Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Педагогом быть модно!»: Преподавателем нужно «вырасти»

Новости Дирекции креативных программ

Современный преподаватель: с чем пришлось столкнуться на дистанционном обучении, как построить свое общение со студентами, какие забавные ответы преподаватель получает от студентов, и неужели мы переносим домашнее задание из-за конца света? Обо всём этом рассказала Дарья Дмитриевна Берестова ­– преподаватель дисциплин психолого-педагогического цикла, специальности «Преподавание в начальных классах» Колледжа МПГУ.

Всегда ли Вы хотели преподавать? Что повлияло на Ваш выбор профессии?

– Я думаю, что о преподавании мало кто из моих коллег мог задумываться, как это обычно бывает, в детстве. Работа имеет свою специфику, к ней отдельно нигде не готовят. Преподавателем нужно «вырасти».

Я, конечно, уже в детстве понимала, что буду работать с людьми, много говорить. Но выбрать какой-то школьный предмет не могла.  Мне казались они все очень узкими, если так можно выразиться.

В год окончания мною школы открыли в старейшем, прославленном педагогическом училище №1 имени великого русского педагога К.Д. Ушинского новую специальность: «Социальная педагогика». Я, бросив разом все   поступления во все намеченные вузы (педагогические конечно), устремилась туда. Сдавала 2 больших экзамена, очень переживала, окончила, потом, получив высшее образование уже по психологической специальности (Социальная психология), с радостью откликнулась на предложение работать в лучшем колледже города, в родном, который окончила. Так пролетели 15 лет.

Сегодня мне выпала еще одна честь, представлять педагогический коллектив Колледжа старейшего, первого и самого крупного педагогического высшего учебного заведения МПГУ!

Другие, я знаю, как они считают, попали случайно, по стечению обстоятельств. Так, например, прийти апробировать практическую часть дипломной работы и остаться на 20 лет, как преподаватель «Методики русского языка», Надежда Константиновна Булычева… Лично я в такие случайности не верю, внутренне человек к этому шел.

Какие дисциплины Вы преподаете?

– Дисциплины, относящиеся к психолого-педагогическому циклу. Именно сейчас это «Педагогика», «Психология», «Основы организации внеурочной работы (научно-познавательная деятельность в предметных областях)».

Это очень ответственно, потому что мы – преподаватели – прикасаемся уже сегодня к будущему, а преподаватель, который готовит будущего учителя, – к будущему в квадрате.

У студентов есть любимые предметы, а есть ли такой у преподавателя?

– Конечно, есть. Это не всегда происходит с самого начала, когда преподаватель только берётся вести новый предмет, но в процессе его преподавания он точно станет ему родным и неповторимым.

И в этом, кстати, помогают преподавателю сами студенты. Совместное обсуждение тем на занятиях, обмен мнениями по поводу прочитанной литературы по теме или просмотренных фильмов часто помогает по-новому и самому преподавателю взглянуть на содержание предмета. Начинаешь видеть в нем другие грани, понимать актуальность (особенно, если преподаватель выходит на практику и видит, как применяют студенты полученные знания), его значимость и возникает любовь, как и положено: через знание и понимание.

Дистанционный формат образования уже плотно вошел в нашу жизнь. Чем он оказался особенным для Вас как для педагога?

– Как и для большинства педагогов, он оказался для меня «инквизитором». Как интересно подметил в одном из своих телеинтервью известный педагог Шалва Александрович Амонашвили, учитель, преподаватель столкнулись сегодня с тем, что от них, помимо многочисленных профессиональных навыков, временем затребованы еще и «навыки телеведущего». И это оказалось действительно сложным. Это уже другой взгляд и на свой материал, и на манеру преподнесения этого материала, другие способы стимулирования учебной деятельности, дикция, тембр, всё под более пристальным контролем теперь.

«Я убежден, что хорошо сказанное детям деловое крепкое слово имеет громадное значение,.. нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю… вашу личность», – так писал великий педагог Антон Семенович Макаренко. Вот тут-то по-новому задумаешься: слово, оно-то деловое и крепкое, а интернет – слабый и домашний. Ободряет окончание этой фразы, сказанной Антоном Семеновичем: «Этому нужно учиться». Поэтому мы – преподаватели – не сдаемся и учимся.

Что является показателем успеха в общении со студентами?

– Когда они становятся моими коллегами. И мы продолжаем общаться, делимся успехами, «сверяем курс», совместно организуем практику для нынешних студентов. И даже те, кто не стал после окончания Колледжа работать по специальности, все равно приходят, звонят и признаются, что им пригодились полученные в Колледже знания. Один такой звонок потряс меня до глубины души, когда позвонила моя выпускница и сказала: «Дарья Дмитриевна, Вы 10 лет назад говорили и оказались правы…» 10 лет!!! Вы представляете?!

А ведь многие из ребят даже не подозревают пока учатся, что все-таки будут работать с детьми. Среди моих выпускников, которые поначалу не хотели или не чувствовали в себе силы, уверенность, желание работать с детьми, многие пришли работать в образование, или в соц. защиту, и они там стали очень успешными. Среди них есть даже те, кто сейчас уже является директорами или их заместителями в школах.

Какие самые забавные ответы Вы слышали от студентов?

– История, конечно давняя, но умиляет до сих пор. В декабре 2012 года мир очень серьезно готовился к очередному концу света, и у меня на практике один студент на «полном серьезе» отказался готовить свое занятие, потому что дата его проведения была запланирована позже назначенной даты конца света.

Иногда студенты у нас такие перегруженные, что могут вот такое в своих конспектах к пед. практике написать: Когда говорят осина, а когда осинка? (осинка – это маленькая сосна).

Или вот такое в конспекте занятия: «Если у вас возникнут трудности, то вы всегда сможете к ним обратиться».

Что Вы считаете своим главным педагогическим достижением?

– В такой работе, как наша, трудно сказать, что является главным, а что –второстепенным. Каждый студент, твои коллеги – все они являются неповторимыми личностями, и ты оставляешь в их сердце что-то свое, как и они в твоем.

И это влияние со стороны может казаться совсем уж незначительным, но для кого-то оно может даже определить судьбу. Так, у меня был один случай. Пришла учиться студентка, сменив несколько учебных заведений (среднего и высшего образования, разных специальностей, успевшая поработать в какой-то даже довольно серьезной мед. лаборатории), но так и не окончив ни одного из них. Ну, а я позволила себе безобидно обмолвиться, что и от нас, как в сказке, она уйдет. Сказала и забыла, пока спустя 3 года она на выпускном вечере не показала мне диплом со словами, что разозлившись тогда (надеюсь, на себя), «для меня» она его все же получила. Вот так иногда нужно с большой осторожностью бросаться словами.

Если коротко, то мы с коллегами считаем главным достижением, если твоя работа дала студенту «путевку» в жизнь.

Что для Вас Колледж МПГУ?

– Директор нашего Колледжа, Марина Александровна Рассказова, в своем представлении на нашем сайте написала:  «Обычно жизнь человека принято делить на личную и общественную, которая проходит в трудовом коллективе. Да только как знать, где эта граница, когда работа становится домом, а дом –продолжением работы. Преподавание – это призвание, которое требует от человека всех его сил и способностей без остатка. Служение, которое не знает каникул и перемен». Вот этим и является для меня Колледж – большой профессиональной семьей, где есть место всему: успехам, небольшим разочарованиям, веселью, теплым дружеским отношениям, поддержке, но, главное – это возможность работать в команде и на результат!

Каким, по Вашему мнению, должен быть современный преподаватель колледжа?

– Как и любой современный учитель, преподаватель должен смотреть только вперед, «нести разумное, доброе, вечное» и позитивное!

Рубрика «Педагогом быть модно!» – серия материалов, где преподаватели МПГУ рассказывают о педагогической деятельности, значимости профессии, о творческой и научной жизни, дисциплинах, которые преподают, и, конечно же, студентах.

Узнать больше о поступлении и подать документы в МПГУ: https://mpgu.su/postuplenie/aktualno-prijomnaja-kampanija/

Татьяна Трошкина

Мастерская «МёдЪ»

Центр мультимедийных и печатных СМИ

Дирекция креативных программ

17 / 07 / 2021

Показать обсуждение