Как писал В.О. Ключевский: «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую». Особенно актуально эта фраза звучит для педагога иностранного языка, который призван научить мыслить и выражать свои чувства на другом языке.
Наталья Олеговна Булгакова, старший преподаватель кафедры английского языка и цифровых образовательных технологий Института международного образования, кандидат филологических наук, считает, что преподаватель должен быть современным, а со студентами надо разговаривать на их языке. Она рассказала, какими качествами должен обладать педагог и обязательно ли смотреть фильмы на английском языке, чтобы поднять уровень знаний.
Как Вы пришли в профессию?
– В профессию я пришла не сразу. Я училась на переводчика и пока училась, думала, что все-таки буду работать именно в этой области. Но еще в студенческие годы начала преподавать. Потом я пошла в аспирантуру, и поняла, что педагогическая деятельность мне ближе, чем устный перевод и тем более письменный.
Почему Вы связали свою жизнь с английским языком?
– Я бы не сказала, что это было целенаправленное решение, скорее, стечение обстоятельств. Я работала и с французским, и с английским языками, но, поскольку английский у нас гораздо более востребован, меня увело в эту сферу, хотя диссертацию писала по французскому. В целом, оба языка у меня сейчас рабочие, оба люблю и не могу сказать, что предпочитаю какой-то из них.
На Ваш взгляд, что является самым сложным в педагогической работе?
– Мне кажется, что самым сложным является психологический компонент. Многие думают, что преподавателем быть очень легко, так как он знает свой материал: подготовился к лекции, пришел, всех научил и все замечательно. Мне кажется, что самое трудное и энергозатратное – это найти подход к группе, к студентам, посмотреть, какие у каждого человека есть сильные и слабые стороны, как он лучше воспринимает информацию, как лучше с ним выстроить отношения. За мою педагогическую деятельность проблем с этим ни разу не возникло.
Гордитесь ли Вы своими студентами?
– Да, я считаю, что мне очень повезло со студентами. Особенно я горжусь теми ребятами, которые за год подняли свой уровень владения языком. Когда ты видишь, что к концу года они совсем по-другому раскрываются, начинают чувствовать себя более уверенно, ты за них гордишься.
Вы строгий преподаватель? Как Вы относитесь к опозданиям на лекции или пропускам?
– Я бы сказала, что я требовательный преподаватель, что касается материала. Это обусловлено подготовкой, которая была непосредственно у меня. В плане дисциплины у меня подход основан на понимании того, что студент должен осознавать, что в первую очередь это нужно ему. Я считаю, что строгая дисциплина не нужна. Мне нравится атмосфера, которая у нас сформировалась в ИМО, где преподаватели – это наставники, мы постоянно смеемся, и дальше продолжаем заниматься. К прогулам отношусь не очень хорошо, но, с другой стороны, прекрасно понимаю, что бывают разные ситуации, не записываю пофамильно тех, кто опоздал, потому что для меня важен результат и мотивация. Я не отношусь к студентам, как к детям в начальной школе, которых нужно контролировать. Обучение — это сотрудничество, поэтому, когда студент что-то не сделал или прогулял, это в его интересах, и я здесь для того, чтобы ему помочь, направить и сориентировать, а не ругать. Во время экзаменов проявляю требовательность, я считаю, что это правильно и это должно мотивировать.
Вы смотрите фильмы или читаете книги на английском языке? Какие советуете студентам, чтобы улучшить уровень языка?
– Сейчас мы все уже смотрим на оригинальном языке, потому что все доступно. В рамках определенной темы, которую обсуждаем на лекциях, нередко проскальзывает какая-либо моя рекомендация о просмотре определенного фильма. Очень часто студенты открывают что-то новое для меня, это обоюдный процесс. Все мои ребята что-то читают, изучают, смотрят на английском языке. Я уже это воспринимаю как неотъемлемую часть нашей жизни, на которой даже акцентировать внимание не нужно, потому что все это делают, и это здорово.
Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать преподаватель?
– Преподаватели разные и студенты разные. Для кого-то один педагог будет лучшим в его жизни, потому что он обладает определенным набором качеств. Для кого-то этот же преподаватель будет немного «не его». Но, в целом, если говорить про универсальные качества – это то, что мы называем «soft skills», то есть готовность понять, проявить эмпатию, потратить определенное время, замечать нюансы, которые необходимо откорректировать, проявить терпение, чтобы понять своего студента. Основа процесса преподавания заключается в умении слушать и прислушиваться к проблемам ребят.
Что касается меня, я стараюсь быть со студентами на одной волне, у меня это получается естественно и органично, не нужно прилагать усилия и настраиваться. Это хорошо и для меня, и для ребят, потому что позволяет лучше прочувствовать рабочие моменты.
Какое у Вас хобби?
– Я очень много путешествую, стараюсь уезжать за границу при любой возможности. Раньше много занималась спортом, сейчас у меня это ушло на второй план. Я много читаю. Это мое хобби, которое превратилось в работу, в силу своей научной деятельности. Я люблю разные жанры, сейчас читаю современную русскую литературу, не очень люблю фантастику… Преимущественно читаю что-то относящееся к реализму. Еще люблю готовить.
О чем Вы мечтаете?
– В широком плане я мечтаю о том, чтобы у меня и у моей семьи все было хорошо.
Рубрика «Педагогом быть модно!» – серия материалов, где преподаватели МПГУ рассказывают о педагогической деятельности, значимости профессии, о творческой и научной жизни, дисциплинах, которые преподают, и, конечно же, студентах.
Узнать больше о поступлении и подать документы в МПГУ:
https://mpgu.su/postuplenie/aktualno-prijomnaja-kampanija/
Алина Берлова
Мастерская «mAmont»
Центр мультимедийных и печатных СМИ
Дирекция креативных программ