Традиционно в начале нового учебного года обучающиеся МПГУ, прошедшие вожатскую практику летом, принимают участие в анкетировании и подводят итоги своей вожатской деятельности. В 2021 г. после сложного периода санитарно-эпидемиологических ограничений в качестве вожатых в детских оздоровительных лагерях работали более 600 обучающихся МПГУ. На практику вышли обучающиеся Дефектологического факультета Института детства, Факультета музыкального искусства и Художественно-графического факультета Института изящных искусств, Института истории и политики, Института математики и информатики, Института педагогики и психологии, филиалов и Колледжа МПГУ.
В качестве курсов по вожатскому мастерству обучающиеся дополнительно освоили программу профессиональной подготовки «Вожатый», получив свидетельство о присвоении квалификации «Вожатый» (организаторами обучения выступили Управление непрерывного дополнительного образования и Федеральный координационный центр подготовки вожатских кадров). Основным источником информации о лагерях остаются руководители практики (подтвердили 79% ответивших), а также достаточно часто источником информации о лагерях являются однокурсники, официальный сайт МПГУ, Ярмарка вакансий организаций отдыха детей и их оздоровления «Я выбираю лето!», ежегодно организованная весной в МПГУ, и социальные сети. Большинство обучающихся МПГУ прошли вожатскую практику в регионах по месту фактического нахождения. Несмотря на все еще действующие ограничения обучающиеся смогли выехать на вожатскую практику и в лагеря Москвы, Московской области, Ленинградской области, Калининградской области, Краснодарского края, Республики Крым и других регионов.
Обучающиеся МПГУ довольно высоко оценили организацию сопровождения вожатской практики (средняя оценка по всем структурным подразделениям – 7,7 балла). Результаты исследования показывают, что обучающиеся МПГУ получили достаточно специальных теоретических и практических знаний для прохождения вожатской практики. Абсолютное большинство опрошенных не смогли назвать трудности при прохождении практики (84 %). Этот показатель также свидетельствует о хорошей организации вожатской практики.
Опыт работы вожатым считают полезным большинство респондентов (88 %). Большинство обучающихся отмечают, что опыт работы вожатым для них ценен, поскольку помог им стать более организованными и ответственными, получить возможность работы с детьми разных возрастов, научиться находить творческие решения для разных педагогических ситуаций. От успешности прохождения первой вожатской практики во многом зависит мотивация студента продолжить работу в лагере в будущем, вступить в педагогический отряд.
Большинство обучающихся хотели бы продолжить работу в лагере в будущем (61 %). При этом более половины студентов хотели бы продолжить работу в сфере организации детского отдыха в качестве вожатого, руководителей кружков, старших вожатых, психологов.
Опытные вожатые посоветовали студентам, которым предстоит в 2022 г. пройти вожатскую практику, больше уделить внимание изучению методической литературы, подбору игротеки, более ответственно подходить к выбору лагеря, ничего не бояться и верить в себя.
Учебно-методическое управление благодарит сотрудников Отдела социологических и статистических исследований ВНМЦ «Философия образования» за проведенный анализ мнения обучающихся. В настоящее время в МПГУ организована подготовка к обучению более 3000 новых вожатских кадров, которым предстоит пройти практику летом 2022 г. За организацией этой работы стоит большой коллектив Университета.
Учебно-методическое управление