Оценка за поведение – это прежде всего способ формирования нравственных качеств личности, а не способ наказания. Поэтому и критериями выставления такой оценки должны быть проявления нравственных качеств, которые могут быть детализированы для возрастных групп, считает доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета Людмила Подымова.
На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) 10 декабря президент РФ Владимир Путин отмечал, что вопрос возвращения оценки в школе нужно обсудить. В случае ее возвращения, она должна быть равноценной с другими оценками, заметил президент. В пресс-службе Минпросвещения РФ сообщили, что этот вопрос детально проработают и внесут предложение в рамках разработки стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года.
“На наш взгляд, оценка за поведение, это, прежде всего, способ освоения нравственных норм и ценностей как регуляторов поведения, формирования нравственных качеств личности, а не способ наказания”, – сказала ТАСС Подымова.
Она заметила, что нравственные качества всегда были “мерилом” духовного развития личности. Они определяют стержневые личностные характеристики, такие как ответственность, доброта, порядочность, дисциплинированность, забота о других людях. Кроме того, нравственные качества – это определенные правила жизни, заложенные в каждом человеке: “поступай по совести”, “друг познается в беде”, “старшим место уступи – младшим помощь окажи” и другие, отметила эксперт.
“Именно поэтому критериями оценки за поведение школьников должны быть проявления нравственных качеств: ответственность, умение держать слово, трудолюбие, доброта и забота о людях, оказание помощи, честность, уважение, дружелюбие, умение поддержать человека в трудную минуту”, – подчеркнула доктор педагогических наук.
При этом, по ее словам, для каждой возрастной группы эти критерии могут быть детализированы, так как формирование нравственных норм для младших школьников и подростков имеет свои особенности. Однако стержневые нравственные качества личности должны быть определены для всех школьников, заключила она.
Источник: ТАСС https://tass.ru/obschestvo/22646871