Вышел из печати специальный номер Общероссийского научно-педагогического журнала «Наука и школа» (№1, 2025, Часть 2), в котором представлен опыт первого года реализации пилотного проекта МПГУ.
В предисловии к изданию руководитель пилотного проекта ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии образования Алексей Владимирович Лубков отметил: «В ходе реализации пилотного проекта университет получил возможность институционализировать свои лучшие научные и практические разработки и предложить вузам, ведущим подготовку педагогов, новые образовательные программы. В их основе лежит ценностно-смысловой подход в образовании, приоритет задач развития личности, воспитания гражданина и патриота России на основе традиционных духовно-нравственных ценностей».
Методологические основы разработки программ подготовки педагогов в рамках пилотного проекта раскрыли в своих статьях Л.А. Трубина и О.М. Мишланова («Концептуальные подходы к проектированию образовательных программ базового высшего образования»), Е.А. Балабаева, А.И. Акимова и Т.М. Кадзоева («Особенности самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов МПГУ в условиях реализации пилотного проекта»).
Опыт разработки и реализации пилотных программ, важнейшие изменения в практике подготовки педагогов представили: М.Ю. Парамонова, Г.Н. Толкачева, О.Г. Чугайнова («Пилотный проект МПГУ: первый опыт и дальнейшие шаги»); А.А. Алмазова, В.Ю. Борисов, Э.М. Галямова, М.А. Олейникова, Т.А. Солнцева («Концепция исторического просвещения школьников как контекст построения программы высшего педагогического образования «Начальное образование и История»»); А.В. Клименко, М.Л. Несмелова («Полидисциплинарность, интегративность, модульность при проектировании и реализации основной образовательной программы БВО (История и Обществознание. Организация воспитательной деятельности)»); Е.Г. Чернышева, А.В. Анохина («Ценностно-смысловые и методологические основания пилотной программы базового высшего образования «Русский язык, Литература и История»»); Е.Ю. Лазарева, Е.Е. Беляева, И.В. Трешина («Интеграция компонентов содержания обучения как основа моделирования пилотных образовательных программ базового высшего образования в Институте иностранных языков»); Г.Н. Гольцман, О.А. Косино, В.Г. Леонов, С.В. Лозовенко, Н.С. Пурышева, Г.М. Чулкова («Подготовка современного учителя физики и информатики в условиях обеспечения технологического суверенитета России»); Т.Н. Сахарова, С.Б. Серякова, Н.А. Подымов, Л.С. Подымова, М.Н. Швецова («Методологические подходы к подготовке педагогов-психологов»).
Издание подготовлено Институтом профессионального развития педагогов по инициативе директора Института Л.А. Трубиной.
Координацию работы авторов осуществляли О.М. Мишланова и Е.Л. Ерохина.
Институт благодарит начальника Управления издательской деятельности и инновационного проектирования А.Б. Чехович и редакцию журнала за содействие в его подготовке и издании.
Участие МПГУ в разработке Ядра высшего педагогического образования, в пилотном проекте, направленном на изменение уровней профессионального образования, выдвинуло в число актуальных научных задач проблему новой фундаментальности педагогического образования. Ей будет посвящена научная монография, которая готовится на базе ИПРП под научным руководством ректора МПГУ, доктора исторических наук, профессора, академика Российской академии образования Алексея Владимировича Лубкова.