На второй неделе сентября подошла к концу адаптационная программа «Погружение в педагогику», в которой приняли участие свыше 375 студентов первого курса дефектологического факультета и факультета начального образования. Научное руководство проектом осуществлялось Луизой Игоревной Адамян, доцентом кафедры психологической антропологии, а методическая координация всех участников велась Еленой Владимировной Жуковой, ст.преподавателем кафедры психологической антропологии.
В этом году содержание Погружения было приурочено, с одной стороны, к объявленному 2024 Году Семьи, а с другой, десятилетию возникновения Института детства как отдельной структуры МПГУ, а также десятилетию кафедры психологической антропологии, в стенах которых зарождались идеи, подходы, концепции адаптационной программы для студентов 1 курса Института детства – «Погружение в профессию».
С приветственным словами Программа была открыта директором Института детства Анной Алексеевной Алмазовой, д.пед.н., профессором, а также деканами дефектологического факультета и факультета начального образования – Еленой Владимировной Кулаковой, Мариной Анатольевной Олейниковой, заместителем по воспитательной деятельности – Ириной Львовной Масандиловой.
Главная идея «Погружения» – знакомство студентов друг с другом, с историей университета, его традициями, выдающимися учеными, с инфраструктурой учебного здания, с будущей профессией современного педагога через активное вовлечение в деятельность, через встречи с яркими личностями, профессионалами своего дела, а также – создание единого информационного и коммуникационного пространства. С этой целью ежегодно используются разные форматы: и лекции, и мастер-классы, и коммуникативные треннинги, педагогические мастерские, песенные мастерские, литературные гостиные.
В этом году каждая из лекций была посвящена теме Семьи — это дало возможность будущим учителям начальных классов, педагога-дефектологам подумать над смыслами и образами своей будущей профессии и тем, какую роль они могут сыграть в жизни ребенка.
Актовые лекции в «летописи» Погружения 2024 года звучали так:
«Люди с инвалидностью как составляющая человеческого потенциала», Смолин Олег Николаевич, академик РАО, доктор философских наук, заведующий кафедрой тифлопедагогики Института детства МПГУ, председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех», депутат ГД РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ.
«Преодоление социального сиротства в России: благополучие и политика деинституционализации детей-сирот», Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, член Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, член Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Экспертного совета Министерства просвещения РФ по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.
«Здоровье детей как вектор социального проектирования. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении», Долуев Иван Юрьевич, кандидат исторических наук, заместитель руководителя Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», руководитель Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики Института развития ребенка Минпросвещения РФ).
«Педагог и ребенок в трудной жизненной ситуации», Демакова Ирина Дмитриевна доктор педагогических наук, профессор, Почетный профессор МПГУ, заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства, вице-президент Российского общества Януша Корчака, руководитель Молодежного корчаковского центра и Международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш дом» 1991-2024), Кавалер Ордена улыбки.
«Любовь как основа построения супружеского союза и семьи», Шнейдер Лидия Бернгардовна, доктор психологических наук, профессор, специалист в области практической и прикладной психологии, автор концепциипрофессиональной идентичности, автор учебников по психологии девиантного поведения детей и подростков, психологии семейных отношений и психологического (школьное и семейное) консультирования.
«Культурное многообразие России. Человек в контексте традиционной культуры», Обухов Алексей Сергеевич, кандидат психологических наук., доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, профессор кафедры психологической антропологии Института детства.
«Культура семьи. Семья в культуре», Павлова Ольга Сергеевна, заведующая кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета “Социальная психология» МГППУ, кандидат педагогических наук, магистр теологии.
«Школа как путь к успеху», Илюхина Вера Алексеевна, директор школы №2006, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, Лауреат Премии города Москвы в области образования, Лауреат Грантов Москвы в сфере образования и в области информационных технологий.
«Семья особого ребенка», Соловьева Татьяна Александровна, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», заведующая кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики Института детства МПГУ, член-корреспондент РАО, д.п.н.
Линейка из 35 мастер-классов, предложенная на выбор первокурсникам, соотносилась с заявленной общей темой Семьи, культуры, сохранении традиций и культурного многообразия – давала возможность поразмышлять о роли педагога во взаимодействии с семьей и ребенком, посмотреть с разных сторон на проблематику выбранной педагогической специальности.
В организации мастерских участвовали преподаватели кафедры психологической антропологии –Адамян Е.И. (доцент., к.филол.н.), Адамян Л.И. (доцент), Воробьева И.Н. (ст.преподаватель), Демакова И.Д., (д.пед.н., профессор, Почетный профессор МПГУ), Жукова Е.В. (ст. преподаватель), Колосова Е.Б. (ст. преподаватель), Кондратьева Н.Л. (к.пед.н., доцент), Конрад И.С. (к.филол.н., доцент), Лосева Л. (ассистент кафедры), Мурафа С.В., (к.психол.н., доцент), Никитина Л.А. (к.пед.н., доцент), Ростовская А.Е. (ст. преподаватель), Сумнительный К.Е. (д.пед.н., профессор), Трифонова Е.В. (к.психол.н., доцент), Шнейдер Л.Б. (д.психол.н., профессор), преподаватели кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии – Никандрова Т.С. (зав.кафедрой, к.пед.н., доцент), Сизова А. В. (к.пед.н., доцент), кафедры сурдопедагогики – Кулакова Е.В. (к.пед.н., декан дефектологического факультета), кафедры дошкольной дефектологии – Чумакова И.В. (к.пед.н., доцент), кафедры тифлопедагогики – Клыков А.В. (ст.преподаватель), кафедры начального филологического образования имени М.Р.Львова – Масандилова И.Л. (к.пед.н., доцент), Минералов Г.Ю. (к.филол.наук, доцент), Саломатина Л.С. (к.пед.н., доцент), директор Музея МПГУ – Борисов В.Ю. (ст.преподаватель), а также студенты факультета начального образования – Ильченко Алена, Анжелика Соломатина, Карачева Мария, Синькова Екатерина, Диана Григорьева, Ангелина Скворцова, Юлия Павловская, Яна Блонова, Люда Оганесян, и студенты дефектологического факультета Будилов Алексей, Скворцова Ангелина, Костарева Анастасия, Демешева Алина, Карпова Арина, Каширская Полина, Кашицына Арина, Лахно Алина, Лучко Станислава, Максимова Александра, Саакян Джулия, Шумкина Елена.
Некоторые дни Погружения завершались просмотром антропологических фильмов, или знакомством с разными направлениями жизни университета, в том числе представлением киноклуба, разных студенческих сообществ. По традиции защита лучших проектных работ по Истории МПГУ, которая была проведена в рамках самостоятельной работы студентов, проходила в актовом зале под руководством опытного наставника – Конрад И.С., к.филол.н., доцента.
Почти все дни Погружения-2024 с нами была – Ирина Алексеевна Гинзберг, сурдопереводчик.
Реализацию такого масштабного Со-бытия невозможно представить без Студенческого совета Института детства и кураторов, которые стали пришедшему первому курсу настоящими проводниками во взрослый студенческий мир.
Кураторы ФНО: Кирилина Полина, Климович Ксения, Григорян Арпине, Сячинова Анастасия, Белоусова Анастасия, Пашкова Софья, Оганесян Людмила, Серенков Иван, Загородников Даниил, Чайковская Алена, Батекина Елизавета, Нонина Виталина, Зубрицкая Анна, Фабер Елена, Гришина Ульяна, Беседина Татьяна, Карачева Мария, Синькова Екатерина
Кураторы дефектологического факультета: Костарева Анастасия, Скворцова Ангелина, Охлопкова Екатерина, Сидорова Дарья, Косарева Василиса, Солдатова Софья, Лукич Ксения, Сельвесюк Алеся, Лахно Алина, Павловская Юлия, Калугина Елизавета, Адигюзелова Диана
«Погружение в педагогику» 2024 года – позади, его страница перевернута, а нам лишь остается сказать словами одной песни выпускницы МПГУ, известного отечественного барда Ады Якушевой:
Первый курс незнакомый,
Нам теперь с тобой по пути.
Здравствуй, будь как дома,
Здравствуйте!
Текст подготовлен: Е.И. Адамян
Фотографии: Е.В. Жукова, Л.И. Адамян, Е.И. Адамян