Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

“Платная учеба не по карману”. Интервью с Алексеем Львовичем Семеновым.

Интервью

“Социологический опрос, проведенный исследовательским холдингом “Ромир” в феврале 2013 года и июне 2015-го, показал, что за два года более чем вдвое увеличилась доля тех, кто не готов к тратам на образовательные услуг. Образование детей сегодня не склонны оплачивать 26 процентов респондентов, собственное – 67 процентов. Как в этих условиях будет развиваться рынок платных образовательных услуг, что будет с “вышкой” в ближайшие годы, какие специалисты будут востребованы?

Экономике образования в стране в значительной степени регулируют минобрнауки России и другие министерства, имеющие в своем подчинении вузы. Они учитывают мнение работодателей и вузовского сообщества, определяют количество бюджетных мест, норматив затрат на одного студента. Норматив зависит от параметров вуза, например, в МГУ, ВШЭ, МПГУ он выше, чем в большинстве университетов. По закону, если вуз принимает студентов на бюджетное обучение, он не может на то же направление вводить более высокую стоимость для “платников”. Стоимость платной учебы близка к бюджетной. Более высокая цена, как правило, устанавливается по дефицитным специальностям. Иногда, пытаясь привлечь платных студентов, учебное заведение снижает стоимость подготовки, фактически субсидируя их обучение за счет бюджета.

С усилением государственного контроля за работой вузов резко сокращается рынок дешевых и некачественных образовательных услуг и плавно, с опережением инфляции, идет повышение норматива субсидий, а значит, повышается стоимость и платной учебы.

В ближайшие годы следует ожидать снижения набора в вузы. В первую очередь это связано с демографической ямой. На ситуацию влияет и курс, взятый минобрнауки и Рособрнадзором, на повышение качества. Процедуры независимого контроля качества коснутся также заочной и вечерней форм обучения. При этом во всех формах обучения более активно будут использоваться дистанционные образовательные технологии. Очевидно, что сокращение общего приема платных студентов пойдет быстрее, чем бюджетных.

Бюджетные места будут распределяться министерством в соответствии с профилем институтов и университетов, скажем, в технических, педагогических, медицинских вузах урежут бюджетные места на подготовку экономистов, продолжится укрупнение учебных заведений. Вырастут и пороги ЕГЭ, необходимые для поступления. Продолжится общее уменьшение приема на социально-экономические специальности, прежде всего, за счет урезания бюджетных мест там, где они непрофильные.

По прогнозам, сохранится высокий спрос на врачей и педагогов, следовательно, стоимость платного обучения на этих специальностях будет расти быстрее, чем бюджетного. Расширится спрос на инженерные специальности по ключевым направлениям, начиная с IT-индустрии, но по большинству направлений формирования платежеспособного спроса придется ждать еще несколько лет. То же самое для естественно-научных направлений университетов.

Государство намерено поддерживать прием в ссузы и в магистратуру и сдерживать прием на программы бакалавриата. При этом программы бакалавриата станут более универсальными, это позволит вузам сохранить качество, повысить востребованность специалистов и платежеспособный спрос на их подготовку”.

Алексей Львович Семенов,

ректор Московского педагогического государственного университета.

“Российская газета”, 11 август 2015, №176.

11 / 08 / 2015

Показать обсуждение