17 октября 1921 г. в Главной аудитории корпуса на Малой Пироговской состоялось торжественное открытие педагогического факультета 2-го Московского государственного университета. В своем выступлении видный педагог и ученый К.Н. Корнилов – первый декан факультета определил его главную задачу: создание высококвалифицированного, теоретически и практически образованного педагога, владеющего научными методами в сфере его специальности. Эта задача актуальна и по сей день.
Как известно, идея организации педагогического факультета в Москве впервые прозвучала в августе 1918 г. на I Всероссийском съезде по просвещению, который, что весьма символично, проходил там же – в Главной аудитории нашего Университета.
На педагогическом факультете были созданы следующие отделения: биолого-географическое, физико-математическое, педагогическое, школьное, дошкольное, общеобразовательное, социально-экономическое, литературно-лингвистическое. Среди преподавательского состава -элита российской науки и образования: В.А. Варсанофьева, А.Ф. Лосев, Е.Н. Медынский, М.В. Нечкина, А.Н. Реформатский, М.Н. Розанов, И.Е. Тамм, А.В. Шестаков, О. Ю. Шмидт, А. Я. Хинчин и многие другие. Особенно следует отметить плодотворную деятельность на педфаке создателей и представителей уникальной психолого-педагогической отечественной школы, получившей мировое признание: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.П. Пинкевича, С.Т. Шацкого.
К 1926 г. педфак становится самым большим и быстроразвивающимся факультетом университета. Если общее число студентов педфака в 1921-1922 гг. было 363 человека, то всего четыре года спустя на нем обучалось уже более 3 тыс. студентов. Выпускники педфака работали не только в Москве, но и в различных регионах России, а также во многих союзных республиках. Тем самым, он становится общесоюзным центром подготовки новых научно-педагогических кадров.
Если в 1923 г. на педфаке трудилось 134 человека, из которых профессорами являлось 35 человек, то в 1928/29 учебном году — на факультете работало уже 323 преподавателя, в том числе 72 профессора. В 1924-1926 гг. в структуре педфака был организован ряд методических кафедр: математики, русского языка, обществоведения, естествознания, иностранных языков и физики. В 1926 г. было создано первое в стране научно-педагогическое учреждение – Научно-исследовательский институт педагогики.
В 1927/28 учебном году на факультете работало у 12 отделений, действовало около 50 кафедр. В 1927 г. Наркомпрос РСФСР постановил создать при педфаке 2-го МГУ первое в стране заочное отделение. На базе педфака 2-го МГУ проходили многочисленные конференции и съезды педагогической общественности и студенчества.
К концу 1920-х гг. педагогический факультет 2-го МГУ стал крупнейшим в стране центром педагогического образования и подготовки отечественного учительства.
Многие выпускники педфака 2-го МГУ стали в дальнейшим видными представителями отечественной науки и высшей школы. Значительная часть из них долгие годы проработала в стенах родного университета. Среди первых выпускников А.И. Ревякин, возглавлявший кафедру русской литературы, С.С. Ляпидевский – – кафедру психопатологии и логопедии. На кафедре советской литературы проходил трудовой путь выдающегося педагога П.Д. Краевского. Среди первых выпускников дошкольного отделения педагогики были Д.В. Менджерицкая и Ф.С. Левин-Щирина, впоследствии видные представители дошкольной педагогики. Окончили педфак академик Академии педагогических наук СССР, редактор журнала «Вопросы философии» Д.И. Чесноков, ректор Высшей партийной школы при ЦК КПСС Н.Р. Митронов, директор индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта М.О. Пильщиков и многие другие. Среди первых выпускников была и известная советская писательница М.П. Прилежаева.
Таким образом, за период 1920-х гг. педагогический факультет внес значительный вклад в развитие педагогического образования в стране. Определились основные направления и приоритеты в его деятельности, сложился костяк педагогического коллектива, преподаватели и студенты факультета сохранили традиции русской классической педагогической школы и смогли преумножить их. Многие преподаватели и выпускники педагогического факультета 2-го МГУ по праву являются гордостью отечественной педагогики и образования.
Закономерным следствием достигнутых успехов стало преобразование 18 апреля 1930 г. педагогического факультета 2-го МГУ в Московский государственный педагогический институт – ныне Московский педагогический государственный университет.
Дирекция изучения истории МПГУ