В 1961 году в аспирантуру МГПИ имени В.И. Ленина поступил Побиск Георгиевич Кузнецов (1924-2000) — человек с неординарной судьбой, оригинальный отечественный мыслитель и ученый-энциклопедист, личность которого при жизни было окружена легендами, и оставила много загадок после смерти. Он родился 18 мая 1924 года в Красноярске в семье комсомольского работника Георгия Федоровича Кузнецова (1903-1963), позднее закончившего в Ленинграде отделение Института красной профессуры. В довоенные годы Г.Ф. Кузнецов работал в местных партийных органах в Сибири, в годы Великой Отечественной войны был политработником в действующей армии, а после войны преподавал политэкономию в новосибирских вузах.
Дед Побиска Георгиевича — Федор Дмитриевич Кузнецов был активным участником борьбы за установление Советской власти в Сибири, занимал ряд видных постов в сибирских партийно-советских органах власти. Неудивительно, что в такой семье новорожденному мальчику придумали по моде тех лет оригинальное имя-акроним — Побиск (Поколение борцов и строителей коммунизма). С детских лет он впитал в себя коммунистические убеждения, и остался им верен до конца жизни. Домашнюю библиотеку Кузнецовых составляли в основном книги отца по философии и матери по естественно-научным дисциплинам (она преподавала физику в авиационном техникуме). Эти книги определили будущее ученого, интерес к междисциплинарным научным исследованиям. В школе Побиск Кузнецов учился на отлично.
После окончания девятого класса средней школы в Новосибирске в 1940 году Побиск Кузнецов уехал в Ленинград и поступил на учебу в Ленинградскую военно-морскую специальную школу. Такие школы были организованы летом 1940 года по инициативе наркома военно-морского флота Н.Г. Кузнецова. В них принимались юноши с отличным здоровьем, окончившие седьмой, восьмой или девятый классы исключительно на положительные оценки. Выпускники спецшкол получали среднее образование и право на поступление без экзаменов в одно из высших военно-морских училищ страны.
Окончание спецшколы летом 1941 года совпало с началом Великой Отечественной войны. С группой выпускников Побиск Кузнецов был эвакуирован в Крым, где должен был поступить на учебу в Севастопольское военно-морское училище. Однако в связи с обострением ситуации на южном участке советско-германского фронта нового приема курсантов не было, а личный состав Севастопольского военно-морского училища был отправлен в действующую армию и на флот.
Попытка Побиска Кузнецова присоединиться к отряду морской пехоты, направлявшемуся на помощь осажденной Одессе, не увенчалась успехом, ведь ему только исполнилось семнадцать лет, и он еще не подлежал призыву в армию. У него была возможность уехать в тыл и поступить на учебу в Бакинское военно-морское училище, но юноша рвался на фронт. Срок обучения в военно-морском училище составлял четыре года, за это время война могла закончиться.
Зато он мог поступать в другое военное училище, не военно-морское. Сроки обучения в них существенно меньше и принимали они юношей с возраста семнадцати лет. Новороссийский горвоенкомат направил Побиска Кузнецова на учебу Сызранское танковое училище. После окончания училища ему было присвоено звание лейтенанта, и он был направлен на Западный фронт в 238-ю танковую бригаду. Эта бригада была сформирована в июле 1942 года в Горьком и сразу же отправлена на фронт. На вооружении бригады были 24 танка Т-34 и 16 танков Т-70.
На Западном фронте 238-я танковая бригада входила в состав 30-й армии и вела позиционные бои на Сычевском направлении. В 1942 году Побиск Кузнецов был принят кандидатом в члены ВКП(б). В ноябре 1942 года 238-ю танковую бригаду было решено отвести в тыл на переформирование. Ей на замену в состав 30-й армии прибыла 10-я гвардейская танковая бригада. Уезжать в тыл, Побиску Кузнецову, недавно попавшему на фронт, совсем не хотелось, и он перешел на службу в 10-ю гвардейскую танковую бригаду, в которой был назначен командиром взвода танков роты управления бригадой.
В марте 1943 года 10-я гвардейская танковая бригада в составе 49-й армии Западного фронта приняла участие в Ржевско-Вяземской наступательной операции, в ходе которой был ликвидирован Ржевский выступ. В ходе операции бригада совершила 200 километровый марш. С мая 1943 года 10-я гвардейская танковая бригада входила в состав 11-й гвардейской армии, летом того же года приняла активное участие в Курской битве, в Орловской и Брянской наступательных операциях.
В июле 1943 года Побиск Кузнецов был награжден орденом Красной Звезды1. В наградном листе указано, что он «является дисциплинированным отважным воином нашей Родины. Товарищ Кузнецов — работоспособный командир, свое дело знает отлично, всегда в его взводе машины находятся в боевой готовности. Товарищ Кузнецов особенно показал себя в боях храбрым, стойким, отважным командиром, отчаянно маневрирует танками на поле боя, искусно подводит к намеченной цели. 11 июля при прорыве сильно укрепленной обороны противника за деревни Серое, Дудино и Жильково, своей машиной уничтожил две огневые точки противника и девять гитлеровцев. Товарищ Кузнецов 12 июля в боях за деревни Дубна, Починок уничтожил две пушки противника и десять гитлеровцев, тем самым дал возможность продвигаться пехоте вперед. Товарищ Кузнецов 13 июля в боях за деревню Старица вывел из строя три огневых точки противника и двенадцать гитлеровцев, тем самым расчистил путь наступающим бойцам вперед.»2
Тогда же Побиск Кузнецов был ранен. На лечении он находился в эвакогоспитале № 5016 в городе Москве (с 1945 года — НИИ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко). В госпитале он штудировал сочинения Ф. Энгельса и познакомился в его взглядами на второй закон термодинамики и теорию тепловой смерти Вселенной. Рассуждения классика марксизма произвели глубокое впечатление на юношу, который задался целью безотлагательно решить проблемы, поставленные Ф. Энгельсом. У него возникла идея создания студенческого научного общества, которое бы занялось решением сложных вопросов, связанных со вторым началом термодинамики и происхождением жизни. Разговоры об этом дошли до сведения органов государственной безопасности, которое восприняло идеи раненого лейтенанта как попытку создания контрреволюционной организации.
После излечения в госпитале Побиск Кузнецов уехал в Новосибирск и предпринял попытку поступить в Новосибирский институт военных инженеров транспорта. Однако в сентябре 1943 года он был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и этапирован в Москву на Лубянку. Следствие длилось около полугода, П.Г. Кузнецов был признан виновным и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях.
Первые пять лет заключения он провел в Новосибирске, где работал на радиозаводе и на авиационном заводе. Условия работы в заводском бюро рационализации и изобретений позволяли Побиску Кузнецову заниматься самообразованием. Он изучал математику, штудировал учебники высшей школы по разным специальностям. Его предложения по улучшению технологии производства составили ему репутацию квалифицированного инженера-химика.
Но в 1949 году заключенный Кузнецов был этапирован из Новосибирска и дальнейший срок с июня 1949 года отбывал в Норильске, где работал фельдшером в лагерном медпункте. Летом 1953 года Побиск Кузнецов был переведен в Озерлаг в Тайшете, где также работал фельдшером. Судьба заключенного свела его с рядом осужденных деятелей науки: физиологом В.В. Париным, минералогом Н.М. Федоровским, химиком Я.М. Фишманом. Это были крупные ученые, ведущие специалисты в своих областях, общение с ними многое дало жаждавшему знаний Кузнецову, обогатило его научный багаж, оказало влияние на формирование его мировоззрения.
В феврале 1954 года срок заключения закончился, и Побиск Кузнецов был направлен на поселение в село Казачинское Красноярского края, где начал работать трактористом. Вскоре он получил разрешение переехать в Красноярск и устроился на работу лаборантом в одну из геологических лабораторий, стал заниматься гидрохимическими методами геологических исследований.
В 1956 году приговор по обвинению П.Г. Кузнецов был отменен, и он был полностью реабилитирован. Вернувшись в Новосибирск, он устроился на работу в лабораторию Западно-Сибирского геологического управления на должность инженера-химика, хотя не имел никакого диплома. Одновременно он продолжал заниматься самообразованием в различных отраслях науки. Свои размышления о философских основах происхождения жизни Побиск Кузнецов изложил в письме в Институт философии АН СССР.
В том же 1956 году он смог лично посетить Москву и выступить с докладом на одном из философских семинаров. Его выступление привлекло внимание философа Э.В. Ильенкова (1924-1979), который увидел в идеях Кузнецова много общего со своими собственными воззрениями. В дальнейшем Э.В. Ильенков поддерживал философские изыскания Кузнецова, приглашал его к сотрудничеству, в частности в работе над «Философской энциклопедией» (1960-1970). Тогда же П.Г. Кузнецов был принят в члены КПСС.
В 1959 году П.Г. Кузнецов защитил диплом на тему разделения редкоземельных металлов и формально получил высшее образование. Это позволило ему в 1960 году поступить на работу в Институт нефтехимического синтеза АН СССР и переехать в Москву. В это же время он женился на Гере Ивановне Потехиной (1929-1976) — дочери И.И. Потехина (1903-1964), первого директора Института Африки АН СССР. Для обоих это был уже второй брак.
Во второй половине 1950-х годов в печати начали публиковаться первые научные статьи П.Г. Кузнецова по проблемам анализа минерального сырья, а также по различным аспектам проблем жизни, в том числе и в космосе. В 1959 году он одним из первых использовал термин «фотоника» для описания эффектов митогенетического излучения. В понимании природы митогенетического излучения П.Г. Кузнецову оказывал помощь его двоюродный брат В.П. Казначеев (1924-2014), в будущем академик, создатель и руководитель Сибирского отделения Академии медицинских наук СССР.
В октябре 1961 года П.Г. Кузнецов поступил в аспирантуру МГПИ имени В.И. Ленина на кафедру общей и аналитической химии, которой руководил профессор С.А. Балезин. В три года, отведенные для подготовки диссертационного исследования, Кузнецову уложиться не удалось, но С.А. Балезин в октябре 1964 года взял его на полставки ассистента на свою кафедру, тем самым поддержав ученого и дав ему возможность продолжить работу над диссертацией.
В 1965 году П.Г. Кузнецов в МГПИ имени В.И. Ленина с успехом защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата химических наук на тему «Теоретические основы разделения редкоземельных элементов и методы оценки эффективности разделения»3. Статьи на тему анализа и разделения химических элементов П.Г. Кузнецов публиковал до 1968 года, а затем утратил интерес к этой теме.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов человечество совершило мощный научно-технический прорыв — ракеты преодолели путы земного тяготения и вывели в космос сначала спутники-аппараты, а затем и пилотируемые корабли. Перед человеком открылась возможность освоения космического пространства, полетов на Луну и к другим планетам.
Тема космоса в первой половине 1960-х годов была чрезвычайно востребованной, причем в самых различных аспектах, в том числе и философском. П.Г. Кузнецов, занимавшийся проблемой «человечество и космос», получает признание, как специалист в этой сфере. В 1963 году П.Г. Кузнецов познакомился с С.П. Никаноровым (1923-2015) — инженером-оборонщиком, ставшем впоследствии видным ученым в области организационного управления, методологии разработки информационных систем и концептуального анализа. Никаноров познакомил Кузнецова с принципами целевого проектирования — прикладными методами управления проектами.
П.Г. Кузнецов соединяет идеи целевого планирования со своим пониманием человечества, как органической части космоса. Он начинает публиковать статьи по вопросам целевого планирования и выступает с идеей создания системы социально-экономического и политического прогнозирования «ГЛОБУС», основанной на принципах физически понимаемой экономики.
В 1965 году по инициативе П.Г. Кузнецова при научно-исследовательском секторе МГПИ имени В.И. Ленина был создан сектор СПУ (сетевого планирования управления) на хозрасчетных началах. На его основе Кузнецов предпринял попытку практического внедрения сетевого планирования в хозяйственную жизнь. К тому времени он пользовался репутацией оригинального мыслителя, глубоко разбирающегося во многих сложных вопросах науки и техники. Кроме того, Побиск Кузнецов имел широкий круг знакомств в научно-технической сфере, многие видные ученые его высоко ценили и относились к его изысканием с сочувствием.
В результате хозрасчетная деятельность Кузнецова шла весьма успешно, договора на разработку и внедрению систем сетевого планирования заключались один за другим. Вряд ли руководители организаций рассчитывали на серьезный эффект от предложений Кузнецова, но все же решались поддержать начинания молодого ученого в перспективной сфере.
В 1967 году сектор СПУ был развернут в лабораторию систем управления, с 1968 года — лаборатория систем управления разработками систем (ЛаСУРС). В эту лабораторию перешел на работу и С.П. Никаноров. Хозрасчетный принцип финансирования позволял установить сотрудникам ЛаСУРС достойную заработную плату. Сам П.Г. Кузнецов признавался, что ежемесячно получал по пятьсот рублей — огромные деньги для 1960-х годов. В архиве МПГУ сохранились бухгалтерские карточки на П.Г. Кузнецова за 1968-1972 годы. Их них следует, что он, как заведующий сектором, стабильно получал заработную плату в размере 310 рублей, а с 1971 года — 340 рублей в месяц. Ежемесячно из его зарплаты высчитывались алименты на ребенка от первого брака в размере 25%. Помимо стабильной заработной платы П.Г. Кузнецов мог получать и дополнительные выплаты.
На пике деятельности над проектами ЛаСУРС работали до 150 ученых и специалистов. Хозяйственные договора заключались с Министерством просвещения СССР, Академией общественных наук при ЦК КПСС, Институтом электронных управляющих машин АН СССР, Институтом медико-биологических проблем (в тот период Министерства здравоохранения СССР, ныне в структуре РАН, занимается вопросами космической медицины), Институтом биофизики Министерства здравоохранения СССР (ныне Федеральный медицинский биофизический центр, специализируется в сфере радиационной медицины), Институтом математики Сибирского отделения АН СССР, Научно-исследовательским и конструкторским институтом химического машиностроения (одно из направлений работы которого — создание систем жизнеобеспечения пилотируемых космических летательных аппаратов и станций), конструкторским бюро Кунцевского механического завода (ныне Московский радиотехнический завод (основная продукция — зенитные ракетные комплексы), а также почтовыми ящиками Р-6900 (позднее в составе НПО «Химавтоматика»; производство газовых анализаторов, медицинской техники и приборов), А-7284 (располагался в Ленинграде, занимался производством радиоэлектронной аппаратуры), Р-6321 (производство авиационной техники)4. Результаты деятельности ЛаСУРС оценивались высоко, в августе 1969 года П.Г. Кузнецов был награжден медалью «За трудовое отличие».
Однако в 1970 году деятельность ЛаСУРС привлекла внимание правоохранительных органов, была проведена проверка, выявлены финансовые нарушения, после чего лаборатория была закрыта. Сам П.Г. Кузнецов был арестован и исключен из партии. Следствие, однако, не подтвердило обвинений в хищениях в особо крупных размерах и даче взяток. Уголовное дело развалилось, тем не менее, П.Г. Кузнецов был помещен на обследование в НИИ общей и судебной психиатрии имени В.П. Сербского.
За ученого вступились его многочисленные друзья и покровители, академики В.В. Парин, А.И. Берг, В.С. Семенихин, В.М. Глушков, В.А. Афанасьев лично обращались с просьбой об освобождении и реабилитации П.Г. Кузнецова. В 1971 году он был восстановлен на работе в МГПИ имени В.И. Ленина, а позднее (в 1975 году) и в партии.
Но в дальнейшем масштабы деятельности П.Г. Кузнецова существенно сократились, он уже не стремился как можно быстрее внедрять свои идеи в жизнь, в печати его новые статьи появлялись лишь изредка. Ученый сосредоточился исключительно на теоретических изысканиях, но по-прежнему в очень широком спектре. Помимо космологии и целевого планирования его интересовала и структурная психолингвистика, и электроэнергетика. В начале 1970-х годов он сотрудничал с Р.Л. Бартини (1894-1974) в области теоретической физики5.
С мая 1974 года П.Г. Кузнецов работал на кафедре электрических систем Московского энергетического института, с мая 1978 — в Научно-исследовательском институте автоматической аппаратуры, которым руководил В.С. Семенихин. В 1985 году в связи с юбилеем Победы П.Г. Кузнецов был награжден орденом Отечественной войны первой степени. В 1986 году П.Г. Кузнецов перешел на работу в издательство «Правда», которым руководил В.А. Афанасьев, а в 1990 году вышел на пенсию. В 1990-х годах П.Г. Кузнецов читал курс лекций «Естественно-научные основы социально-экономических процессов» для студентов кафедры прикладных концептуальных методов Московского физико-технического института, сотрудничал с экспертным советом Комитета по безопасности Государственной думы второго созыва.
Побиск Георгиевич Кузнецов скончался 4 декабря 2000 года в возрасте 76 лет. Он оставил после себя около двухсот научных трудов по широкому спектру дисциплин: геологии, биологии, химии, физике, математике, кибернетике, экономике, общей теории систем и философии. Его идеи физической экономики и устойчивого развития нашли достаточное количество последователей, которые хранят память об ученом, проводят симпозиумы, конференции, популяризируют его научное наследие6.
Источники:
- Приказ 10-й отдельной танковой бригаде № 79н от 25 июля 1943 года. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Ед.хр. 166. Л. 153.
- Наградной лист П.Г. Кузнецова. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Ед.хр. 166. Л. 170.
- Кузнецов П.Г. Теоретические основы разделения редкоземельных элементов и методы оценки эффективности разделения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата химических наук / МГПИ имени В.И. Ленина. – М., 1964. – 10 с.
- Архив МПГУ. Приказ № 16а НИС от 18 января 1968 года, приказ № 17/12 от 17 января 1969 года, приказ № 17/154 от 4 июля 1969 года.
- Бартини Р.Л., Кузнецов П.Г. О множественности геометрий и множественности физик // Проблемы и особенности современной научной методологии — 1978. — С. 54-65.
- Подробно о П.Г. Кузнецове и его трудах см.: https://побиск.рф
М.Я. Салоникес – советник при ректорате МПГУ