Географический факультет МПГУ ведет свою историю с 1917 года, когда на физико-математическом факультете МВЖК (ныне – МПГУ) было открыто географическое отделение.
Факультет славится тем, что на нем работали многие великие ученые: естествоиспытатель, создатель науки биогеохимии В.И. Вернадский; антрополог, археолог Д.Н. Анучин; советский геолог, геоморфолог В.А. Варсанофьева и многие другие.
Наталья Викторовна Косарева, кандидат географических наук, доцент кафедры геологии и геохимии ландшафта, заместитель декана по научно-исследовательской работе студентов, рассказала о том, как с бабушкиных атласов зародилась любовь к географии, и как она начала свою педагогическую деятельность.
Когда Вы поняли, что хотите стать преподавателем?
– Когда я поступала в МПГУ, у меня не было цели стать преподавателем. Но так получилось, что на третьем курсе я пошла работать в школу. Так и стала. Об этом я ни капли не жалею, потому что могу с уверенностью сказать, что нашла себя в этой профессии.
Почему Вы связали свою жизнь с географией?
– Наверное, потому что я её очень любила! А еще моя бабушка была учителем географии и завучем в школе, поэтому география присутствовала в моей жизни с самого рождения. Все бабушкины атласы и учебники зарисованы мной в детстве. География для меня – это не просто предмет, который я преподаю, а прежде всего образ мышления, и в чем-то даже образ жизни. Так получилось, что со студенческих лет и до сих пор я регулярно выезжаю в научно-исследовательские экспедиции.
Были ли в вашей жизни педагоги, которые изменили ваше мировоззрение?
– Да, конечно, в моей жизни были преподаватели, которые изменили мое мировоззрение. В первую очередь, это мой учитель географии в школе – Галина Ивановна Матасова. Именно благодаря ей я стала географом. И уже в университете моим учителем по жизни стал мой научный руководитель Лев Васильевич Алещукин, доцент кафедры геологии и геохимии ландшафта. Благодаря Льву Васильевичу я состоялась как преподаватель, геохимик и ученый-исследователь. Так что, наверное, эти два человека определили выбор моей профессии и выбор моего мировоззрения. Хочется отметить, что мне по жизни везет не только с преподавателями, но и вообще с людьми. Каждый меня чему-то учит и дает толчок для дальнейшего развития.
Какими были Ваши студенческие годы?
– Мои студенческие годы были очень насыщенными. Уже с первого курса специалитета у меня начались выездные практики, прежде всего связанные с кафедрой геологии и геохимии ландшафта, на которой я работаю сегодня. Выезды были не только однодневные, но и дальние, так что скучать не приходилось.
По Вашим наблюдениям, есть ли «собирательный» образ современного студента?
– Я считаю, что собирательного образа современного студента не существует (для меня, во всяком случае). Уже как опытный преподаватель могу сказать, что студенты из года в год меняются – каждое последующее поколение другое. Так и современные студенты не такие, какими были мы в их годы. Они отличаются от нас, причем в лучшую сторону.
Что Вы цените в своих студентах?
– Прежде всего, любопытство! Я сама человек очень любопытный, и считаю, что любопытство – это двигатель прогресса. Если человек не любопытен, если он не интересуется новым, то этот человек очень ограниченный. Своим студентам я всегда желаю оставаться любознательными и любопытными – это помогает не только в профессиональной сфере, но и по жизни.
Как Вы думаете, за что вас любят ваши студенты?
– Не знаю, это надо спрашивать у моих студентов! Вообще, мне кажется, любят прежде всего за отношение. За то, что пары проходят не в таком классическом формате, когда я преподношу материал и требую, чтобы меня слушали. На парах мне удается создавать атмосферу, в которой студенты чувствуют себя свободно и раскрепощенно: они могут задавать любые вопросы и высказывать разные, даже самые, на первый взгляд, бредовые идеи. Но какой бы бредовой идеей ни была, она всегда является очень ценной. Потому что именно с малого начинается путь в великую науку, путь познания. А за что не любят? Наверное, за справедливость.
Каким должен быть идеальный преподаватель?
– Идеальных преподавателей нет (опять же, для меня). Наверное, идеальный преподаватель – это образ человека, который никогда не ошибается и всегда прав. Мне кажется, преподаватель сам учится на своих ошибках. И, более того, весь этот опыт познания должен передавать своим студентам. Поэтому преподаватели не должны быть идеальными. Они должны идти в ногу со своими ребятами-студентами и не бояться учиться.
Какое напутствие Вы бы дали первокурсникам?
– Нашим первокурсникам хотелось бы пожелать удачи. Удачи в выборе направления подготовки, во всех начинаниях. Чтобы они не боялись этого пути и уверено шли по дороге, которую выбрали. Неизвестно, как сложится их дальнейшая профессиональная судьба, свяжут ли они свою жизнь с преподаванием или нет. В любом случае, хотелось бы пожелать, чтобы они всегда оставались открытыми этому миру. Пусть в университете они обретут верных друзей, ведь студенческая дружба – самая крепкая. И, конечно же, чтобы исполнялись их мечты. Мечтайте, ребята, загадывайте желания, и пусть они исполняются!
Рубрика «Педагогом быть модно!» – серия материалов, где преподаватели МПГУ рассказывают о педагогической деятельности, значимости профессии, о творческой и научной жизни, дисциплинах, которые преподают, и, конечно же, студентах.
Узнать больше о поступлении и подать документы в МПГУ: https://mpgu.su/postuplenie/aktualno-prijomnaja-kampanija/
София Рыженко
Мастерская «Universal Journalists»
Центр мультимедийных и печатных СМИ
Дирекция креативных программ