С 23 июня по 5 июля 2025 года на базе Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московская дирекция по развитию культурных центров» под руководством менеджера отдела развития музейной деятельности Ларисы Назифовны Гусевой и старшего преподавателя Кафедры ЮНЕСКО Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ Анастасии Викторовны Большаковой у первокурсников направления «История и Воспитательная работа» проходила музейная практика. На протяжении практики студенты проводили социальные опросы, анализировали сайты и давали им характеристики. Также одна из студенток из группы является сотрудником и проходила практику на должности ассистента продюсера фестиваля «Театральный базар».
А вот как сами студенты комментируют эту музейную практику.
«Моя первая музейная практика оказалась очень полезной и интересной. Мы посетили несколько разных музеев, где смогли не только увидеть экспозиции, но и узнать много нового о музейной работе. Нам была предоставлена возможность посетить различные типы музеев, каждый из которых имеет свои уникальные особенности взаимодействия с экспонатами и посетителями. Это были и дом-музей, и музей-усадьба, и музей-панорама.
Особенно запомнилось посещение реставрационного центра в усадьбе Останкино. Нам показали, как специалисты бережно восстанавливают старинные предметы, буквально по крупицам собирая историю усадьбы.
Сотрудники музеев с большим энтузиазмом рассказывали о своих экспозициях и делились с нами своими знаниями. Для них было важно не просто донести информацию, а по-настоящему увлечь и пробудить интерес к музейному делу. Очень порадовало, что кураторы практики действительно были заинтересованы в нашей работе с ними. Они охотно отвечали на все наши вопросы, давали интересные задания и старались сделать программу максимально полезной. Благодаря этому мы смогли по-настоящему погрузиться в музейную работу».
«В рамках практики в «Мосразвитие» наша группа посетила несколько значимых культурных объектов Москвы: Московский зоопарк, усадьбу Кусково, музей Скрябина, панораму «Бородинская битва» и усадьбу Останкино.
В Московском зоопарке мы приняли участие в практической сессии, связанной с проблемами музеев. Нам провели короткую экскурсию по зоопарку, а после этого мы проводили анкетирование посетителей, чтобы собрать данные для дальнейшего анализа.
Усадьба Кусково поразила своей красотой и атмосферой. Мы прогулялись по парку, осмотрели основные достопримечательности, и вновь провели анкетирование среди посетителей.
Музей Скрябина предоставил нам уникальную возможность познакомиться с жизнью и творчеством великого композитора. Мы посетили экспозицию, посвящённую его творчеству, и провели анкетирование среди любителей классической музыки».
Панорама «Бородинская битва» впечатлила своим масштабом и детализацией. Мы узнали много нового о самом полотне, которое является основой музея. Концепция впечатляет тем, что полотно плавно перетекает в объекты, расположенные под смотровой площадкой, что создает эффект нахождения на поле битвы.
Усадьба Останкино стала для нас настоящим открытием. Мы посетили закрытый от обычных посетителей центр реставрации и хранения усадьбы, где увидели, как ведётся работа по сохранению культурного наследия.
Во время практики мы также анализировали сайты музеев, применяя разные роли — от обычного посетителя до депутата. Это позволило нам лучше понять, как работают музеи и какие услуги они предоставляют.
Практика в «Мосразвитии» была для меня очень полезной и интересной. Я получила новые знания, навыки и опыт, которые действительно могут пригодиться в профессии».
«Моя практика в ГБУК «Мосразвитие» оставила исключительно положительные впечатления. Я был поражен профессионализмом и дружелюбием коллектива, который охотно делился опытом и знаниями. За время практики я получил ценные навыки в культурной области. Особенно запомнилось участие в проведение анкетирования посетителей культурных учреждений и проведение опросов посетителей. Благодаря этому я смог применить теоретические знания на практике и понять специфику работы в сфере культуры. Также я смог посетить разные музеи например: усадьба Останкино, Московский Зоопарк, музей-панораму «Бородинская Битва». Отдельно хотелось бы выделить усадьбу Останкино. При прохождении практики в Останкино нам выпала возможность посетить реставрационные мастерские. Руководство предоставляло четкие задачи и оказывало поддержку в их выполнении. Я рекомендую «Мосразвитие» как место для прохождения практики всем студентам, заинтересованным в сфере культуры и развития города. Огромное спасибо за полученный опыт!»
«В рамках прохождения практики на должности ассистента продюсера фестиваля «Театральный бульвар» я получила опыт организации культурного события с интеграцией образовательных и музейных форматов.
Целью практики было не только участие в продюсерских процессах, но и освоение методов педагогической работы через взаимодействие с детской и подростковой аудиторией, а также участие в разработке программ, учитывающих музейную специфику. Мероприятие проходило на площадке при музее (Политех), что позволило интегрировать театральные показы и интерактивные лекции об истории театра, архитектуре.
В дни фестиваля я встречала группы школьников, помогала организовать их перемещение между локациями и театральной сценой, координировала участников мастер-классов и следила за соблюдением правил музейного пространства.
В работе важным было учитывать педагогические принципы: доброжелательную коммуникацию с детьми, разъяснение правил участия, адаптацию информации для разного возраста.
Одновременно я выполняла продюсерские функции: вела документооборот, контролировала исполнение расписания, решала вопросы технического обеспечения и взаимодействовала с коллективами и музейными сотрудниками. Среди трудностей можно отметить необходимость гибко менять план из-за погодных условий и непредвиденных задержек.
В результате практики я получила опыт интеграции театрального и музейного форматов, научилась координировать многокомпонентное мероприятие с образовательной программой, развила навыки работы с детской аудиторией и педагогами. Практика позволила мне глубже понять специфику организации культурных событий, учитывающих образовательные цели и музейное пространство».
А. В. Большакова
Студенты: Жучкова Юлия, Щипунова Виктория,
Горюнов Владимир, Водичева Таисия