Учебная практика (пленэр) в 2020 году проходила в особых условиях самоизоляции из-за эпидемии короновируса. Студенты 2 курса БZР34-ИЗО1801 заочной формы обучения выполняли программу пленэра под руководством доцента кафедры живописи Копцева Виктора Петровича. В силу сложившихся обстоятельств общение с обучающимися велось в форме дистанционных консультаций в электронной форме путем пересылки фотографий работ художников, в качестве примера, собственных этюдов и зарисовок студентов и переписки с каждым по поводу анализа их работ.
На первых порах основное внимание было обращено на вид из окна – изображение небесных просторов в разном состоянии природы и времени дня. Художественный материал предлагался разнообразный (акварель, гуашь, акрил, пастель). При выполнении кратковременных зарисовок и этюдов акцент был сделан на изображении состояния неба, передаче особенностей освещения в разное время суток, цвето-тональных отношений в мотиве, колористического состояния природы в солнечную и серую погоду, характера силуэтов и форм средствами живописи. Именно эти задания позволили молодым художникам-педагогам без промедления найти применение законам линейной и воздушной перспективы, освоить особую палитру красочных замесов и почувствовать прелесть пленэрной живописи.
На следующем этапе наше внимание было обращено на особенности изображения сельского, дачного и городского пейзажа, на выполнение кратковременных этюдов с высокой и низкой линией горизонта. Акцент был сделан на изображении пространства и отражений в воде (лужа, любой водоем), на передачу доступными художественными средствами особенностей освещения в разное время суток, цвето-тональных отношений разнообразных объектов (природы и архитектуры) и их отражений в мотиве пейзажа, колористического состояния природы в солнечную и серую погоду, характера силуэтов и форм.
Условия для творчества у каждого студента имели особенности: кто-то жил на даче, а кто-то в жесткой обстановке городской жизни. Поэтому следующий раздел программы пленэра предполагал изображение на открытом воздухе (подоконник, балкон, лужайка около дома и т.п.) разнообразных объектов и натюрмортов (предметов, фруктов, овощей, букетов цветов, домашних растений, одежды и т.п.) С этим комплексом заданий студенты также справились успешно.
Особый интерес представляют зарисовки и этюды, на которых изображались объекты живой природы. У кого-то это были домашние животные, птицы, рыбки, а кого-то появлялись разнообразные насекомые, бабочки, стрекозы и жуки.
Следует отметить, что данный опыт изображения пейзажей и объектов живой и неживой природы пригодится ни только в художественном творчестве студентов, но и в их педагогической практике.
Виртуальная выставка “ПЛЕНЭР В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ”
Доцент кафедры живописи, к.п.н., Копцев В.П.