Поездка студентов и преподавателей Института детства для знакомства с образовательной системой Чехии завершилась.
Эта работа стала основой не только для сравнивания подходов к образованию в нашей стране и Чешской республике, но и ответа на вопрос: «Что я взяла из этой поездки как будущий учитель?»
Савина Анастасия
Посещение школ в Европе и углубление в их образовательный процесс – цель нашей поездки. Эта цель поставлена четко, ведь она полностью моделирует наши задачи. Нам нужно было не только познакомиться с образованием за рубежом, но и сравнить с нашим. Сравнивать две системы образования в теории, читая книги, это одно, а видеть все на практике гораздо интереснее и важнее. И это действительно удивительно, потому что то, что мы видим – способствует нашему восприятию и понимаю точной структуры образовательного процесса. Также огромным плюсом было то, что мы не только слушали, но и участвовали в уроке. Мы являлись единицами образовательного процесса, которые смогли на себе почувствовать систему образования, по которой учатся дети. Это было очень необычно побыть снова в роли ученика начальной школы, но именно так мы смогли почувствовать с какой теплотой относится учитель к детям. Стоит отметить, что учитель не центр класса, дети не бояться его, с радостью тянут руку и задают любые вопросы, дети и педагог общаются на равных. Я считаю, что так и должно быть.
Конечно, есть и сходства, и различия между нашими системами образования, но я не буду их перечислять, я лишь хочу сказать, что я очень многое почерпнула для себя, как со стороны будущего педагога, так и со стороны студента.
Так как мое профессиональное образование находится только на стадии развития, то эта поездка дала хорошую возможность понять, почувствовать то, к чему стоит стремиться, поставить себе нужную цель и добиться ее.
Благодаря сотрудникам школ и гимназий, которые мы посетили, мне удалось ответить на свои внутренние вопросы и еще больше осознать, что я точно не ошиблась с выбором профессии, которая остается одной из самых нужных в мире.
Карунина Анастасия
Эта поездка была для меня не только прекрасным шансом увидеть мир, но и возможностью познакомиться с системой образования в Чехии.
Могу сказать, что я увидела существенные различия между методами и способами организации учебного процесса, а также заинтересованностью самих педагогов к своим ученикам.
Мы проследили все стадии взросления ребенка в учебном процессе: детский сад, начальная школа, средняя школа, гимназия, профессионально-техническое училище или вуз.
Начиная с детского сада, ребенка готовят к школе. Но делается это играя. Меня поразили размеры самих групп, в которых находятся дети: они большие, просторные. Ребята могут спокойно передвигаться по помещению. Две воспитательницы постоянно занимаются с детьми. Хоть и в группе дети разновозрастные, это не мешает двум воспитателям проводить параллельные занятия: ребята помладше занимаются в одной части помещения, а старшие в другой. Ребята могут тесно общаться друг с другом, перенимая опыт от детей постарше. В садике царит домашняя атмосфера. Дети не следуют указке воспитателя. Воспитатель как вторая мама для ребенка. Больше всего меня поразило количество творческих работ на стенах коридоров и групп. Там висят не только рисунки, поделки малышей, но и фотографии выпускников детского сада. Каждый может их увидеть и узнать своих друзей и знакомых. Я заметила, что в группе большое количество развивающего игрового материала для детей, конструкторы, пособия для развития логики и мышления. В садике ребенок начинает свое всестороннее развитие.
Начальная школа мне очень понравилась. Когда заходишь в двери здания, то сразу чувствуется атмосфера учебного заведения. На стенах висят работы учеников, их достижения. Каждый класс украшен всевозможными поделками, игровым материалом, учебными картинками. Я отметила, что в каждом классе есть зона отдыха с игрушками, книгами, ковром, где дети могут отдохнуть после урока. Особенно мне понравилось то, как учитель организует свое занятие. Она выстроила детей в колонну, а они на доске отмечали цифры. Ребята были увлечены делом, никто не толкался, не было шума. Мне понравилось отношение учителя к детям. Она ни разу не повысила голос, не призывала детей к тишине и порядку. Дети ее слушали и без лишних слов с повышением голоса.
Хочется отметить, что учителя в Чешских школах несколько добрее, чем наши и не стоят на страже дисциплины весь урок. Они увлечены вместе с детьми.
Средняя школа произвела впечатление большой интересной лаборатории, где происходят научные исследования, которые в будущем могут изменить мир. Дети, начиная с пятого класса, занимаются наукой, робототехникой, участвуют в конкурсах и занимают призовые места. Они сами занимаются этим, им это нравится. А учителя вовлечено помогают детям, развивают их, дают возможность показать себя, свое творение. Перед нами выступала девочка, занявшая призовое место в Хьюстоне США со своим проектом о Гиалуроновой кислоте, ее свойствах. Я слушала, открыв рот. Это было очень интересно. К этому исследованию ее подтолкнул учитель. А все остальное Екатерина сделала сама. Способность учителя показать ребенку, что он способен изменить мир своими исследованиями дорогого стоит. Я восхищена тому, как работают в Чехии педагоги.
Я отметила, что в обучении и образовании четко видна естественно-научная и техническая направленность. Думаю, это связано с тем, что мир не стоит на месте, и он требует образованных, конкурентоспособных, творческих и активных личностей, готовых предложить что-то новое, еще неизвестное, но гениальное.
Как будущий учитель я вынесла для себя из этой поездки одно: нужно давать ребенку возможность познавать мир, подталкивать его к исследованию, взращивать будущее поколение разносторонним и интересующимся всем, что его окружает. А учителю начальной школы важно знать, что именно он является основоположником того фундамента, который закладывается в первые четыре года учёбы в школе. Наша задача дать возможность увидеть то, что стоит за исследованиями, а за ними стоят великие открытия.
Зинченко Екатерина
Поездка в Чехию была интересной и познавательной. Мы много нового и полезного. Лично для себя я отметила то, что в образовании присутствует доверие, обоюдный интерес субъектов, некоторая легкость и естественность. И это очень важно! Ведь трудно, на мой взгляд, найти золотую середину между учителем – другом/подружкой (некорректное позиционирование учителя в классе, когда он находится и ведет себя на одном уровне с детьми, что приводит к тому, что дети не воспринимают данного преподавателя как, собственно говоря, учителя) и учителем – диктатором (когда дисциплина да и сама коммуникация с учениками достигается учителем только посредством устрашения, что, как известно, приводит лишь к постоянным стрессам, но никак не к развитию ребенка и его желания познания мира). Находясь в образовательных учреждениях Чехии, независимо от того, что это – детский сад, школа, гимназия, колледж или университет, я ловила себя на том, что мне комфортно и хочется учиться. Поэтому для себя – как для будущего учителя – я отметила, что важно уделять достаточно внимания не только самому образовательному процессу, но и созданию атмосферы в классе, его обустройству, оформлению. Можно возразить, что последнее явно должно быть лишним, ведь это может послужить отвлекающим фактором для учеников. С этим в какой-то мере нельзя не согласиться, но, однако, если во всем знать меру, то это, наоборот, может послужить толчком для развития (этому можно найти подтверждение в школах и гимназиях Чехии, в которых мы были гостями). Также мне очень понравилась идея оригинального оформления плаката с фотографиями выпускников. Например, в форме зонтика с капельками дождя или фрагмента мультфильма, или фотографий «за стеклом». Для меня это показатель того, что его помнят и любят, это усиливает важность каждого ученика, как частицы класса и школы, детского сада и т.д., в целом. Я бы хотела использовать это в своей профессиональной практике.
В очередной раз мы убедились в важности проектно-исследовательской деятельности. Этому в чешских школах и гимназиях уделяется довольно большое значение. Особенно это важно для учителей начальной, потому что в большинстве случаев от нас зависит, будет ли ребенок с интересом познавать мир или станет лишь пассивным его потребителем. Важно суметь привить ребенку исследовательский интерес, желание узнавать что-то новое самостоятельно, проверять то, что уже давно стало константой.
Пока для себя я выделила именно это, но при дальнейшем более глубоком анализе поездки, я уверена, что можно будет выделить еще достаточно полезного.
Рыжакова Полина
Отправляясь в путешествие по Чехии, я возлагала большие надежды на то, что я там смогу увидеть, и, к счастью, они оправдались сполна. Начну с того, что понять и прочувствовать на себе систему образования другого государства, которая отлична от системы твоей страны, удается только единицам людей, напрямую причастных к системе образования. Для меня, как для обычной студентки, это оказалось уникальной возможностью, так как это не только сильнейшая содержательная информация, полученная в ходе анализа образовательной программы, но и колоссальный опыт, который я переняла от своих будущих коллег.
Так, в ходе данной командировки нам удалось увидеть все компоненты образовательной системы Чехии: от детского сада, называемого там mateřskáškola, до высшей системы педагогического образования.
Начну с детского сада. Детей туда отдают с 3 до 6 лет и это является обязательной ступенью в образовании. Касаемо распределения детей в группе, то конкретно в городе Lanskroun из 4 д/с 3 – были разновозрастными, из чего я сделала выбор, что таких в Чехии большинство. В каждой группе обязательно есть два воспитателя и их работа распределяется, как правило, по возрастным группам детей. Впечатлило то, что у детей есть колоссальный выбор видов деятельности: от рисования руками до кукольного театра. Каждый ребенок делает то, что ему хочется, он абсолютно не загнан ни в какие рамки и это впечатляет. Также мне очень понравилось, что воспитатели в работе с детьми использовали много природных материалов – в поделках и играх с детьми. Я насчитала более 15 видов работ с данными материалами (листья, каштаны, палочки) в одно время, в одном детском саду. Я, несомненно, буду использовать этот опыт в своей педагогической практике.
Следующим этапом является Основная школа, в которой дети учатся 9 лет. Оно обеспечено сетью государственных и частных школ, уровень образования в которых не отличается. Там кардинальных отличий в процессе обучения я не отметила, однако они все-таки имеются. Так, обстановка учебного заведения разительно отличается от русской. В младших классах кабинеты полностью увешаны детскими работами, учебными материалами и разными вещами. В классе кажется нет свободного места. Так же в каждом кабинете отведено специальное место для отдыха и игры, где меня очень порадовало наличие у каждого ребенка собственной любимой подушки, что делает обстановку очень уютной и приближенной к дому. Как для будущего учителя, мне показалось это большим опытом, который я буду стараться всеми силами воплощать в жизнь в своей педагогической практике.
После окончания основной школы у 15-летнего ребенка есть три варианта на ступени старшей школы: 1) 1-2 года в старшей школе; 2)2-3 года в среднем специальном училище; 3) 2 года в гимназии или средней специальной школе. Оканчивается это государственным экзаменом, называемом «матурита», после которого ученик может идти на высшую ступень образования.Правом поступления в вузы обладают только выпускники гимназий или средних специальных школ с «матуритой». Таким образом, школьная подготовка для поступления в вуз занимает 13 лет.
В университете Градеца Кралова меня поразило, прежде всего, отношение студентов как к нам, так и к учебе. Само же обучение так же строится по европейской системе бакалавриата и магистратуры, что не сильно отличается от нашей. Хочется только отметить, что в университете есть огромное количество зон для отдыха и самообразования, что в свою очередь направленно на комфортное обучение студентов, а также я отметила тот факт, что высшее образование в Чехии – бесплатно.
Для себя как для учителя я вынесла, прежде всего, очень много полезного опыта. Так, меня очень впечатлило отношение к детям, как «к людям», а не как к объекту обучения. Во всех ступенях обучения и учитель, и ученик являются субъектами образовательного процесса. Также я получила колоссальное количество вариаций творческой деятельности с детьми для их обширного развития. Я также еще больше убедилась в успешности ведения исследовательской деятельности уже с младших классов, так как это максимально развивает творческий потенциал и стремление к знаниям ребенка. Теперь я буду стараться использовать инструмент проектно-исследовательской деятельности наиболее широко.
Соловьева Анна
Для начала, я хочу отметить, что прохождение студентами практики заграницей – это отличная идея. Я не жалею, что провела несколько дней в Чехии, так как я смогла более глубже познакомится с зарубежной системой образования, сравнить ее с нашей, и провести анализ проведенной работы. Целью нашей поездки являлось посещение образовательных учреждений: детских садов, школ, университетов. Наши дни были построены таким образом, чтобы нам было понятно значимость образования в Чехии и дальнейшая реализация полученных навыков и знаний учеников в повседневной жизни.
Посещая образовательные учреждения, мы не только теоретически затрагивали «образование», но и знакомились с теми или иными моментами на практике. Мы смогли сравнить систему образования в России с европейским образованием. Было интересно наблюдать за взаимодействием воспитателя/учителя и детей, вспоминать примеры работы с детьми с практики и сравнивать их с наглядными ситуациями. Для себя я окончательно поняла к чему стремиться новое образование в России. Прежде, «новшества» казались мне неэффективными для наших школ, однако я увидела как чутко и внимательно педагог относится к каждому ребенку, с какими эмоциями и настроением он проводит занятия, какую интонацию использует и чего добивается в результате проведенного занятия. Конечно же, видно и детское отношения к образовательному процессу. Дети более усидчивы, внимательны и заинтересованы процессом.
Для себя я подчеркнула то, что «новое» образование действительно важный компонент всего образования в целом. В настоящее время я должна реализовываться во всех направлениях, чтобы работая по профессии «учитель начальных классов» быть компетентным не только на словах и замыслах, но и на действиях.
После поездки я окончательно поняла, к чему стремятся преобразовать образование, какие цели и задачи предстоит еще решить на этом пути, что мы – будущие педагоги – должны сделать, чтобы наши воспитанники проявляли интерес к учебе.
Я предполагаю, что мне многое предстоит узнать, изучая свою профессию, однако я более точно представляю, к чему я должна стремиться и чего я уже в настоящее время могу достигнуть. Так же я поняла, что нельзя останавливаться на достигнутых знаниях, и уж если образование меняется, нужно стараться его развивать и преобразовывать в работе. Именно этим я и хочу заниматься в будущем, а это значит, что я буду учителем начальных классов.
Мышеловская Марина
Поездка в Чехию, несомненно, поспособствовала моему личностному и профессиональному росту. Как будущий педагог я подчеркнула для себя много важных вещей.
Меня удивило внешнее устройство образовательной среды в школе, особенно это касается 1-4 классов. Идея зонирования классной комнаты кажется мне просто потрясающей! Зона отдыха дает детям возможность расслабиться, отвлечься и отдохнуть на перемене. Она создает в классе уютную и комфортную атмосферу, кроме того, зона отдыха способствует адаптации первоклассника. Данное пространство возможно использовать и в учебных целях, например, рассадив детей по кругу на ковре, можно организовать обсуждение или чтение вслух.
Так же мне хотелось бы отметить оформление классной комнаты в целом. Все стены были завешаны работами учащихся: аппликации, оригами, поделки из природных материалов и красочные рисунки. На стенах практически не было пустого места! По сравнению со среднестатистическими российскими школами, где в почтении строгий стиль оформления, это настоящий фестиваль цвета. Ученикам приятно находиться в классе, украшенном плодами их собственной деятельности. Каждому человеку свойственно обустраивать и облагораживать среду своего обитания, и, я считаю, что давать детям такую возможность обязательно нужно.
Меня впечатлила работа учителей в первом и во втором классе. Учителя не загоняют детей в жесткие рамки поведения в целях удержания дисциплины. Когда я увидела, что каждый ребенок может в любое время встать со своего места и подойти к однокласснику, чтобы посмотреть, что у него получается или попросить какой-либо инструмент/материал для работы, я очень удивилась. Такое поведение ни сколько не нарушало дисциплину, дети были на сто процентов увлечены работой. Данная организация работы сильно отличается от той, которая была привычна мне, но я нахожу ее очень правильной и продуктивной. Она удовлетворяет потребность двигательной активности (когда ребенок устал от статической работы), развивает исследовательскую активность (сравнить свою работу и работу товарища, понять, чем и почему они отличаются), создает мотивацию (посмотреть, как получилось у других и сделать не хуже самому), развивает навык сотрудничества (поделиться с товарищем, попросить/оказать помощь).
В школах Чехии активно развивается научно-исследовательская деятельность. И хотя мне удалось посмотреть лишь проекты детей в возрасте 15-18 лет, я увидела насколько они увлечены своей работой и как серьезно они к ней относятся. Это их первые шаги в науку, поэтому ребята очень гордятся плодами своей деятельности. Я считаю, что заниматься с детьми научно-исследовательской деятельностью можно начинать в начальной школе, подбирая для этого соответствующие их возрасту темы, над которыми детям интересно было бы работать.
Кроме того я обратила внимание на форму парт в кабинете продленного дня. Я нахожу треугольные и шестиугольные парты очень практичными и многофункциональными в использовании. За такими партами очень удобно организовывать групповую работу.
Отдельного внимания заслуживает экологическое воспитание школьников в Чехии. С ранних лет ребенка приучают к раздельному сбору мусора. У некоторых школ есть участки, на которых растут деревья, цветы, кусты и т.д., в обязанности школьников входит уход за растениями и участком. Один раз мне даже довелось наблюдать живой уголок на территории школы, и, я считаю, это очень здорово. Посредством вышеперечисленного у ребенка воспитывается уважение, любовь и интерес к природе. Он рано начинает осознавать, что каждый должен стремиться сохранить хрупкий мир, в котором мы живем.
В будущем я непременно планирую использовать знания и опыт, приобретенный во время этой поездки, в своей педагогической практике.
Рожкова Александра
Проанализировав нашу поездку, я задумалась над вопросом: «Что будет полезно мне из этой поездки как будущему учителю?». В Чехии я уже второй раз и эта страна просто поражает разнообразием архитектуры, природы и людей, которые здесь живут. Когда мы приехали в Прагу, я задумалась, а настолько ли разнообразно и интересно образование в этой стране, как и она сама.
Несомненно, такой опыт будет для меня очень полезен, ведь я узнала некоторые интересные приёмы для работы с детьми. Например, мне показалось очень интересным то, как работают с детьми в детских садах. Для творческой деятельности дети используют различные предметы — это могут быть природные материалы, губки, трубочки и т. п. Мне понравилось, что дети спокойно могут использовать свои пальцы для рисования и педагог только этому рад. Как мне кажется, такой приём можно использовать и в школе на уроках изобразительного искусства, ведь это способствует развитию мелкой моторики рук, что так необходимо в школе, к тому же это доставит детям огромное удовольствие. Ещё мне очень понравилось, что используется много природного материала, дети не только делают из него поделки, но и играют. В школе это также может быть очень полезным. Обычными листьями, шишками, каштанами и желудями можно заменить картинки и счётные палочки. На мой взгляд, это покажется детям более интересным и впечатлит их намного больше. И третье, что меня впечатлило, это то, что во всех школах, детских садах и даже в университете ценят самовыражение учеников. Мы видели, что всё пространство учебных учреждений украшено работами ребят и это никак не отвлекает их от учебной деятельности. В дальнейшей своей профессиональной деятельности я постараюсь также использовать этот приём.
Таким образом, каждая образовательная система имеет свои продуктивные приёмы, которые можно и даже нужно использовать в своей профессиональной деятельности.
Тимощенко Алина
Чешские образовательные учреждения (не только школы, но и детские сады, училища) просто поразили своими выставками работ учащихся. Здесь настолько ценятся детские творения, что ими завешан, обставлен каждый сантиметр помещения, где находятся дети. Это было непредсказуемо, ведь мы привыкли видеть однотипные стены, а выставки детских работ мы можем наблюдать только в детском саду, и то, они сменяются по мере изготовления новых. Но Чехия в этом плане совершенно другая. Выставка сов, сделанных из листьев и картона, большая яблоня, каждое яблоко которой сделано разными детьми, стенгазеты выпускников с 2001 года, каждая из которых оформлена в индивидуальном стиле, – все это окружает человека, зашедшего в сад, школу, гимназию любого Чешского города. Я очень надеюсь, что, придя работать учителем, я смогу перенять эту идею и ввести ее в школы нашего города.
Гунина Мария
За время пребывания в разных городах Чехии и сравнивая чешские школы с российскими, я успела заметить разницу не в образовательных системах, а в организации образовательной среды и дополнительного образования. Как будущий учитель начальных классов, особое внимание в поездки я уделила наблюдению за организацией образовательных процессов в детских садах и начальных школах. На заметку захотелось взять, как учителя организуют образовательную среду в классе или в группе продлённого дня. Очень понравилось, что в начальной школе класс разделен на две зоны, есть учебная зона с партами, доской и столом учителя, а есть игровая зона с красочным ковриком, на котором можно посидеть и поиграть на перемене с конструктором и развивающими игрушками, которые находятся в свободном доступе. Также очень понравилось и хотелось бы в будущем организовать в своей школе, что интерьер каждого класса отличается друг от друга, так как организуют его дети, они создают невероятно красивые подделки, помогают учителю расписать стены. Видно, как ребятам комфортно учиться в классе, где они сами организовали свою среду. Дети ощущают себя, как дома. Еще очень понравилось, что в классах и в школе могут находиться животные, так как, на мой взгляд, это помогает детям развивать ответственность не только за себя, но и за кем то еще.
Дополнительное образование, привлекло своим разнообразием и возможностью выбора для детей по интересам. Учащиеся школ могут заниматься языками, творчеством, музыкой, моделированием, исследовательской и проектной деятельностью. Каждый педагог, ведущий группу дополнительного образования, делает так, чтобы ребенок был заинтересован в своих проектах и работах, мог развивать их дальше, по возможности побеждать и участвовать в международных конференциях и конкурсах.
Создание творческой атмосферы в классах и в школе, введения хорошо организованного дополнительного образования позволяет учить детей без криков и наказания, а с интересом и улыбками, ведь дети начинают стремиться приходить туда, где им интересно и где учителя заинтересованы в индивидуальных успехах и результатах.
Гордиенко Варвара
Побывав в детских садах, школах, гимназиях, колледжах, университетах Чехии, я поняла, что образование не сильно отличается от нашего образовательного процесса. Дети также сидят в классах, учитель стоит перед ними и ведет урок. Но обстановка, в которой учатся дети, очень уютная. Красочно оформлены коридоры, стены, развешены различные плакаты. В детских садах повсюду висят поделки, некоторые сделали сами дети. Ученики с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. В школах каждый учебный класс по-своему оформлен, зайдя в него, сразу понимаешь, какие уроки в нем идут.
Для себя я вынесла несколько очень полезных, по моему мнению, вещей. Например, я поняла, что обстановка в классе, то, как обустроен сам класс, очень влияют на восприятие учебной ситуации. Очень важно правильно обставить класс так, чтобы было что-то индивидуальное именно у того класса, который занимается в этой комнате.
Также я увидела несколько полезных поделок, которые можно провести в школе в первом классе, так как в образовательном учреждении, где я прохожу практику, мне надо вести уроки труда. Например, я запомнила поделку – «дерево из рук», на коричневом картоне дети могут обвести свою руку, вырезать – это ствол дерева. А затем украсить «пальчики» кроной (листьями). Такой урок позволит развить у детей воображение, мелкую моторику. Еще я запомнила поделку их листьев – «сова»– ее я увидела в детском саду. Но думаю, что ее же можно сделать и с первоклассниками.
Еще, как будущий педагог, в школах и садах я обращала внимание на отношение преподавателей к детям. На то, как с учениками и воспитанниками ведутся беседы, как им делают замечания, в какой форме предлагается помощь. В Чехии, если можно так выразиться, к детям относятся «по-человечески». Ни разу я не была свидетелем того, что воспитатель детского сада повысила голос на ребенка. Дети, в свою очередь, очень послушны. Если к ребенку относиться с душой и пониманием, а также проявлять терпение, то и дети будут вести себя хорошо и доверительно по отношению к педагогу и учителю.
В детском саду я наблюдала, как дети, будучи в одной комнате, разбившись на пары или тройки, занимались своими делами. Одна пара играла вконструктор, другая рисовала, трое детей выкладывали из каштанов домики на ковре, другие дети играли в машинки. При всем при этом дети не стремились перейти к другому виду деятельности и помешать своим одногруппникам. Думаю, такое можно пробовать организовать на продленке в школе, что позволит сохранить дисциплину, так как каждый ребенок будет занят своим делом. А детям в свою очередь попробуют различный вид деятельности, поиграют то в одно, то в другое, но при этом не будут ссориться друг с другом.
Вернусь к каштанам, о которых заговорила выше. В детском саду в каждой группе есть коробка с каштанами, палочками. Их дети могут взять, рассмотреть, заняться исследовательской деятельностью, что-то сделать с этими природными материалами. Наблюдая за этим, я поняла, что и в своем классе, в школе, я смогу провести такое же занятие, разнообразив тем самым деятельность детей. Дав им возможность поработать с природными материалами.
В детском саду я увидела, как ребенок, используя губку, краски, и предварительно вырезанный листок клена из белой бумаги, разрисовывает, путем макания губки в краску, а затем четкими и мелкими движения будто ставит печать на лист. Постепенно лист стал разноцветным, точно живой осенний лист. Я подумала, что и этот прием можно использовать для проведения одного из занятий в первом классе. Только здесь дети сами могут вырезать себе листок, и целью урока будет сделать одно, единое «осеннее дерево класса». Такой урок сплотит детей, развит воображение, творческие способности.
В начальной школе Чехии светлые классы, украшены множеством деталей, даже на потолке переплетены нити, на которых весят разные буквы. А сзади класса обустроена своего рода «зона отдыха». Постелен ковер, на котором лежит множество подушек, здесь дети могут проводить свои перемены и играть друг с другом. Я думаю, что этот прием можно использовать и в наших школах. Так как в большинстве первых классов, на переменах, дети вынуждены сидеть на полу, а в этом возрасте дети еще очень любят присесть поиграть, например, в машинки и конструкторы.
В школах я увидела множество различных плакатов, которые могла бы сделать и со своим классом. Думаю, это сблизит учеников с учителем.
Поездка в Чехию мне очень понравилась. Побывав в различных образовательных учреждениях этой страны, я нашла для себя, для будущей своей педагогической деятельности много интересных идей, которые, я надеюсь, воплотить в жизнь!
Дневники впечатлений
5 ноября – Летоград
Карунина Алеся
В городе Летоград мы посетили частную гимназию. Сама гимназия располагается в старинном замке, окруженном красивым парком. Здесь обучаются дети основной школы. Директор и завуч школы провели экскурсия по зданию гимназии. Нас познакомили с устройством школы, ее укладом жизни. На первом этаже здания располагается мини-музей, где представлены различные экспонаты, которые можно взять в руки, подержать, рассмотреть. Нам показали отдельные уроки по таким предметам как: английский язык, информатика, история, математика, лабораторные занятия по физике.
Лабораторное занятие по физике было очень интересным. Дети при помощи специальных приборов отмечали время и температуру закипания воды, пытались понять – от каких факторов зависит закипание воды. Делали они это все с большим интересом. После экскурсии директор рассказал, что в их школе обучаются с 5 класса до окончания школы. Завершают школу ребята в возрасте 18-19 лет. На выпуске они пишут экзамен и поступают в вузы или же средне-профессиональные училища.
После мы прошлись по улице города, послушали его историю и направились в местный музей ремесел, где увидели разнообразие промыслов в этом регионе в XVII – XX веках.
Зинченко Екатерина
Сегодня мы были в городе Летоград. Это городок на северо-востоке Чехии, в районе Усти-над-ОрлициПардубицкого края. Город очень красивый, запоминающийся и уютный. В этом городе мы посетили приватную (частную) гимназию.
Стоимость обучения – 15 тысяч чешский крон в год (это примерно 45 тысяч рублей). Конечно, это не особо дёшево, но цена с лихвой оправдывается деятельностью образовательного учреждения. К тому же дети получают стипендию за отличную учебу, которая равна сумме оплаты обучения за год, то есть оплата обучения в данном случае не производится. Также предусмотрена, в том числе, и социальная стипендия, если есть такая потребность у ребенка. Ещё образовательное учреждение получает материальную поддержку и от самого государства – за каждого ученика, но существенно меньше, чем в государственных школах.
В гимназии приветствуется любая творческая и проектная деятельность ребенка, это поддерживается и с помощью организации AMAVET, являющейся хорошим другом и постоянным партнером учреждения. Примечательно то, что сделанные проекты учеников не убираются в шкаф пылиться, а выставляются в коридорах для того, чтобы и другие смогли, прочитав, заинтересоваться или хотя бы узнать что-то новое.
Также мне очень понравилось то, что пространство гимназии разнообразно «украшено»: где-то вывешены работы учеников, где-то расписаны стены ими же, в коридорах рядом с классами организованы небольшие витрины, в которых хранится что-нибудь интересное из истории этого предмета. Например, около кабинета биологии были чучела животных, около химии – старинные склянки и какие-то древнее устройство (которое можно потрогать и поизучать, и никто не будет ругаться и кричать на тебя за это) и т.д. Мне показалось, что там очень уютно и комфортно учиться. В гимназии нет звонков, на уроках парит рабочая атмосфера, на переменах старшие взаимодействуют с младшими, например, играют в пин-понг. Поразило то, что ученики уже в седьмом классе очень хорошо владеют английским языком, в отличие, например, от среднестатистического ученика нашей страны, в особенности из провинции. Также для себя я отметила необычное расположение парт в классе – парты стоят как бы на лестнице, то есть все ученики находятся в поле зрения учителя, что очень важно для продуктивности образовательного процесса. В гимназии есть лаборатории с хорошим оснащением, в которых дети изучают химию, физику, проводя разные опыты и эксперименты. Мне очень понравилось в этой гимназии.
Гордиенко Варвара
В этот день мы посещали Гимназию в городе Летоград, Здание гимназии снаружи напоминает замок, даже не верится, что за этими каменными стенами находится учебное учреждение.
Идя по коридорам гимназии можно многое о ней узнать. Стены и даже потолки завешаны плакатами, поделками, информацией о самой школе и учениках. Можно увидеть даже экспонаты, создается впечатление, будто ты находишься в музее, а вовсе не в образовательном учреждении.
Меня очень удивило то, что даже на лестницах уделяется внимание интерьеру. Можно идти и разглядывать поделки, сделанные учениками, рисунки, выполненные прямо на стенах, так же учениками гимназии.
Работа, выполненная с помощью принтера, мне очень понравилась. Этой идеей можно воспользоваться в дальнейшем. На ватмане можно найти даже директора образовательного учреждения. Во всей гимназии много света и ярких пятен, которые сразу бросаются тебе в глаза. Меня удивило, что заставленные разными вещами и предметами коридоры не мешают передвигаться ученикам во время перемен, так как, если вспоминать наши школы, то наши ученики в свободное время очень любят бегать по коридорам школ.
В некоторых классах расположение парт напоминает поточные аудитории в университетах, только в уменьшенном размере. Парты располагаются на ступеньках, чтобы каждому ученику было видно преподавателя и классную доску.
Мне очень понравились плакаты на стенах гимназии. На некоторых из них изображены выпускные классы. Так, на одном из них изображены детские фотографии старшеклассников и их классного руководителя. Это напомнило мне о том, как такой же плакат делала я с классом, когда оканчивала свою гимназию.
В Гимназии можно встретить учеников 21 года. Так как в этой гимназии проходит обучение второй ступени основной школы – 8 классов. А первая ступень – 5 классов. То есть выпускной класс, в соотношении с нашей образовательной системой – это 13 класс. Меня это удивило, так как было сложно осознать, что в классе присутствуют люди старше тебя. Я учусь уже в университете, а они заканчивают школу.
Внеучебное время гимназии Чехии соревнуются между собой не только в спортивных достижениях, но и в исследовательской деятельности и исследовательских проектах.
За каждым классом закреплен учитель, каждый понедельник начинается с того, что детей собирают на «классный час». Гимназия очень мне понравилась и многим удивила.
Рыжакова Полина
Сегодня мы посетили город Летоград и его частную гимназию. Меня приятно порадовала домашняя обстановка: несмотря на то, что сама гимназия находится в здании замка, внутри она очень удобная и душевная. Все стены там увешаны различными творческими работами, отчетами об экспедициях и,собственно, вещами, привезенными из них. Не смотря на то, что гимназия небольшая, там поместилось довольно много кабинетов, включая современно оснащенные лаборатории. Директор школы рассказал нам, что школа частная, но она все же инвестируется государством, однако не в такой мере, как государственные. Ученикам остается лишь добавлять это отличие в стоимости, однако при отличной учебе ребенка делается скидка в 100%, т.е. обучение становится бесплатным, что меня очень поразило. Также мне показалось удивительным то, что более 15 кружков после школы являлись так же бесплатными, не зависимо от обучения, чего нет в российских школах, где большинство доп. услуг оплачивается.
После посещения гимназии мы отправились в Музей ремесла и ручной работы, который покорил меня тем, что там напрочь отсутствовали витрины и заградительные вещи, и ко всему можно было очень близко подойти и присмотреться. Это, конечно, значительно отличает музеи Чехии и России , т.к. у нас таких музеев очень мало.