21 марта в Большом зале РАН прошло первое собрание новых членов Академии – профессоров РАН. Почетное звание «профессор РАН» было введено в 2015 году для признания заслуг молодых ученых, уже добившихся многого, но еще не заслуживших звания члена-корреспондента Академии наук. О том, что дает это звание, зачем Академии молодые профессора и что изменится с введением в штат молодых ученых объясняет профессор РАН, заведующий кафедрой теоретической физики им. Э. В. Шпольского Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, заместитель директора по научной работе Института спектроскопии РАН доктор физико-математических наук Андрей Наумов.
Исторически в Российской (Петербургской) академии наук еще со времен ее основания Петром I существовал статус “профессора академии”. Так, например, Михаилу Ломоносову звание профессора химии было присвоено в 34 года.
До недавнего времени в РАН была принята двухступенчатая система, включавшая в себя звания члена-корреспондента и академика. В 2015 году было разработано положение о введении звания профессора РАН. По итогам выборов 2015 года было избрано 495 профессоров РАН. Так, от отделения физических наук было избрано 50 профессоров РАН. Средний возраст избранных профессоров по различным отделениям – 43-45 лет (средний возраст академиков 73 года).
Если говорить о том, чем будут заниматься профессора РАН, то это три основных направления. Во-первых, экспертная деятельность по разнообразным целевым программам, финансированию институтов развития. Если Правительство принимает решение, что нужно профинансировать то или иное научное направление – нужна помощь экспертов в оценке предлагаемых к рассмотрению программ, выработке стратегии развития различных направлений науки и технологий. Как правило, профессора РАН ведут активные исследования в прорывных направлениях, находятся на переднем крае современной науки и могут оценить важность тех или иных проектов и предложений.
Второе направление – развитие связи науки и образования. В 90-е годы появился разрыв между фундаментальной наукой, которая делалась в НИИ, и университетами. Нужно привлекать профессоров, работающих в современной науке, к преподаванию в ВУЗах. С другой стороны, академической науке нужна “свежая кровь”. Нужно готовить студентов, которые бы понимали, что происходит в академической науке, нужны аспиранты, молодые постдоки. Наконец, очень важно реализовать правильную систему подготовки педагогических кадров как для школы, так и для ВУЗов. В этой связи, мне кажется, очень важна роль МПГУ, как ведущего педагогического университета РФ.
Третье направление – популяризация науки и пропаганда научных достижений. Наука, в основном, делается за бюджетные средства, то есть на деньги налогоплательщиков, и важно показывать им, что средства потрачены не зря. Что измерение непонятной обывателю кривой на осциллографе или построение дорогостоящего сложного прибора в конечном итоге приводит к улучшению качества жизни, появляются новые медицинские методики и инструменты, новые виды бытовой техники, новые материалы, новые услуги.
В наше время путь от фундаментального исследования до внедрения результатов в прикладные разработки стал чрезвычайно короток. Взять, к примеру, сенсорные экраны современных смартфонов: от разработки технологии в Стэндфордском университете до появления таких устройств в кармане прошло пару лет. Или методы оптической расшифровки генома – с момента первых экспериментов по расшифровке ДНК в середине 2000 годов до внедрения генетического анализа в повседневную практику прошло пять лет. Сегодня себестоимость генетического анализа стоит сотни долларов, а время расшифровки составляет несколько часов. А совсем недавно секвенирование генома занимало месяцы, а стоимость такого анализа исчислялась сотнями тысяч долларов (достаточно вспомнить историю с идентификацией останков царской семьи в 1990-е годы). Теперь же генетический анализ доступен каждому человеку.
Или посмотрим на научное направление селективной лазерной спектроскопии одиночных молекул, в котором работает наш коллектив. Первые успешные эксперименты коллег из США и Франции носили чисто фундаментальный характер и были проведены совсем недавно по научным меркам – в 1989-90 годах, а уже в 2014 году была вручена Нобелевская премия за работы в этом направлении. При этом разработанные методы уже вовсю используются в науках о жизни, в медицинской физике.
Наука становится междисциплинарной. Физики разрабатывают инструменты для химиков, биологов, медицины. Сложные эксперименты проводятся, как правило, консорциумами ученых из различных организаций. Так, например, наши исследования мы проводим в Институте спектроскопии РАН, где студенты и аспиранты МПГУ могут получать новые знания и опыт работы, сотрудничаем с зарубежными организациями, ведем совместную работу с Московским физико-техническим институтом. Сейчас создаем лабораторию в МПГУ, где можно будет проводить ряд новых экспериментов. И, на мой взгляд, существование корпуса профессоров РАН будет способствовать развитию и укреплению таких связей.