20 декабря 2017 г. Московский педагогический государственный университет совместно с Экспертным советом по педагогике и психологии Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации (ВАК) и Научным советом по педагогике Российского профессорского собрания (РПС) провел видеоконференцию «Тенденции и перспективы развития системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации в области педагогики».
В работе конференции приняли очное участие: представители администрации МПГУ, председатели, заместители председателей и ученые секретари диссертационных советов МПГУ по педагогическим научным специальностям (11 диссертационных советов), члены Экспертного совета ВАК, а также представители РПС.
На совещании обсуждались вопросы, связанные с развитием номенклатуры и Паспортов научных специальностей по педагогическим наукам, аттестацией научных кадров вузами, получившими право на присуждение собственных ученых степеней, а также проблема сетевого взаимодействия российских университетов в области подготовки кадров высшей квалификации по педагогическим научным специальностям.
В конференции в режиме on-line трансляции приняли заочное участие 225 представителей 75 вузов из 53 регионов России (Калининград – Санкт-Петербург – Москва – Казань – Екатеринбург – Омск – Хабаровск – Магадан и др.).
Конференция открылась приветственным словом от имени ректора МПГУ, члена-корреспондента РАО, доктора исторических наук, профессора А.В. Лубкова, а также председателя Экспертного совета ВАК по педагогике и психологии, академика РАО, доктора психологических наук, профессора А.И. Донцова.
С докладами выступили:
Бордовская Н.В., заместитель председателя Экспертного совета ВАК по педагогике и психологии, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор. В докладе были представлены возможные подходы к изменению номенклатуры научных специальностей по педагогическим наукам и различные варианты проектов Паспортов научных специальностей по педагогике, а также проведен анализ поступивших в адрес организаторов конференции предложений по данным вопросам.
Пурышева Н.С., член Экспертного совета ВАК по педагогике и психологии, заведующая кафедрой теории и методики обучения физики им. А.В. Перышкина МПГУ, доктор педагогических наук, профессор. В докладе были рассмотрены основные требования, предъявляемые к диссертационным исследованиям по научной специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования).
Леванова Е.А., председатель диссертационного совета Д 212.154.11, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, в своем докладе выделила актуальные проблемы, связанные с тематикой педагогических исследований, а также организацией проверки работ на некорректное заимствование в системе «Антиплагиат».
Дейкина А.Д., председатель диссертационного совета Д 212.154.27, доктор педагогических наук, профессор, в докладе рассмотрела вопросы методологии методической науки в лингводидактических и лингвометодических исследованиях (в соответствии с Паспортом научной специальности 13.00.02).
Чернобай Е.В., директор Центра изучения учительских практик Института образования НИУ ВШЭ, доктор педагогических наук, профессор; Минина Е.В., доцент Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ представили доклад авторского коллектива Научно-исследовательского университета Высшей школы экономики во главе с академиком РАО, доктором педагогических наук, профессором Болотовым В.А., в котором был описан проект НИУ ВШЭ по разработке Паспорта научной специальности «Педагогика и науки об образовании», основанный на полидисциплинарном подходе, направленный на обеспечение аттестации научных кадров для получения собственных ученых степеней НИУ ВШЭ.
Панарин А.А., руководитель аппарата РПС, рассказал о планах и мероприятиях Собрания на 2018 год, о работе РПС в области развития педагогического образования и науки в России.
Проректор МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, член Экспертного совета ВАК по педагогике и психологии Каракозов С.Д. в своем выступлении подвел итоги деятельности диссертационных советов МПГУ по педагогическим наукам в 2017 году и определил задачи руководителям диссертационных советов на 2018 год.
По итогам работы конференции были приняты рекомендации, озвученные проректором С.Д. Каракозовым:
- Рекомендовать ректорату МПГУ создать рабочую группу при ученом секретаре диссертационных советов университета, ставящую своей целью информационное обеспечение:
- результативности деятельности членов диссертационных советов;
- результативности научной деятельности организаций;
- подготовки рекомендаций по развитию системы подготовки кадров высшей квалификации и диссертационных советов МПГУ;
- подготовки предложений по расширению приема в аспирантуру, включая реализацию сетевых программ подготовки кадров высшей квалификации.
- Руководителям диссертационных советов обеспечить соответствие критериальным требованиям, предъявляемым к организации по соответствующему научному направлению и по результативности деятельности членов диссертационных советов.
- Направить поступившие предложения по совершенствованию номенклатуры и паспортов педагогических специальностей в адрес Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК при МОН РФ.
- Организовать совместно с Научным советом по педагогике Российского профессорского собрания постоянную работу по обсуждению вопросов подготовки кадров высшей квалификации в рамках проводимых Научным советом мероприятий.
Видео конференции доступно по ссылке:
https://drive.google.com/open?id=1SK89NlDqeMjueIRN0olnnb6722iTZAY0.
Презентации докладчиков
Каракозов С.Д. Тенденции и перспективы развития системы подготовки НПК в МПГУ
Бордовская Н.В. Обновление паспортов и номенклатуры научных специальностей по педагогическим наукам
Пурышева Н.С. Диссертационные исследования по специальности 13.00.02
Леванова Е.А. Актутальные проблемы педагогических исследований
Дейкина А.Д. К вопросу о методологии методической науки