлений: Вуз и школа. Школьно-университетское партнёрство; Вуз и педагог. Подготовка, переподготовка и устранение разрывов; Школа и педагог. Что школа ожидает от учителя, а учитель от школы.

Модератором-экспертом на направлении «Вуз и педагог. Подготовка, переподготовка и устранение разрывов» выступила М.Е. Вайндорф-Сысоева, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе ИФТИС МПГУ при участии эксперта Кларина Михала Владимировича, научного руководителя Центра дидактики профессионального образования МГПУ. Участники боф-сессии задавали вопросы волнующие их вопросы, например, роль традиционной педагогики в современном образовании, соотношение традиционного и инновационного в работе учителя, оценка или отметка, как оценивать знания на массовом потоке, что делать с ИИ, обязательно ли высшее образование для учителя. Делились опытом, слушали с интересом экспертов.

Форум прошел в атмосфере открытости и профессионального поиска и завершился интерактивной работой групп в формате боф-сессии.

Сайт форума: https://ioe.hse.ru/forum_ped_obr#part5

Субочева Марина Львовна, д.п.н., заведующая кафедрой ТиПО ИФТИС

Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, д.п.н., заместитель директора ИФТИС по науке.

30 / 06 / 2025

Показать обсуждение