28 июня — День памяти Велимира Хлебникова, русского поэта и прозаика, одного из крупнейших деятелей русского авангарда и основоположника русского футуризма; реформатора поэтического языка.
Велимир Хлебников (настоящее имя — Виктор Владимирович Хлебников) родился 28 октября 1885 года в селе Малые Дербеты Астраханской губернии Российской империи.
Первые литературные опыты Хлебникова относятся к 1904 году, когда он отправил свою пьесу «Елена Гордячкина» в издательство «Знание» Максиму Горькому, но она так и не была опубликована. Тогда же пытается самостоятельно изучать японский язык в целях обнаружения в нём особых выразительных форм и увлекается творчеством русских символистов, особенно Фёдора Сологуба.
Русско-японская война оказала большое влияние на начинающего автора и побудила его начать поиски «основного закона времени». Позже Хлебников написал: «Мы бросились в будущее с 1905 года».
В последующие несколько лет увлекается языческой Русью и народным русским языком, что находит отражение в произведениях того периода. Так, в пьесе «Снежимочка» фигурирует пантеон выдуманных языческих божеств — смехини, снезини, Березомир, Древолюд и другие. Это было продолжением начатой символистами тенденции возобновления интереса к мифам.
Осенью 1908 года состоялся дебют Хлебникова в печати — в журнале «Весна» опубликовано стихотворение в прозе «Искушение грешника», наполненное неологизмами.
В 1912 году изданы первые книги Хлебникова: «Учитель и ученик», в которой автор попытался рассказать о найденных им «законах времени» и предсказал Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года; «Игра в аду» и «Мирсконца» (обе написаны в соавторстве с Алексеем Кручёных). В 1913-м вышел первый авторский поэтический сборник «Ряв!».
События Февральской революции 1917 года побудили Хлебникова отправиться в их центр — Петроград, — где он незамедлительно включился в литературную и общественную жизнь. Летом того же года путешествовал по России, посетив Киев, Харьков, Таганрог, Царицын (ныне — Волгоград), Астрахань. Последние годы жизни Хлебникова также отмечены многочисленными поездками — в Баку и Персию (где он свёл знакомство с дервишами, да и сам стал известен среди местных как «русский дервиш»), снова в Баку, затем — в Железноводск, Пятигорск и Москву.
К началу весны 1922 года Хлебников закончил «Зангези», которую сам литератор относил к изобретённому им жанру «сверхповести» и которая тематически была связана с другим масштабным произведением — трактатом «Доски судьбы» о «законах времени».
Тогда же Хлебников начал страдать от приступов лихорадки и вскоре слёг, поражённый параличом. Скончался поэт 28 июня 1922 года.
Среди главных особенностей творчества Хлебникова — стилевое своеобразие, выраженное в необычной лексике (с применением большого количества изобретённых неологизмов) и намеренном нарушении синтаксических норм. Немало места в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы — он выдвигал идею о том, что во вселенной всё подчиняется единым законам и пытался при помощи поэзии связать пространство и время.
Влияние Хлебникова на русский и европейский авангард крайне велико, причём не только в литературе, но также в области живописи и музыки. По мнению некоторых исследователей, без изучения творчества Хлебникова восприятие эстетики и поэтики авангарда практически невозможно.
Управление протокольных мероприятий