Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Школьные учебники должны своевременно обновляться

Новости МПГУ

15 декабря ректор МПГУ Алексей Семенов принял участие в пресс-конференции, посвященной изменениям в учебном книгоиздании.

Наибольшей популярностью у современных российских учителей пользуются лишь 20% школьных учебников, включенных в Федеральный перечень, из них 80% – доработанные и переизданные учебники советских лет, сообщил вице-президент объединенной издательской группы «ДРОФА – Вентана-Граф – Астрель» Артем Соловейчик. Однако, по мнению Алексея Семенова, в этом нет ничего удивительного: образование – одна из самых массовых систем в обществе, обладающая инерцией. Знания, традиции, культурные навыки передаются из поколения в поколение, тем более что в ряде наук, как, например, в географии или физике, изменения несущественны. А вот русский язык меняется быстро, пусть даже люди не хотят этих изменений.

В СССР существовали эффективные механизмы обновления учебников, рассказал ректор МПГУ. Имела место вариативность программ и учебников (единый учебник при советской власти – миф, над которым смеются представители старшего поколения), и, например, физику можно было изучать и по концентрической, и по линейной системе. До того, как получить гриф «рекомендовано», учебники получали гриф «допущено» и апробировались в школах, в случае успеха дорабатывались и становились массовыми.

Главная проблема современного учебного книгоиздания заключается в том, чтобы не потерять и поддержать ростки будущего в современных учебниках, считает Алексей Семенов. Это не всегда удается. В отечественных учебниках математики теория вероятности и статистика появились лишь в конце 1990-х годов, хотя их необходимость была очевидна уже в конце 1980-х. Знаменитый учебник Киселева по геометрии не потерял актуальность и сегодня, но если ребенок будет «отвечать» по учебнику арифметики этого же автора, то наверняка получит двойку, так как логика арифметики стала другой.

Федеральный перечень учебников для школ теперь утверждается раз в три года, и это, по мнению ректора МПГУ, сдерживает темпы обновления. Поэтому издательства должны использовать все возможности для экспериментальной апробации учебных материалов, тем более что содержание контрольных измерительных материалов для ЕГЭ меняется постоянно. Изменения должны быть понятными и осмысленными для всего педагогического сообщества, несмотря на его консерватизм.

Как отметил директор московского Центра образования № 548 Ефим Рачевский, хорошим учебником можно считать тот, по которому дети успешно учатся, даже если учитель недостаточно талантлив. Впрочем, добавил он, таких учителей становится все меньше, так как в последние годы педагогическим вузам удалось решить проблему двойного негативного отбора (когда на образовательные программы по педагогике поступают не лучшие выпускники школ, а потом на работу в школы идут не лучшие выпускники педвузов). «В этом году впервые за долгое время 12 хороших выпускников моей школы поступили в педагогические университеты», – сказал Ефим Рачевский.

Видеоотчет о пресс-конференции

16 / 12 / 2015

Показать обсуждение