Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Педвузы разрабатывают новые технологии воспитательной работы

Новости МПГУ

Развитие воспитательного потенциала современного образования обсудили во второй день работы образовательного педагогического форума его участники.

На одноименной сессии рассмотрели такие ключевые вопросы, как потенциал воспитательной работы вуза и формирование гражданской идентичности педагога, социокультурное пространство вуза, рассмотрели педвуз, как центр социально ориентированных проектов.

Модератором данной сессии выступила проректор МПГУ Наталья Склярова, сомодератором – ректор ТомГПУ Андрей Макаренко.

В своем сообщении Андрей Макаренко представил центр профилактики радикальных настроений, работающий в одной из школ Томска. Концепцию проекта разработал ТомГУ. Эксперт заострил внимание на том, что сегодня от педагогов требуется компетенция в понимании символов и знаков молодёжи, в том числе татуировок, знаков, показывающих радикализацию.

– ТомГУ проводил исследование соцсетей. 37% детей от 14 до 17 лет подписаны на группы с потенциально опасным психологическим содержанием. У группы 18 – 19 лет этот процент доходит до 42%.

О разработанной Концепции воспитания и самовоспитания студентов ЧувГПУ рассказала проректор вуза Ольга Лукичева. Согласно данной концепции обозначены приоритеты воспитательной работы, важнейший из них – социально-патриотическое воспитание молодёжи.

Проректор по связям с общественностью МПГУ, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаоразования Татьяна Владимирова представила вожатский проект МПГУ, организованный с каждым окружным методическим центром в каждом федеральном округе и рассказала о социальных трендах высшего образования. Главным трендом она считает практикориентирванность и в связи с этим немаловажное значение в программах педагогической подготовки занимает вожатская педагогическая практика, которая носит непрерывный и интегративный характер.

– В МПГУ есть Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров. Центр проводит мониторинг включенности в образовательные программы модуля «Основы вожатской деятельности». 18 917 человек студентов разных вузов прошли вожатские практики в лагерях в 2019 г. 167 вузов России включили модуль «Основы вожатской деятельности» в свои программы. Утвержден в 2018 г. профстандарт вожатого, согласно которому вожатым может работать только тот, кто имеет профессиональное образование по данному направлению, – комментирует Татьяна Владимирова.

Второй тренд, который называет эксперт – усиленная подготовка студентов для работы в лагерях с выдачей первой справки о получении рабочей профессии – вожатый. Такой студент с таким документом может устроиться в школу и работать помощником вожатого.

Третий тренд – вместе с обучением вожатых-студентов есть необходимость в обучении сотрудников лагерей.

Также Татьяна Владимирова представила коллегам проект МПГУ, реализованный совместно с международным детским центром «Артек» – магистерская программа на факультете педагогики и психологии МПГУ «Психологическое сопровождение личности в детском оздоровительном центре» по заочной форме обучения. Обучающиеся данной программы работают в Артеке и проводят экспериментальные исследования для основы магистерских диссертаций.

Кроме этого, проректор МПГУ рассказала о новейших трендах, среди которых упомянула онлайн-вожатство и организацию онлайн-лагерей, так как МПГУ, УльГПУ, Всероссийский центр «Океан» включились в подготовку онлайн-вожатых. Московский педагогический государственный университет организовал онлайн-лагерь «Ежик-camp», где проходят обучение дети сотрудников.

– На эту программу был конкурс 6 человек на место вожатого. Главная мотивация студентов – необходимость освоить навыки взаимодействия с детьми в дистанте для будущего профессионального пути, так как от дистанционного формата мы теперь не уйдем, и он так или иначе будет в учительской и другой педагогической деятельности, – отмечает Владимирова.

Последний новейший тренд подготовки вожатых, который отмечает эксперт – подготовка вожатых, готовых транслировать ценности и смыслы патриотической работы. Через неделю МПГУ заключает договор с АНО «Авангард», предусматривающий проведение патриотических лагерей для учеников 10 и 11 классов. С сентября 2020 г. МПГУ будет заниматься подготовкой вожатых по патриотическому воспитанию.

Проблему синхронизации педагогического опыта вуза и школы затронула профессор ВоронГПУ Марина Шакурова.

Первый заместитель генерального директора АО «Издательство «Просвещение» Леонид Наумов презентовал новый курс «Мысль меняет мир» издательства «Просвещение».

В условиях существенных общественных трансформаций запрос на социальные практики воспитательной работы молодёжи стал как никогда высок, – отметила Марина Давыдова, проректор по учебной и воспитательной работе Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина. По ее мнению, именно студенты педвузов должны стать инициаторами передовых социальных практик и волонтёрства. В этом ей видится мощный потенциал системы педобразования в воспитании молодежи страны.

Заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов сделал доклад об итогах исследования оценки готовности и способности студентов педагогических вузов и молодых учителей в возрасте до 25 лет выступать проводниками морально-этических и идейных установок, включающих ценности, символы и смыслы общероссийской политической и исторической идентичности, лично соответствовать предлагаемым школьникам моделям поведения исходя из личностных, профессиональных и гражданских ценностных ориентиров.

Проректор по внеучебной работе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Олег Лысенко главной проблемой учителя назвал нестыковки между разными ценностными комплексами, транслируемыми на школу и в школе.

Необходимо, чтобы современный учитель по любому предмету умел бы доносить не только официальную точку зрения, но и другие точки зрения, умел бы помирить в голове старшеклассника разные, в т.ч. противоречивые, системы оценок и подходы, считает эксперт. Также, по его мнению, необходимо внедрение в воспитательную работу в школе работу с семейной и локальной памятью с учётом трагического опыта. Нужно сподвигать учителя и учеников говорить и о локальной, и о семейной истории, утверждает Олег Лысенко.

Начальник Управления непрерывного педагогического образования МПГУ Елена Комарницкая в своем выступлении затронула взаимодействие педвузов с социальными партнёрами в воспитательной работе.

Начальник управления развитием воспитательной деятельности РГПУ им. А. И. Герцена Раиса Богданова представила волонтерскую культурно-просветительскую деятельность вуза и проект «Инклюзивная культура педагогов в России и за рубежом», направленный на обмен эффективными практиками в инклюзивном образовании. Также эксперт сообщила, что РГПУ готов стать научно-методическим центром по продвижению русского языка за рубежом через волонтёрство.

Обсудив ключевые вопросы развития воспитательного потенциала современного образования, модераторы секции отметили:

-педагогические вузы выполняют важную социальную функцию в формировании личности будущего учителя России с учетом требований к подготовке современного учителя;

– воспитательная работа в педагогическом вузе является составляющей образовательной программы вуза, необходимо выработать единство подходов к проектированию примерной образовательной программы;

– необходимо усиление патриотической воспитания при подготовке педагогических кадров через реализацию комплекса мер по формированию гражданской идентичности будущего учителя России;

-социокультурное пространство вуза является условием эффективного формирования воспитывающей среды университета;

-педагогический вуз в образовательном пространстве региональных систем образования должен выполнять функцию центра реализации социально-ориентированных проектов через механизмы сотрудничества с общественными организациями, социальными партнерами.

20 / 06 / 2020

Показать обсуждение