Ирина Львовна Масандилова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе им. М.Р. Львова факультета начального образования Института детства преподаёт и в Лицее МПГУ. Её вдохновляют студенты, бардовская песня, музыка, театр и психодрама. Ирина Львовна рассказала об авторской методике литературной импровизационной игры, о работе со студентами и школьниками, а также поделилась советами для будущих педагогов.
Почему Вы выбрали русский язык и литературу? Чем Вас привлекает эта специальность?
– Я с четырёх лет запоем читала детские книги, с десяти – увлекалась педагогической литературой, с восемнадцати – начала преподавать. Мне нравится волшебство превращения «раздёрганного, спутанного» текста в «прозрачную литую прозу», для чего иногда достаточно «просто расставить правильно знаки препинания», как в рассказе Паустовского о старом корректоре. Я радуюсь, когда этим умением овладевают мои ученики; меня вдохновляет прогресс в их отношениях со словом, с книгой.
Вы преподаете не только в Институте, но и в Лицее МПГУ. Школьники и студенты – это две совершенно разные аудитории? С кем легче работать?
– Сложность работы зависит от конкретных ситуаций. Аудитории разные, но у них есть что-то общее: ведь Лицей МПГУ – это предуниверсарий. Иногда во время университетских мероприятий наших лицеистов принимают за студентов старших курсов.
Вы используете какие-то дополнительные средства, чтобы ребята прониклись произведением: смотрите фильмы, ходите в театры?
– Конечно. Во внеурочное время мы смотрим фильмы и спектакли, лицеисты и студенты участвуют в литературно-музыкальной гостиной «Встреча». Кроме того, в Лицее ежемесячно проходит организованная нашим директором И.А. Якимовым «Лицейская филармония» – цикл концертов мастеров художественного слова.
На уроках я использую авторскую методику литературной импровизационной игры, которая позволяет участникам «войти» в книгу, построить художественное пространство, «стать» определённым героем и прожить какие-то ситуации, а затем отделиться от него и вернуться к тексту. Это помогает глубже понять произведение, приблизиться к пониманию авторской позиции. Я делюсь своей методикой со студентами на курсе «Литературная импровизационная игра в начальной школе». По откликам выпускников, они впоследствии успешно применяют её на уроках, творчески модифицируя.
Вы проводите литературно-музыкальные гостиные, как проходит данное мероприятие?
– В литературно-музыкальной гостиной принимают участие ученики, учителя и выпускники Лицея, студенты и преподаватели разных Институтов и творческих коллективов Университета. Мы назвали её «Встреча», имея в виду встречу участников друг с другом, с самими собой и с искусством. Идея такого художественного события родилась на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальной школе им. М.Р. Львова факультета начального образования Института детства, затем мы решили объединить наших студентов и лицеистов. Гостиная обычно проходит на базе Лицея МПГУ или в онлайн-формате. На вечерах звучат произведения известных поэтов и писателей, бардовские песни, а также сочинения учеников и учителей, студентов и преподавателей; один раз даже был исполнен танец!
Вы принимаете участие в общественной жизни Института детства?
– Мы с коллегами с удовольствием участвуем в общественной и научной жизни Института детства и Университета: проводим конференции, олимпиады, иногда выступаем на концертах, организовываем встречи с писателями. Совсем недавно наша кафедра провела XXV Всероссийскую научно-практическую конференцию молодых учёных «Филологические аспекты начального образования: история, современность и перспективы развития», на которой читал пленарную лекцию «Рыцарь гуманной педагогики» Шалва Александрович Амонашвили. Это стало для всех настоящим событием!
Если бы Вы могли встретить себя в студенческие годы, что бы Вы себе сказали?
– «Тебе несказанно повезло: именно сейчас здесь преподают уникальные люди! Слушай их внимательно, впитывай каждое слово, не стесняйся задавать вопросы!»
Какой совет Вы бы дали молодому учителю, который только начинает преподавать?
– Я бы процитировала двух классиков гуманной педагогики: Корчака и Амонашвили.
Януш Корчак писал в книге «Как любить ребёнка»: «Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке… Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно… Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый… Вы говорите: Дети нас утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь! Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».
Шалва Амонашвили пишет в притче «Ответ на все вопросы»: «Кладезь твоих богатств находится в сердце твоём. Открой его и раздавай щедро!»
Рубрика «Педагогом быть модно!» – серия материалов, где преподаватели МПГУ рассказывают о педагогической деятельности, значимости профессии, о творческой и научной жизни, дисциплинах, которые преподают, и, конечно же, студентах.
Анжелика Васильева
7-ая Мастерская
Центр мультимедийных и печатных СМИ
Дирекция креативных программ