В то время как в России не хватает учителей, в Сети процветают фиктивные курсы переподготовки педагогов. Формат – онлайн, длительность – меньше года. Об этом в материале «Российской газеты».
Проблема вышла на первый план, когда во время недавнего правительственного часа в Госдуме министр просвещения Сергей Кравцов предложил поддержать законопроект, направленный на борьбу с такой фиктивной переподготовкой учителей.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин обратил внимание, что подобные программы даже зарегистрированы на ресурсах Рособрнадзора, а на проблему долго никто не обращал внимания. Курсы “на педагогов” теперь возьмут под контроль?
Посмотрим, что предлагают в Интернете. На экране ярко мигают буквы: “За 5,5 месяца обучения вы освоите новую профессию с нуля и получите все необходимые знания для работы!” Реклама парикмахерских курсов? Или, может, предлагается получить модную сегодня профессию стилиста? Если бы. Следующая строка бьет прямо в глаз: “Начните работать учителем истории сразу после получения диплома!”.
А дальше – в духе “лучших” рекламных кампаний: “Приведи друга – получи скидку. Больше друзей – меньше цена!”.
И да, конечно, все – онлайн. Удобно! Практика? Нет, не слышали.
Путь будущего учителя истории здесь такой: “заплати – отучись полгода (как бы) – получи диплом по почте (“пришлем в течение 5 дней!”) – иди работай в школу (“диплом гособразца!”)”. Конец. Звучит музыка из финальной заставки журнала “Ералаш”.
Цена вопроса по программе “Учитель истории. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС” – 20 700 рублей. До 21 февраля – скидка 4400 рублей, спешите.
Спешу, звоню. “Очень хочу преподавать историю детям, ничего, что я до этого предмет не изучала глубоко?”, – спрашиваю у менеджера. Говорят, вообще не проблема. “У вас будут педагоги, которые всему научат, не переживайте”.
Но я переживаю. Иду смотреть список преподавателей, с которыми предстоят консультации и обсуждения. Все сплошь – кандидаты педагогических и психологических наук. Спасибо и на этом.
Но ни одного историка! Мне, будущему учителю истории, предлагают в консультанты специалистов по дошкольному образованию, логопедов и тренеров по мини-футболу! Хочется отфутболить это предложение подальше.
Но их, таких, в интернете по запросу “дистанционное обучение на педагога” – масса. И все они, как правило, от каких-то АНО или ООО с еле заметной пометкой “реклама”. Учителем физики и астрономии предлагают стать с нуля за 7 месяцев и 27 тысяч рублей, учителем математики и информатики – за 9,5 месяца и 30 600 рублей. Есть программы подешевле и покороче. И они, увы, востребованы. А качественные курсы по повышению квалификации и переподготовке учителей, которые проводят в известных педагогических вузах и методических центрах, теряются в этом море.
Пропуск в класс
Как было отмечено на недавнем заседании Совета по науке и образованию, которое проводил президент Владимир Путин, в России сегодня не хватает более 33 процентов учителей математики и 24 процентов учителей физики. Дефицит растет ежегодно на протяжении последних восьми лет. Есть недобор и по другим направлениям.
“Нужно увеличивать численность учителей-предметников, повышать качество их подготовки”, – отметил тогда президент. И подчеркнул, важно не допустить дефицита учителей. По прогнозам демографов, после 2025 года ожидается падение числа учеников начальных классов, а вот в 8-11-х классах к 2032 году будет настоящий бум: рост с 4,8 до 5,5 миллиона человек.
Чтобы в класс не попали псевдоспециалисты, в Госдуме уже разработали тот самый законопроект. В чем его суть? Главное – он устанавливает, что для допуска к педагогической деятельности или для подтверждения квалификации педагогам необходимо получить дополнительное профобразование только в определенных учреждениях. Это государственные и муниципальные образовательные организации, расположенные, в том числе на федеральной территории “Сириус”, в инновационном центре “Сколково” и на территориях инновационных научно-технологических центров.
“Для достижения задач по решению национальных целей развития страны необходимо гарантировать качественное получение педагогическими работниками дополнительного профессионального образования (ДПО) как по программам повышения квалификации, так и по программам профессиональной переподготовки”, – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Также в документе прописано, что повышать квалификацию по направлению работодателя, то есть школы, можно только по профилю педагогической деятельности, а “для приобретения новой квалификации в сфере педагогической деятельности или управления образовательными организациями необходимо пройти профессиональную переподготовку”.
Не только диплом
Какие документы сегодня просят показать в школе при устройстве на работу учителем?
– Прием педагогов на работу требует тщательной проверки кандидатов, – напоминает завкафедрой педагогического образования Российского нового университета Татьяна Головятенко. – Для этого школа опирается на ряд документов, подтверждающих профессиональную подготовку и право вести уроки.
Что это за документы? В первую очередь, конечно, диплом о высшем педагогическом образовании. Он должен быть выдан аккредитованным вузом по специальности, соответствующей должности в школе. Помимо диплома, школа обращает внимание на следующие документы – сертификат соответствия квалификации, подтверждающий, что педагог прошел аттестацию, трудовая книжка, которая позволяет оценить профессиональный путь, характеристики с предыдущих мест работы, отзывы коллег и руководителей и пр.
– Вопрос подготовки учителей – один из ключевых в системе российского образования, – говорит эксперт. – Для успешного выполнения своей роли педагог должен обладать не только глубокими историческими знаниями, но и педагогическим мастерством. Как показывает практика, подготовка учителя за несколько месяцев с нуля, без предварительного предметного или педагогического образования – чрезвычайно сложная задача. Но в то же время выпускник, например, исторического факультета, прошедший интенсивный курс онлайн-обучения (лекции и семинары) по методике преподавания, педагогике, педагогическим технологиям и детской психологии, за этот же период может приобрести необходимый базовый уровень подготовки для работы в начальной и средней школе. А вот подготовка к работе в старших классах требует более глубокого погружения. Учитель должен не просто передавать информацию, но и способствовать формированию у подростков критического мышления, умения анализировать исторические события и процессы.
Нет ничего предосудительного в том, что взрослый человек решил переучиться на педагога.
– Повышение квалификации и переквалификация специалистов из других сфер деятельности могут обогатить педагогическое сообщество новыми знаниями, навыками и подходами, – считает Татьяна Головятенко. – Но, повторю, с нуля за несколько месяцев сделать это возможно только со значительной потерей качества.
По словам Татьяны Головятенко, краткосрочная переподготовка на курсах повышения квалификации подходит для специалистов, уже имеющих базовое педагогическое образование, но желающих углубить свои знания в конкретной области или получить новую специализацию. А для тех, кто вовсе не знаком с педагогикой, существует формат дополнительного образования в вузах – полноценные программы бакалавриата и магистратуры по педагогическим специальностям.
Из инженера – в педагоги
Оказывается, переквалифицироваться на учителя можно и за короткий срок. Важно, чтобы программа была качественная, емкая, от проверенного вуза или образовательного центра. О том, как сегодня переучивают на педагогов и как контролировать качество такой подготовки, “РГ” рассказала проректор по дополнительному образованию Московского педагогического государственного университета Дарья Кудрявцева.
– Для управления сферой дополнительного профобразования необходимо вернуть государственное регулирование качества подготовки и самих программ – госаккредитацию. Так можно избежать появления массы частных фирм, занимающихся переподготовкой будущих педагогов (а по сути – выдачей документов). В соответствии с действующими нормами в ДПО сейчас нет государственной аккредитации. Для определения качества программ и подготовки специалистов может применяться только профессионально-общественная аккредитация, но она по закону – строго добровольна.
Эта ситуация и породила большое количество недобросовестных организаций и некачественных программ на рынке дополнительного профессионального образования в целом, не только для педагогов. Но это не означает, что частным образовательным организациям надо запрещать открытие дополнительных профессиональных программ. Они бывают разные, эти организации. Есть и те, кто отвечает за качество образования и не уступает ведущим госконторам и вузам.
Вообще, переподготовка как быстрый способ переквалифицировать, например, инженера в преподавателя информатики или математики, классического историка в учителя истории практиковалась и в советское время. Срок обучения на программах переподготовки никогда не был долгим: в среднем – около года. Важно обращать внимание не столько на срок обучения, сколько на общую трудоемкость программы и ее содержание. В МПГУ, например, срок обучения по программе переподготовки на учителя истории составляет 9 месяцев. Не много. Но при этом общая трудоемкость – 1224 часа. Курс идет довольно интенсивно. За это время будущий педагог осваивает и методику преподавания предмета, и его содержание. Обязательно предусмотрена практика. Слушатели готовят и проводят уроки, получают рекомендации от преподавателей-методистов, корректируют свою работу.
Имеет значение и то, какие требования предъявляют при приеме на переподготовку к предыдущему базовому образованию и как проходит итоговая аттестация. В МПГУ председатель итоговой экзаменационной комиссии – это всегда независимый эксперт, ведущий сотрудник из сторонних научных и образовательных организаций, а в состав комиссии входят работодатели.
При приеме на программы переподготовки мы внимательно смотрим на диплом, который приносят слушатели. Преимущественно это люди, имеющие специальность, близкую к работе учителя. Например, есть слушатели, которые уже имеют высшее педагогическое образование, но хотят поменять преподаваемый предмет. Приходят и специалисты из смежных областей: например, на учителей истории приходят учиться политологи, экономисты, юристы – специалисты, имеющие базовое гуманитарное образование и обладающие обширными знаниями в области социального устройства, государственности, права, философии, истории и т.д. Это важные компоненты подготовки педагога.
Большой плюс переподготовки – то, что на эти программы приходят зрелые люди, имеющие определенный жизненный опыт и сделавшие свой осознанный выбор. У них уже есть устойчивое желание работать учителем и, как следствие, они более мотивированы на получение новых знаний. Поэтому обучение по программам переподготовки часто оказывается более эффективным и продуктивным, несмотря на более короткий срок обучения.
Напомню, что школа принимает на работу человека с документом о высшем педагогическом образовании либо с образованием по соответствующему направлению. Кроме того, согласно закону об образовании, в 5-11-х классах работать в школе могут студенты, успешно окончившие три курса педвуза, а в детских садах и в начальной школе – студенты выпускных курсов педколледжей.
У некоторых регионов есть свои требования к уровню образования и квалификации учителя. Так, например, в московские школы берут на работу только с сертификатом о прохождении профессиональной диагностики по предметным знаниям (например, в объеме, необходимом для сдачи ЕГЭ) и диагностики общих психолого-педагогических компетенций.
Министру просвещения Сергею Кравцову еще в конце прошлого года было направлено предложение о бесплатной магистратуре для учителей. Идея в том, чтобы предоставлять педагогам стопроцентную скидку на обучение в магистратуре по программам профильной педагогической направленности. Для учителей это был бы действительно важный шаг в поддержке и развитии профессионального роста. Учителя считают, что это позволило бы не только повышать квалификацию, но и мотивировать молодых специалистов оставаться в профессии.