Летняя практика в детских оздоровительных лагерях представляет собой уникальную возможность для студентов-психологов и педагогов-психологов применить теоретические знания в живой, динамичной среде. Детский лагерь становится естественной лабораторией, где каждый день рождаются новые творческие решения, а искусство становится мостиком между внутренним миром ребенка и внешним миром взрослых. Как говорил выдающийся исследователь детства Василий Сухомлинский:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Именно эту философию воплощают в жизнь студенты Иститута педагогики и психологии МПГУ во время летней практики.
Одним из ярких примеров такого подхода стала практика Валерии Кожемяко, студентки 2 курса направления «Социальная педагогика и психология», которая проходила практику в ДОЦ «Полюс» .
Валерия рассказывает о богатстве возможностей, которые предоставляет современный детский лагерь:
«У нас есть много разных событий, на которые мы с детьми готовим номера. Некоторые мероприятия: “Танцы народов России”, различные рукотворные конкурсы, кружки хореографии, плетение ковров, журналистики и другие».
Это многообразие форм творческой деятельности создает условия для раскрытия различных граней личности ребенка. В психологии творчества это называется принципом полимодальности – использования различных каналов восприятия и самовыражения.
Каждый вид деятельности обращается к разным психическим функциям. Например танец – развивает телесное самосознание и эмоциональную экспрессию, а рукоделие формирует мелкую моторику и терпение. Журналистика же развивает речь и критическое мышление. И здесь, наши студенты учатся видеть в каждом ребенке потенциал для творческого самовыражения и подбирать соответствующие формы работы.
Среди всех видов творческой деятельности в лагере изобразительное искусство занимает особое место, поскольку позволяет детям выразить то, что порой трудно передать словами. Валерия обнаружила, что рисунок становится универсальным языком общения, особенно для самых маленьких участников смены.
«На первой смене я работала с самыми маленькими детьми. Мы много рисовали и самыми запоминающимися были рисунки не самых активных детей. Очень интересно было рассматривать их и видеть, что ребенку очень многое запоминается. Такие детки делились своими впечатлениями именно через рисунки, словами все выразить им было сложно».
Здесь мы видим практическое применение арт-терапии. Изобразительное творчество для детей младшего возраста часто становится более доступным языком самовыражения, чем вербальная коммуникация. Некоторые дети, которые могут казаться менее активными в общих мероприятиях, но через рисунок раскрывают богатство своего внутреннего мира. Это важное наблюдение для будущих педагогов-психологов о том, что необходимо создавать разнообразные каналы для детского самовыражения, не ограничиваясь только вербальными формами.
Творчество как инструмент рефлексии
Валерия продемонстрировала глубокое понимание психологических функций творчества, используя его для подведения итогов лагерной смены:
«Я расписывала наше последнее отрядное дело. Там мы с ребятами сначала ходили по территории, вспоминая то, что происходило в том или ином уголке лагеря, а потом вместе делились впечатлениями».
Этот подход соединяет пространственную память с эмоциональным переживанием и творческим осмыслением опыта. Прогулка по территории активирует воспоминания, связанные с конкретными местами, а последующее творческое осмысление помогает интегрировать весь лагерный опыт в целостную картину. Такая работа способствует развитию рефлексивных способностей детей и помогает им осознать собственный рост и изменения.
Диагностические возможности детского творчества
Помимо этого Валерия также проявляет и профессиональную наблюдательность, характерную для ответственного вожатого:
« … Я считаю, что в большинстве детских работ можно увидеть определенные переживания, радости и страхи, главное смотреть на рисунок “шире”, анализировать поведение детей и искать связи».
Это высказывание отражает помимо всего и суть проективного подхода в детской психологии. Творческие работы детей несут в себе информацию не только о развитии художественных способностей, но и об эмоциональном состоянии, внутренних конфликтах, страхах и радостях. Умение «читать» детские рисунки и поделки становится важным инструментом в работе педагога-психолога.
Опыт Валерии показывает, как летняя практика способствует формированию ключевых профессиональных компетенций будущих психологов и педагогов-психологов.
Во-первых, развивается способность к наблюдению и интерпретации поведения детей.
Во-вторых, формируется умение создавать условия для самовыражения и творческого развития.
В-третьих, осваиваются методы арт-терапии и их практическое применение.
Детский лагерь как пространство для практики обладает уникальными преимуществами. Здесь студенты работают с детьми в естественной среде, где игра и творчество являются основными формами деятельности. Это позволяет увидеть детей в их наиболее открытом и искреннем состоянии, что особенно важно для будущих психологов.
Опыт работы в лагере также развивает эмпатические способности и эмоциональную устойчивость – качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности психолога. Ежедневное взаимодействие с детьми разных возрастов и характеров требует от студентов-вожатых постоянной адаптации и поиска индивидуального подхода к каждому ребенку.