Институт физики, технологии и информационных систем создан путем объединения двух факультетов: физики и информационных технологий, а также технологии и предпринимательства. Отличительной особенностью Института является сочетание классических традиций университета с полуторавековой историей и современных образовательных технологий.
Доцент кафедры теории и методики обучения физики ИФТИС, кандидат педагогических наук, и.о. директора Института физики, технологии и информационных систем Сергей Владимирович Лозовенко рассказал о преподавании, выборе профессии.
На какой специальности Вы учились? Как пришли к преподаванию?
– Я закончил с отличием факультет физики МГПИ им. В.И. Ленина в 1990 году по специальности «Физика». Выбор профессии учителя был не случаен. Моя мама больше 60 лет проработала в школе учителем истории, и ее пример повлиял на мой выбор. Уже на 5 курсе я пришел работать в одну из московских школ и вот уже больше 30 лет я преподаю детям физику.
Как Вы пришли в МПГУ?
– В 2001 году, будучи соискателем кафедры теории и методики обучения физики, меня пригласили в Институт преподавать. От предложения работать в своей альма-матер я не смог отказаться и с радостью согласился.
С какими сложностями сталкивается преподаватель, и как их удаётся преодолеть?
– Мы живем в эпоху высоких технологий, когда все меняется очень быстро, в том числе, и в образовании. Кто же мог из нас ожидать, что не постепенно, а одномоментно мы все перейдем на дистанционное обучение. Не все преподаватели и даже студенты смогли справиться с этой проблемой. Современный педагог, как это говорят, должен все время «держать руку на пульсе». Постоянно совершенствовать не только свои предметные знания, но и быть в курсе всех современных методик и технологий. Сейчас самое важное для преподавателя, на мой взгляд, суметь правильно встроить себя в цифровую дидактику.
Как Вы заинтересовываете студентов к изучению своего предмета?
– Во-первых, я опираюсь на опыт своих коллег и педагогов, которые меня учили, например, научного руководителя кафедры теории и методики обучения физики Наталии Сергеевны Пурышевой. Но при этом я прекрасно понимаю, что учить современных студентов так, как учили меня, уже нельзя и поэтому постоянно сам учусь. Современные социальные сети позволяют постоянно совершенствовать свои методические знания.
Во-вторых, я считаю, что преподавать можно только то, чем владеешь сам. Поэтому все эти годы продолжал работать в школе как учитель физики, а сейчас являюсь педагогом дополнительного образования. Личный опыт и примеры из жизни гораздо интереснее студентам, чем просто «сухая» теория.
Какими навыками должен обладать будущий педагог?
– Он должен уметь учиться всю жизнь.
Преподавателем быть нелегко бывают ли у вас моменты «выгорания»?
– В моей жизни только один раз был такой момент, когда, во время урока в школе, я вдруг поймал себя на мысли, что я жду, когда закончится урок. Это и был момент «выгорания». Но как раз в это время мне поступило предложение преподавать в университете. Энергией меня питают многочисленные проекты, в которых я участвую. Они приходят неожиданно, например, предложение поработать в летнем детском научном лагере МГУ. Побывав там один раз, я еще четыре года потом ездил в этот лагерь.
Что вам нравится в образовательной деятельности?
– Прежде всего, мне нравятся люди. Это и школьные учителя, большинство из которых подвижники своего дела, и дети, у которых «горят глаза», когда им интересно то, что ты преподаешь. И как преподаватель я надеюсь, что мои студенты-ученики также будут «зажигать глаза» своих детей любовью к физике.
Рубрика «Педагогом быть модно!» – серия материалов, где преподаватели МПГУ рассказывают о педагогической деятельности, значимости профессии, о творческой и научной жизни, дисциплинах, которые преподают, и, конечно же, студентах.
Узнать больше о поступлении и подать документы в МПГУ: https://mpgu.su/postuplenie/aktualno-prijomnaja-kampanija/
Светлана Малышева
Мастерская «Universal Journalists»
Центр мультимедийных и печатных СМИ
Дирекция креативных программ