Завершилась адаптационная программа «Погружение в педагогику» для первокурсников Института детства.
«Погружение» – это знакомство студентов друг с другом, с университетом и различными методиками работы. Каждый день – новая тема, особенное расписание. Будущие дефектологи и учителя начальных классов побывали на лекциях и мастер-классах (каждый день – разных) преподавателей и гостей МПГУ – настоящих профессионалов, имеющих большой педагогический и научный опыт. В этом году разработанное кафедрой психологической антропологии «Погружение» длилось две недели и включало в себя блоки: Неделя познания и Неделя взросления.
Первые дни уже традиционно были посвящены освоению Инфоды и компьютерных технологий, а также знакомству с МПГУ. Эти две задачи были совмещены: студенты, разбившись на несколько групп, учились готовить презентации, видеоролики, слайд-шоу на материалах истории и современности нашего вуза. Данное задание с самого начала проекта, по мнению организаторов, является одним из самых важных, ведь знание истории родного университета, вех его становления должно быть частью той самой «мпгушной» идентичности, без которой невозможно стать истинным выпускником МПГУ.
Неделя познания началась с тренингов на командообразование и самоуправление. С каждой группой работал специалист (это были и преподаватели, и магистрантры, и студенты МПГУ). С помощью различных методик участники смогли быстрее узнать друг друга и подружиться. Полученные знания будущие учителя смогут использовать в своей работе в школе. Также на Неделе познания поднимались различные вопросы, ответы на которые должны помочь студентами определить их личные цели и задачи обучения в университете, а также наметить свой путь развития. Так, например, командой герменевтического клуба МПГУ был проведен День Образа Образованного человека. Традиционно он строился как многоплановое событие в формате молодежного форума. На вводной лекции «Какой образованный человек востребован сегодня и как им стать?» были подняты вопросы, на которые студенты отвечали в течение всего дня. После глубокой проработки различных аспектов темы в тренинговых группах состоялся фестиваль творческих идей. А в День познания через действие Лабораторией сценических практик была представлена работа самой лаборатории, а также студенты приняли участие в подготовке этюдов – ситуаций педагогического взаимодействия учителя и учеников. Зрители увлечённо разбирали каждый этюд с позиций сценической практики: какие сценические ресурсы (телесные, голосовые, мизансценические, ритмовые) были использованы в педагогическом действии в этюде. Такая работа необходима будущему педагогу, чтобы освоить сценические ресурсы и профессионально использовать их. В День познания и чувств студентам была прочитана лекция первого разработчика концепции «Погружения» профессора кафедры психологической антропологии А.С. Обухова «Смотреть и видеть не одно и тоже». Она открыла серию тематических лекций и семинаров, на которых первокурсники получили начальные знания в области педагогики и психологии и смогли узнать о работе некоторых кафедр и лабораторий Института детства.
В течение Недели взросления каждый день был посвящен определенному возрасту – от дошкольного до преклонного. На мастер-классах и семинарах студенты знакомились с психологическими особенностями того или иного жизненного периода, осваивали игры, развивающие методики, правила коммуникации с людьми разного возраст. Малыша и подростка увлекают абсолютно разные вещи, и педагогу важно знать, как именно нужно работать с теми и другими, чтобы обучение и воспитание были увлекательными для всех участников процесса. Одним из самых ярких стал День встречи с профессионалами. Институт детства посетили истинные мастера своего дела, все встречи были необычайно интересными и задавали ориентиры для саморазвития.
Важным аспектом всего «Погружения» стало участие студентов старших курсов Института детства. Они также вели семинары, давали мастер-классы, обращаясь к своему опыту обучения здесь.
Окончание программы «Погружение в педагогику» было отмечено концертом, на котором студенты продемонстрировали свои таланты. Но и здесь они получили возможность поучиться: студентки дефектологического факультета стали своеобразными дирижерами, и с их помощью все смогли спеть гимн МПГУ на жестовом языке. Главная песня университета «зазвучала» по-новому для тех, кто пришел сюда в этом году и собрался связать свою жизнь с педагогикой.
Успехов всем первокурсникам!
Фото: И. Конрад, Н. Парфеновой, О. Ежовой, Е. Адамян, С. Савинова.