Необычно оживленным выдался октябрь на факультете начального образования Института детства!
В холле 4 этажа – у расписания – появились стенды с яркими рисунками. В течение двух недель студенты и преподаватели знакомились с работами студентов 307 группы по одной из непростых тем начального курса математики «Разностное сравнение», которую первоклассники осваивают в контексте арифметического действия вычитания.
Одних привлекли забавные сюжеты и узнаваемые персонажи (например, группа Чебурашек и апельсины или художники и выбранные ими мольберты), других заинтересовали методические разъяснения (возможный диалог учителя и его подопечных), некоторые отмечали оригинальность иллюстраций и практически все обратили внимание на красочность рисунков и продуманность деталей…
Тексты, подготовленные студентами, задают тон выставке.
Ксения Сухова: «Как же ценно для учителя развивать свой творческий потенциал! Когда дело касается методики преподавания математики – обойтись без увлекательных заданий нельзя. Детям будет легко разобраться в смысле действия вычитания, работая с предметными ситуациями, которые они встречают в жизни».
София Сидорова: «Нередко математика ассоциируется только с вычислениями или сложными уравнениями, но, на мой взгляд, это совершенно не так. Я думаю, что математика – это гораздо больше, чем просто набор формул и алгоритмов. А что касается методики преподавания математики… За время прохождения курса я поняла, что это бесконечный и увлекательный мир творчества и интеллектуального поиска. Именно подобные творческие эксперименты помогают каждому из нас по-новому взглянуть на математику и почувствовать ее красоту».
Анна Блинова: «Методика математики – это невероятно творческий предмет. Почему – спросите вы? А на каком ещё предмете учитель будет так тщательно продумывать, как необычно и интересно донести сложные математические темы до учеников, чтобы они действительно полюбили этот предмет? Ведь математика, с ее строгими формулами и алгоритмами, зачастую воспринимается как скучный и сложный предмет, поэтому перед будущими учителями стоит непростая задача – сделать ее увлекательной, понятной и доступной для каждого ребенка».
Большинство зрителей отметили, что математическое содержание и последовательность действий, отображенная в каждом рисунке, делают понятным для маленьких школьников ответ на вопрос «На сколько больше (меньше) предметов в одной совокупности, чем в другой?»
Выставка стала ярким событием не только на 3 курсе! Студенты 2-4 курсов (около 90 участников) приняли деятельное участие в выборе лучших работ в двух номинациях и выступили в качестве рецензентов, крайне внимательных, доброжелательных и в тоже время – очень серьезных.
В номинации «Оригинальность сюжета» первое место поделили работы Виктории Кругловой и Елизаветы Петровой.
В номинации «Красочность оформления» треть студентов единодушно отдали приоритет работе Дарьи Годовиковой.
Погружение состоялось! Уверены, что все студенты (и авторы работ, и зрители, и рецензенты) смогут объяснить своим ученикам, почему нельзя из черепах вычитать листочки, и что обозначает каждое число в записанном равенстве на вычитание.
Творческая лаборатория группы 307 продолжает свою работу и приглашает всех желающих принять участие в наших следующих проектах!
Предлагаем вашему вниманию некоторые рецензии, выполненные студентами нашего факультета – будущими учителями начальных классов.
Диана Тимашова, 204 группа: «Я думаю, что каждый из ребят удачно справился с поставленной задачей. Получились очень яркие и интересные работы. Каждая – оригинальна.
В работах присутствуют яркие изображения различных животных или известных мультипликационных героев…Также студенты удачно описали диалог, включающий возможные ответы детей и вопросы учителя. На мой взгляд, опыт, который получили авторы, обязательно пригодится в будущей профессии и упростит их задачу в подборе материала к уроку. Данным выполнением студенты 3 курса проявили свои творческие способности и показали свои знания в методике преподавания математики. Каждый из участников постарался, проявил все свои способности и знания. Такие увлекательные и любопытные работы обязательно внесу в свою профессиональную копилку».
Мария Мельникова, группа 204: «Мне понравилось, что авторы подошли к выполнению задания творчески. Студенты используют красочные образы различных персонажей. Иллюстрации – большие, яркие, приятные для восприятия. Работы получились действительно интересными. Стоит отметить, что студенты очень подробно прописали диалог между учителем и учеником: актуальные вопросы учителя и предполагаемые ответы ученика. На мой взгляд, подача материала в виде такого легкого рисунка помогает ребенку «увидеть» математику. Выполнение данного творческого задания поможет студенту –будущему учителю – в том, чтобы корректно выстроить диалог с учеником.
На мой взгляд, недостатков в работе нет. Возможно, опираясь на долгий опыт в сфере обучения, преподаватель со стажем сможет выявить какие-либо недочеты, однако мой профессиональный подход еще не так сильно развит, поэтому, на мой взгляд, явных недостатков в работах нет. Таким образом, выполнение студентами данного задания я считаю очень успешным».
Виктория Башкирова, группа 306: «Выставка “Погружение в методику: творческая лаборатория группы 307” стала настоящим открытием для студентов. С первого взгляда ощущается атмосфера творчества, которая пронизывает каждую работу. В них – изучение математики через призму творчества, что делает её доступной и увлекательной для самой широкой аудитории (задания выставки могут помочь школьникам в изучении программы, студентам педагогических ВУЗов могут послужить хорошим материалом для будущей работы, а преподавателям могут помочь посмотреть на изучение методики с разных точек зрения).
Визуальное оформление выставки также заслуживает похвалы. Яркие цвета, оригинальные герои создают атмосферу, способствующую погружению в изучение. Каждая деталь оформления стендов тщательно продумана. Изучая работы, по-настоящему проникаешься заданиями, стараешься выполнить их… Все это – занимательный процесс, который, с одной стороны, помогает отвлечься в перерывах между занятиями в университете, а, с другой стороны, отличный методический материал, который заставляет задуматься о своей будущей работе, подумать, как именно обучать детей, что им интересно, на каких примерах обучение будет наиболее увлекательно для них.
Выставка – это не просто образовательное задание, а настоящий клад для вдохновения и обмена идеями. Она показывает, что математика может быть не только строгой наукой, но и увлекательным процессом. Рекомендую всем, кто интересуется математикой, обязательно посетить эту выставку!
В заключение хотелось бы сказать, что выставка – отличный способ разнообразить учебный процесс. Однако хотелось бы, чтобы материалы выставки сохранялись и в онлайн-формате, чтобы студенты могли всегда иметь их под рукой и пользоваться ими, не теряя данных».
Илья Сажин, группа 306: «Данные работы помогают ребёнку наглядно, как выполняется операция по установлению взаимно однозначного соответствия. Можно смело говорить о том, что материалы выставки способствует пониманию того, как происходит уменьшение большей группы на подгруппу, равночисленной меньшей, и как правильно нужно записывать равенство, и как наилучшим образом пояснить, что означает каждое число в полученном равенстве. Такие иллюстрации могут быть толчком к изучению математики, ведь креативный подход учителя к уроку может повысить учебную мотивацию. Конечно, некоторые рисунки могут быть улучшены. Какие-то стоит сделать более красочными. Например, изображение с девочками и зубными щётками. Оно для меня на первом месте по оригинальности, но если добавить красок, то возможно стала бы первой и по красочности оформления. А вот работа с пчёлами и сотами была самой красочной, но совсем не оригинальной. Будет здорово, если авторы этих работ объединятся и создадут что-то совершенное. Что касается остальных работ, то они выполнены хорошо, и у каждой есть свои плюсы и минусы, которые в будущем будут учтены, и в следующий раз мы увидим что-то очень выдающееся».
Анастасия Мирзорахимова, группа 307: «На факультете начального образования Московского педагогического университета с 27 сентября 2024 года работает выставка работ “Погружение в методику: творческая лаборатория группы 307”.
Стоит отметить, что все студенты ответственно подошли к выполнению своих работ: они оригинальны и не имеют повторов. Выставка полностью оправдывает своё название “творческая лаборатория” благодаря подходу студентов. Обращаю внимание на то, что часть работы по фрагментам урока была изначальна проверена, поэтому о качестве и грамотности предоставления информации заранее позаботились кураторы выставки. Сложно говорить о критике работ, так как у меня лично всегда возникали трудности с творческой деятельностью, поэтому работы вызывают восхищение своим качеством. Хотелось бы, чтобы выставку осветили на площадках социальных сетей университета, как показатель работы студентов. Можно организовать выступления студентов, чтобы рассказать о сути и идее представленного материала. Для этого желательно выбрать день и время, когда авторы лучших работ смогут выступить. Хотелось бы получить разные мнения и от других студентов, чтобы выставка приобрела больший масштаб. А также можно собрать папку из фоторабот для дальнейшей практики и работы в школе. Главный результат выставки – вдохновение и интерес к предметам обучения. Именно его я и получила!»
Полина Кирилина, группа 308: «Выставка студентов 307 группы произвела на меня положительное впечатление. Хотелось бы отметить несколько моментов.
Во-первых, в выставке поучаствовали многие студенты одной группы, что говорит об их учебной активности и заинтересованности данной темой. Каждый из них выбрал уникальный сюжет и представил его в своем стиле, ничего не повторялось.
Во-вторых, работы отличались не только красочностью, но и качественным текстовым сопровождением. Я заметила, что студенты потратили много времени и усилий на создание своих работ, что говорит о серьезном и творческом подходе к заданию.
Тем не менее, есть аспекты, которые можно было бы улучшить. Например, во многих работах изображены фрукты (овощи) и животные (насекомые). Данные примеры не являются плохими или неудачными, но они довольно простые и часто используются в учебниках начальной школы. Из-за этого создается впечатление, что темы были однотипные и связанные с овощами или фруктами. Было бы интересно увидеть больше оригинальных идей. Например, работы Ле Тхи Хай Ань, Петровой Елизаветы, Пашковой Марии и Алиевой Мадины отличались от остальных.
В целом “Творческая лаборатория” оставила приятное впечатление. С поставленными целями выставка справилась: она поможет другим студентам лучше разобраться в разностном сравнении. На мой взгляд, работы заслуживают высокой оценки. Надеюсь, в следующий раз мне тоже удастся принять участие в подобном мероприятии».
З. Б. Редько
руководитель творческой лаборатории группы 307, к.п.н.,
доцент кафедры математики и информатики в начальной школе