5 декабря 2021 г. мы отмечаем 160 лет со дня рождения великого русского живописца, графика, театрального художника, сценографа, художника декоративно-прикладного искусства, архитектора, педагога и писателя Константина Алексеевича Коровина.
Константин Коровин родился 23 ноября (5 декабря) 1861 г. в Москве, в семье купцов-старообрядцев. Его дед по отцовской линии, купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин держал почтовый тракт и распоряжался сотнями ямщиков. Из воспоминаний Константина Коровина: «Дед мой… был огромного роста, очень красивый… И жил дед до 93-х лет… Я помню прекрасный дом деда на Рогожской улице. Огромный особняк с большим двором; сзади дома был огромный сад, который выходил на другую улицу, в Дурновский переулок… Вот большая зала, где, бывало, сидел он в кресле, седой, согбенный, огромного роста. Зала – в стиле ампир. Наверху, с двух сторон, широкие полукруглые ниши и золотые балюстрады балконов. На одном из них играет квартет музыкантов. А дед сидит в кресле и слушает (любимый композитор его – Бах)…».
Отец будущего художника получил университетское образование и был весьма одаренным человеком: «Отец мой, Алексей Михайлович, тоже был высокого роста, очень красивый, всегда хорошо одетый… Я ездил с ним в экипаже, похожем на гитару: мой отец садился верхом на эту гитару, а я сидел впереди. Меня держал отец, когда ехали. Лошадь у нас была белая, звали Сметанкой, и я ее кормил с ладони сахаром… Мальчиком шести лет я не знал и не понимал, что значило, что мой отец был студент и кончил Московский университет. Это я потом узнал. Вероятно, мне рассказали. Но я помню, как к отцу моему приходили молодые люди и даже не совсем молодые, а старше отца – все это были товарищи его – студенты…». Мать мальчика, Аполлинария Ивановна Волкова – дворянка, образованная, передовых взглядов. Она рисовала акварелью, играла на арфе и привила детям любовь к искусству.
С детства Константина окружали художники. Дед Михаил Коровин любил искусство и покровительствовал живописцам. Мать и отец неплохо рисовали. Часто в гости заходил художник Илларион Прянишников, будущий учитель Коровина. Он переворачивал стол и устраивал мальчику фрегат «Паллада», на котором они вместе «отправлялись» к мысу Доброй Надежды.
Семейное счастье длилось недолго. В стране стремительно развивалось железнодорожное сообщение, ямщики, курсировавшие почтовыми трактами, отошли в прошлое. Отец будущего художника не унаследовал деловых качеств главы семейства и после смерти Михаила Коровина разорился. Богатый купеческий дом в Москве ушел с молотка. Семье пришлось перебраться в подмосковную деревню Большие Мытищи под Москвой. По воспоминаниям Коровина, это был один из самых счастливых периодов его детства., когда он днями напролет пропадал в ближайшем лесу – Лосином острове: «Жизнь в деревне мне, мальчику, была наслаждением. Казалось, что нет и не может быть лучше моей жизни. Целый день я в лесу, в каких-то песчаных оврагах, где высокие травы и огромные ели упали в речке. Там я с товарищами выкопал себе в обрыве дом, за ветвями упавших елей. Какой дом! Желтые стены из песка, потолок мы укрепили палками, постелили ветви елей, сделали, как звери, логовище, печку, провели трубу, ловили рыбу, достали сковородку, жарили эту рыбу вместе с крыжовником, который воровали в саду».
Скоро ему подарили ружье, и Константин пристрастился к охоте. Это увлечение и любовь к природе не оставляли художника до конца жизни. Одновременно близкие поощряли занятия живописью, и любимым его делом стало зарисовывать самые красивые охотничьи уголки. «Чтобы выучиться рисовать, нужно рисовать людей», – сказал как-то Константину его старший на три года брат Сергей. Отец семейства Алексей Михайлович, устроившийся заводским учетчиком, погрузился в тяжелую депрессию и в 1881 г. окончил жизнь самоубийством. Аполлинария Ивановна, несмотря на бедность, сумела дать детям образование. Старший брат Константина Сергей Коровин стал студентом Московского училища ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
Однажды Сергей Коровин показал работы Константина своим преподавателям – В.Г. Перову и А.К. Саврасову. Профессорам работы понравились. Позже Сергей говорил брату: «Твои этюды видел Алексей Кондратьевич Саврасов и очень тебя похвалил. А Левитан сказал, что ты особенный и ни на кого не похож из нас. Но боится – поступишь ли ты. Ты ведь никогда не рисовал с гипса, а это экзамен». Тем не менее в четырнадцать лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение МУЖВЗ, став самым младшим студентом. После двух лет обучения он перешел на отделение живописи, которым руководил пейзажист А.К. Саврасов. Среди учителей были лучшие художники того времени: В.Г. Перов, И.М. Прянишников, братья Е.С. Сорокин и П.С. Сорокин, В.Д. Поленов, В.Е. Маковский. Известно, что Василий Перов приводил учеников старших классов, часто людей довольно зрелых, смотреть, как работает Коровин. А некоторые преподаватели даже обращались к нему за советом, как закончить картину. Соучениками Коровина были: Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Исаак Левитан, Сергей Малютин, Сергей Светославский. «Мне пришлось сильно нуждаться, – вспоминал К.А. Коровин о годах учебы, – уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб». С конца 1870-х гг. работы Коровина выставляются на ученических выставках МУЖВЗ.
Константин Коровин боготворил своего наставника А.К. Саврасова. Одна из первых успешных картин молодого художника «Ранняя весна» как будто хронологически продолжила работу учителя «Грачи прилетели». Но стремительно спивавшегося Алексея Кондратьевича уволили. Для юного художника расставание с любимым учителем стало первым жизненным разочарованием. В 1882 г. Константин покинул училище и для завершения образования отправился в Санкт-Петербург, в Академию художеств, где занимался в натурном классе Павла Петровича Чистякова. Через три месяца Коровин ушел из Академии, разочаровавшись в методах преподавания. Он вернулся в Москву, в родное училище, где пейзажный класс возглавил Василий Поленов, который, по словам Коровина, «внес свежую струю в Школу, первый стал говорить о чистой живописи». В 1885 г. Поленов познакомил талантливого ученика с известным меценатом Саввой Мамонтовым. В его усадьбе «Абрамцево» собиралась культурная элита России – лучшие художники, писатели, музыканты того времени. Константин Коровин стал активным участником Абрамцевского кружка, в который входили Илья Репин, Валентин Серов, Виктор Васнецов, Михаил Врубель. Близкими друзьями К.А. Коровина стали позднее Сергей Рахманинов и Максим Горький.
Творческая биография К.А. Коровина открывается работой «Портрет хористки», написанной им в 22 года, во время учебы у Поленова. Картина поразила современников, назвавших ее «первой ласточкой» нового направления – импрессионизма. Именно из-за этой ранней работы Коровина считают «первым русским импрессионистом». Примечательно, что новаторское направление Коровин открыл сам, не зная о его появлении во Франции. Самый известный художник России Илья Репин, посмотрев коровинскую хористку, был настолько поражен цветовым решением, смелостью техники и замысла, что потребовал немедленно показать автора. Одним из немногих, кто сразу оценил необычную живопись Коровина был его близкий друг Исаак Левитан. Вместе друзья ходили писать этюды в окрестностях Москвы, получали медали за лучшие работы. В своих мемуарах К.А. Коровин вспоминал, как после вручения наград они поехали к Антону Чехову. Тот посмотрел на медали и сообщил, что они «не настоящие». На настоящих было бы ушко, чтобы носить, а «это все – ерунда, обман. Вот у городового – другое дело».
В 1886 г. Коровин окончил МУЖВЗ и стал работать в знаменитой Частной опере Мамонтова. Он начал свою карьеру театрального художника и стал главным сценографом России на долгие годы. Коровин вместе с Василием Поленовым и Виктором Васнецовым создавали оперы «Аида» и «Снегурочка». Несмотря на большую нагрузку, сотрудничество с Оперой Мамонтова дало возможность художнику «стать меценатом самому себе» – писать то, что захочется, и не думать о сроках. Коровин написал ряд прекрасных портретов актрис, в том числе портреты Комаровской, Дорофеевой, Перцевой, знаменитого оперного певца Федора Шаляпина. Савва Мамонтов спонсирует путешествие Константина Коровина во Францию и Испанию (1885), как и некоторые другие. В Европу художник отправился вместе с Михаилом Врубелем.
В Париже К.А. Коровин познакомился с импрессионистами. В своих мемуарах он писал: «Париж был для меня шоком … импрессионисты… в них я нашел все, за что меня ругали дома, в Москве». Особенно его поразило творчество Веласкеса и Гойи. Его картина «На балконе. Испанки Леонора и Ампара» (1889) показывает влияние этих испанских художников. Ранние импрессионистические работы художник пишет на даче у учителя Поленова в Жуковке. Эти работы главного русского импрессиониста XIX-XX вв. объединили как «жуковский цикл», в котором он отразил свои впечатления от поездки. В 1886 г. К.А. Коровин получил звание неклассного художника. В 1888 г. меценат вновь профинансировал поездку Константина Коровина во Францию. После возвращения мастер преподавал в столичном училище живописи. В Париж художник ездил рисовать почти каждый год. Он сделал серию картин о бульварах в разное время суток, предпочитая писать вечером – вечерний город напоминал ему театр. Так появились знаменитые полотна «Париж. Бульвар Капуцинок», «Парижское кафе», «После дождя».
У Саввы Мамонтова живописец познакомился с Федором Шаляпиным и Валентином Серовым, вместе с которым в 1888 и 1894 гг. по приглашению мецената совершил путешествие по Северу России. В 1894 г. Серов и Коровин также посетили Финляндию и Швецию. В результате путешествий появились работы «Ледовитый океан» и «Село на севере». Картину «Зима в Лапландии» приобрел галерист Павел Третьяков. Мамонтов прибегнул к мастерству друга для создания павильона секции «Крайний Север» на Нижегородской торгово-промышленной выставке в 1896 г. Это стало первой монументальной работой художника, высоко оцененной публикой и принесшей ему подлинный успех. Опыт работы был повторен и расширен Константином Коровиным во время оформления им здания Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. За панно для парижской выставки Коровин получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона. Благодаря этой работе художник также получил преподавательскую должность в Академии в Санкт-Петербурге.
Используя картины и эскизы из своего северного путешествия, Константин Алексеевич написал десять панно, которые изображают всевозможные аспекты северной России и арктического образа жизни. Панно остались в собственности Саввы Мамонтова и были перенесены в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве, где входили в контекст шехтелевского интерьера. Знаменитый меценат пытался воплотить в Москве мечту – украсить вокзалы российских городов картинами лучших отечественных художников. До реставрации и передачи работ в коллекцию Третьяковской галереи полотна были размещены на Ярославском вокзале. В 1961 г. при очередном ремонте панно демонтировали и передали Государственной Третьяковской галерее. Четыре из них были представлены на ретроспективной выставке художника в 2012 г.
В 1899 г. К.А. Коровин начал педагогическую деятельность в школе рисования и живописи ученицы И.Е. Репина Елизаветы Званцевой. С 1901 г. он возглавил совместно с Валентином Серовым портретно-жанровую мастерскую МУЖВЗ. Мастерские Серова и Коровина (в шутку их называли «Серовин» и «Коров») находились рядом, там же они приютили и Михаила Врубеля. На службу Константин Алексеевич приходил не чаще нескольких раз в месяц, но каждое его появление становилось для студентов праздником. Все знали главную заповедь преподавателя: «Влюбляйтесь! Кто не умеет любить, художником не станет». Среди его учеников были Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Николая Чернышев, Константин Юон, Илья Машков и многие другие, в будущем знаменитые живописцы, а также сценограф Сергей Николаев и будущий педагог, писатель и краевед Сергей Волков.
В 1890-х гг. произошло сближение Константина Коровина и его друзей с Сергеем Дягилевым. «Я увидел – Дягилев восторженно любит живопись и театр. И тут же затеяли с ним издать журнал “Мир искусства”. Я рисовал первую обложку для журнала и сделал несколько рисунков красками», – вспоминал Коровин. Художник также пожертвовал 5 тыс. рублей из собственных сбережений и «выпросил еще 12 тыс. у Мамонтова» на издание журнала «Мир искусства» и был активным участником его выставок (1899-1903, 1906). Он также участник выставок: Товарищества передвижников (1889-1899), Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников, «36 художников», Союза русских художников (1903-1922), зарубежных.
Коровин активно работает в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. Он оформляет спектакли «Фауст» (1899), «Конек-горбунок» (1901), «Садко» (1906). Константин Алексеевич работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане. В 1905 г. К.А. Коровин стал академиком Императорской Академии художеств. Для Оперы Мамонтова Коровин работал 16 лет. В 1911 г., по рекомендации Поленова он стал главным декоратором и художником-консультантом императорских театров – петербургских Александринки и Мариинского, Большого и Малого – в Москве.
Оформление спектаклей Мариинского театра произвело переворот в театрально-декорационном искусстве. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, Коровин создает «декорации настроения», которые передают общий эмоциональный настрой спектакля. «Он и на сцене, – писал Александр Бенуа, – оставался чистым живописцем и трактовал декорацию как картину». Новаторство Коровина поначалу встречало ожесточенное сопротивление. Актеры рвали костюмы, созданные по его эскизам, рабочие добавляли в краску соль, чтобы декорации долго не сохли. В конце концов его оформление оперных и балетных спектаклей получило заслуженную славу. Оформлял он также драматические постановки Станиславского.
В 1908 г. умер брат художника Сергей, член товарищества передвижников. Смерть брата вызвала тяжелую болезнь Константина Коровина, он попал в неврологическую клинику с острым неврозом, из-за которого развилось заболевание сердца. В годы Первой мировой войны К.А. Коровина призвали в действующую армию. Он работает консультантом по маскировке в штабе русской армии. Кратковременная поездка на фронт оставила сильное впечатление на живописца.
Живописец, театральный декоратор, архитектор, художник прикладного искусства, писатель, педагог – Константин Коровин, кажется, обладал всеми мыслимыми и немыслимыми талантами. И почти во всем добивался успеха. Его любила и почитала вся Москва. Красавец, весельчак, беспечный, до безрассудства щедрый, до самозабвения любящий жизнь, баловень судьбы и любимец женщин – так характеризовали художника те, кто хорошо его знал. Внешность, талант, удивительный дар рассказчика, прекрасный голос, веселый нрав – все это заставляло окружающих с первых минут знакомства испытывать к нему глубокую симпатию.
По воспоминаниям художника Михаила Нестерова, если Коровина приглашали в старинную усадьбу, то там он влюблял в себя всех, от чопорных старух до «тургеневских» дворянских девушек, «рассказывая, ноя и умирая, про какую-то несчастную судьбу свою». Если звали ставить спектакль, «кордебалет и хор поголовно влюблены были в Костю. За кулисами только и слышно было: “Костя, Костя, Костя”». О любвеобильности и жизнелюбии Коровина ходили легенды. «Знатоком и вкусителем жизни и природы» называл его Александр Бенуа. Но лишь самые близкие знали о том, насколько несчастлив художник в семейной жизни.
С будущей супругой Анной Яковлевной Фидлер Константин Коровин познакомился в юности, через театр Мамонтова, где та была хористкой. Любимую девушку Константин изобразил на картине «Бумажные фонари». Обвенчались они в 1897 г., после рождения сына. В этом же году Коровин купил дачу в Охотино под Ярославлем, где устроил мастерскую. Вскоре рядом построил дачу Федор Шаляпин. Ранняя женитьба не принесла художнику ни радости, ни счастья. Анна не разделяла взгляды мужа, не интересовалась его творчеством и не была ему поддержкой. При этом сильно болела, страдала грудной жабой, и художник выбивался из сил, обеспечивая лечение ее и сына. Лишь привязанность к ребенку не позволяла ему оставить жену. – пока он не встретил Надежду Комаровскую.
Когда почти 40-летний Константин Алексеевич впервые повстречал 17-летнюю Наденьку он уже был ведущим художником сцены в Большом театре. Начинающая актриса, встречая за кулисами красавца-художника, робела и теряла способность говорить. Девушка попала в театр благодаря открывшейся там артистической школе, куда поступила в 1902 г. в тайне от отца, юриста из провинции. Он был уверен, что дочь учится на филологическом отделении Высших женских курсов. Надежда действительно туда поступила, но параллельно училась и актерскому мастерству. Получив образование, Комаровская некоторое время работала в Киевском театре, а вернувшись в Москву в 1908 г., на одном из банкетов вновь повстречала Коровина.
Художник, очарованный повзрослевшей актрисой, тут же предложил: «Так как же, Надежда Ивановна, будете мне позировать?». Смутившейся Надежде не хватило духу отказать знаменитому мастеру. К тому времени, когда портрет был закончен, видеться едва ли не ежедневно стало для обоих не просто привычкой. Вскоре девушка и вовсе влюбилась в живописца. В первые годы романа Коровин свозил Надежду в Гурзуф – посмотреть место, выбранное для летней резиденции (сегодня – художественный центр К.А. Коровина): «Дай срок, Надюша, все устроится», – говорил художник. Коровин любил рисовать в Крыму. О его поездке в Крым с Мамонтовым напоминают полотна «Крым. Гурзуф» и «Пристань в Гурзуфе». Константин Алексеевич стал одним из первых русских автомобилистов. Путешествуя по Причерноморью на машине, он время от времени останавливался в понравившихся местах, доставал мольберт, быстро делал зарисовки и отправлялся дальше.
В 1914 г. случилась трагедия с сыном Алексеем. Влюбленный в подругу детства Иру Шаляпину, 18-летний юноша сделал девушке предложение, на что та ответила отказом. Долго не раздумывая, Алексей бросился под трамвай. Не один месяц он, находясь между жизнью и смертью, переносил одну операцию за другой: изуродованные ступни Константин Алексеевич пришлось ампутировать. Именно тогда мечта Надежды о браке с Коровиным умерла окончательно. Предположить то, что Коровин сможет когда-либо оставить своего несчастного искалеченного сына, было совершенно невозможно. Расставание произошло само собой.
Творческую жизнь художника, в отличие от семейной, Коровин прожил плодотворную, яркую и насыщенную. Его называли первым русским импрессионистом, его творчество потрясало современников. Он писал поразительные портреты, пейзажи-настроения, удивительные натюрморты, увлекался монументальной живописью, прикладным искусством, архитектурой. Коровин внес весомый вклад в развитие русского театрального искусства. Особенно вдохновляли художника оперы на сказочные и исторические темы: «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой Петушок», «Князь Игорь», балеты «Аленький цветочек», «Саламбо», «Конек-Горбунок». К сожалению, декорации и костюмы Коровина не сохранились. Пожар в хранилищах Большого театра в 1914 г. уничтожил почти все созданное художником за долгие годы для театральной сцены.
Февральскую революцию Константин Коровин встретил с воодушевлением. В честь победы революции им были поставлены в Большом и Малом театрах «живые картины» «Освобожденная Россия». Он активно занялся общественной деятельностью, участвовал в митингах. После Октябрьской революции Коровин входил в Особое совещание по делам искусств и другие органы управления художественной жизнью, участвовал в реорганизации МУЖВЗ и Строгановского училища в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ). В 1918 г. Коровин вошел в состав Комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и крестьянских депутатов, одновременно став членом Коллегии художников театра. В 1918-1919 гг. он преподавал в ГСХМ, сотрудничал с театрами. За 1918-1920 гг. художник создал декорации к операм «Валькирия» и «Зигфрид» Вагнера и балету Чайковского «Щелкунчик». В 1921 г. прошла его персональная выставка, на следующий год в Третьяковке был устроен ретроспективный показ.
Приняв изменения строя, Константин Алексеевич сторонился политики, сбегая то в Крым, то на дачу в Охотино. Со временем интерес к художнику стал падать. Картины Коровина как представителя буржуазного искусства подвергались нападкам со стороны левых художников. В конце 1919 г., сославшись на болезнь сердца, мастер отказался от преподавания. Звание «академик» ничего не значило – дачу отобрали, столичную квартиру «уплотнили». Ухудшалось и самочувствие его сына. В 1920 г, уволенный из Большого театра, без средств существования в столице Константин Алексеевич уехал с семьей в глушь Тверской губернии. В 1922 г. Коровин попросил у властей разрешения выехать за границу. Настоятельно рекомендовал ему уезжать и комиссар образования Анатолий Луначарский: «Вы устали от революции, я понимаю. Вам следует уехать за границу. Там будете счастливы». В 1923 г. Коровин переехал в Париж под предлогом устройства персональной выставки и необходимости лечения сына. Для финансирования переезда в он организовал большую выставку своих картин. Покидая Россию, живописец передал картины, которые планировал переправить из России, галеристу Крайтору. В итоге тот исчез, прихватив полотна.
Живя за границей, К.А. Коровин оформлял спектакли в крупнейших театрах Европы, Америки, Азии и Австралии. Наиболее знаменитой стала его работа над постановкой оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Оперном театре Турина. В Париже, куда К.А. Коровин приехал с надеждой на лучшую жизнь, он лишь оформлял редкие театральные постановки. Но крайне тяжелыми для него оказались последние годы жизни во Франции. С жильем было туго, была больна Анна Яковлевна. Сын Алексей, хотя и стал заметным французско-русским художником, но с комплексом неудачника. Его молодая жена, балерина-эмигрантка Лиза Думаревская, забрав маленького сына, ушла от него. Депрессии сына и болезнь жены стали постоянным источником страданий Константина Коровина. Художник создавал многочисленные картины русских зим и парижских бульваров, чтобы свести концы с концами, продолжал писать картины, выполнял отдельные заказы для театров Европы и Америки. Но денег катастрофически не хватало. Картины художника плохо продавались, к тому же он начал быстро терять зрение.
Константин Коровин тосковал по родине, по Абрамцево и Охотино. Обладая незаурядным литературным талантом, он начал писать мемуары и рассказы, которые публиковались в различных русскоязычных изданиях, наиболее часто – в газете «Возрождение». Художник тосковал по России и эмигрантом себя не считал: «Я родился в Москве, на Большой Рогожской улице, близ Покровского монастыря. И сейчас в вечном покое – там, в земле, – могилы моего отца, деда, брата Сергея и дальней родни. Есть и у меня там место, рядом с отцом…». Коровин, никогда в жизни не бравший в долг, занимал теперь где мог. Однако деньги, присланные другом Борисом Красиным на билет обратно в Россию, хранил свято. Но вернуться художнику было уже не суждено.
11 сентября 1939 г. Константин Алексеевич Коровин в возрасте 77 лет скончался из-за сердечного приступа. Это случилось неожиданно, на парижской улице. Дать денег на достойное прощание с К.А. Коровиным желающих не оказалось. Могилой художника стала чужая земля на кладбище Бийанкур около Парижа. В марте 1950 г. на средства, собранные русскими парижанами, останки К.А. Коровина были перенесены на знаменитое русском кладбище Сент-Женевьев де Буа. Здесь же, под общим крестом похоронены его жена и сын, покончивший с собой во время очередной депрессии в 1950 г.
В 1939 г. в Париже была издана книга К.А. Коровина «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь». В начале 1980-х гг. на одном из парижских аукционов нашей страной были приобретены декорации оперы «Золотой Петушок», созданные по эскизам художника в 1934 г. для театра французского города Виши. Они хранятся в Театральном музее им. А.А. Бахрушина в Москве. Увидеть картины Константина Коровина можно в экспозициях Третьяковской галереи, Эрмитажа, и Русского музея. Имеется также фильм о творчестве живописца производства Русского музея.
Полотна К.А. Коровина можно увидеть и в Художественной галерее МПГУ, в которой экспонируются четыре замечательные работы художника: самое раннее его произведение «Летний пейзаж», созданное в конце XIX в. на даче в Охотино; «Розы на балконе», написанные в 1910-х гг.; «Ночной Париж» и «Париж утром» периода эмиграции. Предположительно, парижские работы были приобретены у художника советским дипломатом и организатором народного образования, в 1933-1937 гг. послом СССР во Франции В.П. Потемкиным.
В галерее представлено также творчество старшего брата К.А. Коровина, известного русского художника Сергея Алексеевича Коровина (1858-1908) – работой «Зима» (1893). Представлены и работы учителей К.А. Коровина: П.П. Чистякова «Натурщик» и В.П. Поленова «Летний пейзаж», а также друга художника – В.А. Серова «Тройка». Четырьмя работами представлены в галерее произведения известного ученика К.А. Коровина Л.В. Туржанского.
А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.