Развитие воспитательного потенциала современного образования обсудили во второй день работы образовательного педагогического форума его участники.
На одноименной сессии рассмотрели такие ключевые вопросы, как потенциал воспитательной работы вуза и формирование гражданской идентичности педагога, социокультурное пространство вуза, рассмотрели педвуз, как центр социально ориентированных проектов.
Модератором данной сессии выступила проректор МПГУ Наталья Склярова, сомодератором – ректор ТомГПУ Андрей Макаренко.
В своем сообщении Андрей Макаренко представил центр профилактики радикальных настроений, работающий в одной из школ Томска. Концепцию проекта разработал ТомГУ. Эксперт заострил внимание на том, что сегодня от педагогов требуется компетенция в понимании символов и знаков молодёжи, в том числе татуировок, знаков, показывающих радикализацию.
– ТомГУ проводил исследование соцсетей. 37% детей от 14 до 17 лет подписаны на группы с потенциально опасным психологическим содержанием. У группы 18 – 19 лет этот процент доходит до 42%.
О разработанной Концепции воспитания и самовоспитания студентов ЧувГПУ рассказала проректор вуза Ольга Лукичева. Согласно данной концепции обозначены приоритеты воспитательной работы, важнейший из них – социально-патриотическое воспитание молодёжи.
Проректор по связям с общественностью МПГУ, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаоразования Татьяна Владимирова представила вожатский проект МПГУ, организованный с каждым окружным методическим центром в каждом федеральном округе и рассказала о социальных трендах высшего образования. Главным трендом она считает практикориентирванность и в связи с этим немаловажное значение в программах педагогической подготовки занимает вожатская педагогическая практика, которая носит непрерывный и интегративный характер.
– В МПГУ есть Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров. Центр проводит мониторинг включенности в образовательные программы модуля «Основы вожатской деятельности». 18 917 человек студентов разных вузов прошли вожатские практики в лагерях в 2019 г. 167 вузов России включили модуль «Основы вожатской деятельности» в свои программы. Утвержден в 2018 г. профстандарт вожатого, согласно которому вожатым может работать только тот, кто имеет профессиональное образование по данному направлению, – комментирует Татьяна Владимирова.
Второй тренд, который называет эксперт – усиленная подготовка студентов для работы в лагерях с выдачей первой справки о получении рабочей профессии – вожатый. Такой студент с таким документом может устроиться в школу и работать помощником вожатого.
Третий тренд – вместе с обучением вожатых-студентов есть необходимость в обучении сотрудников лагерей.
Также Татьяна Владимирова представила коллегам проект МПГУ, реализованный совместно с международным детским центром «Артек» – магистерская программа на факультете педагогики и психологии МПГУ «Психологическое сопровождение личности в детском оздоровительном центре» по заочной форме обучения. Обучающиеся данной программы работают в Артеке и проводят экспериментальные исследования для основы магистерских диссертаций.
Кроме этого, проректор МПГУ рассказала о новейших трендах, среди которых упомянула онлайн-вожатство и организацию онлайн-лагерей, так как МПГУ, УльГПУ, Всероссийский центр «Океан» включились в подготовку онлайн-вожатых. Московский педагогический государственный университет организовал онлайн-лагерь «Ежик-camp», где проходят обучение дети сотрудников.
– На эту программу был конкурс 6 человек на место вожатого. Главная мотивация студентов – необходимость освоить навыки взаимодействия с детьми в дистанте для будущего профессионального пути, так как от дистанционного формата мы теперь не уйдем, и он так или иначе будет в учительской и другой педагогической деятельности, – отмечает Владимирова.
Последний новейший тренд подготовки вожатых, который отмечает эксперт – подготовка вожатых, готовых транслировать ценности и смыслы патриотической работы. Через неделю МПГУ заключает договор с АНО «Авангард», предусматривающий проведение патриотических лагерей для учеников 10 и 11 классов. С сентября 2020 г. МПГУ будет заниматься подготовкой вожатых по патриотическому воспитанию.
Проблему синхронизации педагогического опыта вуза и школы затронула профессор ВоронГПУ Марина Шакурова.
Первый заместитель генерального директора АО «Издательство «Просвещение» Леонид Наумов презентовал новый курс «Мысль меняет мир» издательства «Просвещение».
В условиях существенных общественных трансформаций запрос на социальные практики воспитательной работы молодёжи стал как никогда высок, – отметила Марина Давыдова, проректор по учебной и воспитательной работе Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина. По ее мнению, именно студенты педвузов должны стать инициаторами передовых социальных практик и волонтёрства. В этом ей видится мощный потенциал системы педобразования в воспитании молодежи страны.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов сделал доклад об итогах исследования оценки готовности и способности студентов педагогических вузов и молодых учителей в возрасте до 25 лет выступать проводниками морально-этических и идейных установок, включающих ценности, символы и смыслы общероссийской политической и исторической идентичности, лично соответствовать предлагаемым школьникам моделям поведения исходя из личностных, профессиональных и гражданских ценностных ориентиров.
Проректор по внеучебной работе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Олег Лысенко главной проблемой учителя назвал нестыковки между разными ценностными комплексами, транслируемыми на школу и в школе.
Необходимо, чтобы современный учитель по любому предмету умел бы доносить не только официальную точку зрения, но и другие точки зрения, умел бы помирить в голове старшеклассника разные, в т.ч. противоречивые, системы оценок и подходы, считает эксперт. Также, по его мнению, необходимо внедрение в воспитательную работу в школе работу с семейной и локальной памятью с учётом трагического опыта. Нужно сподвигать учителя и учеников говорить и о локальной, и о семейной истории, утверждает Олег Лысенко.
Начальник Управления непрерывного педагогического образования МПГУ Елена Комарницкая в своем выступлении затронула взаимодействие педвузов с социальными партнёрами в воспитательной работе.
Начальник управления развитием воспитательной деятельности РГПУ им. А. И. Герцена Раиса Богданова представила волонтерскую культурно-просветительскую деятельность вуза и проект «Инклюзивная культура педагогов в России и за рубежом», направленный на обмен эффективными практиками в инклюзивном образовании. Также эксперт сообщила, что РГПУ готов стать научно-методическим центром по продвижению русского языка за рубежом через волонтёрство.
Обсудив ключевые вопросы развития воспитательного потенциала современного образования, модераторы секции отметили:
-педагогические вузы выполняют важную социальную функцию в формировании личности будущего учителя России с учетом требований к подготовке современного учителя;
– воспитательная работа в педагогическом вузе является составляющей образовательной программы вуза, необходимо выработать единство подходов к проектированию примерной образовательной программы;
– необходимо усиление патриотической воспитания при подготовке педагогических кадров через реализацию комплекса мер по формированию гражданской идентичности будущего учителя России;
-социокультурное пространство вуза является условием эффективного формирования воспитывающей среды университета;
-педагогический вуз в образовательном пространстве региональных систем образования должен выполнять функцию центра реализации социально-ориентированных проектов через механизмы сотрудничества с общественными организациями, социальными партнерами.