Подошла к концу почти двухнедельная адаптационная программа «Погружение в педагогику», во время которой студенты смогли не только познакомиться друг с другом, с инфраструктурой вуза, с атмосферой университетской жизни, с преподавателями и научными направлениями кафедр, но, и прежде всего, создать образы и подумать над смыслами своей будущей профессии. В этом году руководство проектом осуществлялось заведующим кафедрой психологической антропологии, к.психол.н. Луизой Игоревной Адамян.
Традиционно с 2014 года – запуска первой адаптационной программы – на каждое начало учебного года формулируется новая тема адаптационной программы «Погружение в педагогику», которая помогает структурировать ее содержание. Темы выбираются исходя из актуальности и знаменательных дат в мире науки и образования. 2022 год был объявлен «Годом культурного наследия народов России», поэтому все содержание программы было посвящено раскрытию этой темы.
Первая неделя с 1 по 3 сентября – Неделя Знакомства – была посвящена формированию учебных групп, знакомству студентов Института детства друг с другом, формированию общего социокультурного пространства через освоение университетской среды, совместному выполнению студентами групповых работ, посвященных истории университета. Стоит подчеркнуть, что один из исторических проектов, над которым работали первокурсники, был посвящен знаменательной дате – 150-летию со дня основания Московского педагогического государственного университета, его известным педагогам и слушательницам МВЖК. Важную работу по проведению событий первой недели на себя взяли студенты старших курсов дефектологического факультета и факультета начального образования.
В программе приняли участие 412 студентов очно и очно-заочной формы обучения – будущие дефектологи, психологи, учителя начальных классов. Было прочитано 10 лекций от ведущих практиков, исследователей, специалистов, профессионалов в своем деле. Проведено 42 мастер-класса по тематике дня. Для участия в этом Со-бытии были привлечены не только ресурсы профессорско- преподавательского состава Института детства. Одним из самых ценных моментов этого года является то, что в реализации программы участвовал большой состав студенческого сообщества. Все это было возможно благодаря 57 студентам Института детства. Их всех курировал студенческий совет ИД в количестве 11 человек.
У студентов 2, 3, 4 и 5 курсов дефектологического факультета и факультета начального образования была возможность попробовать себя в разных ролях: старших кураторов, кураторов, организаторов работы ведущих исторических проектов, ведущих исторического проекта, организаторов работы ведущих мастер-классов, ведущих мастер-классов, организаторов работы волонтёров, волонтёров, журналистов.
Вторая неделя с 5 по 10 сентября – Неделя Культуры – была посвящена встречам с профессионалами, увлеченными специалистами в своей области.
Кто же пришел на встречу со студентами 1 курса? Программа каждого дня содержала по 2 лекции:
5 сентября – День культурного многообразия.
Лекции: «Особый ребенок в жизни современного общества» – Соловьева Татьяна Александровна (доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «ИКП РАО»)
«Культурное многообразие России. Человек в контексте традиционной культуры» – Обухов Алексей Сергеевич (к. Психол.н., доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ).
6 сентября – Обиходная культура
Лекции: «Обучение слепых и слабовидящих школьников и их успешная социализация в условиях современной городской среды» – Буянова Светлана Геннадьевна (учитель, практик, ГБОУ «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых»)
«Городская антропология: как работают ученые в городе?» – Петров Никита Викторович (к.филол.н., зав. лабораторией теоретической фольклористики РАНХИГС, доцент РГГУ, ст.н.с. ЕУСПБ)
7 сентября – Игровая культура
Лекции: «Такая разная игра» – Трифонова Екатерина Вячеславовна (к.психол.н., доцент кафедры психологической антропологии)
«Оказание экстренной психологической помощи специалистами Центра экстренной психологической помощи МЧС России» – Белоусова Екатерина Викторовна (Ведущий психолог отдела экстренного реагирования ФКУ ЦЭПП МЧС России, психолог кафедры экстремальной психологии МГУ им. Ломоносова, член сертификационного комитета Национальной Ассоциации EMDR Россия)
8 сентября – Музыкальная культура
Лекции: «Как взмах крыла» – Мельяновская Наталия Викторовна (сопредседатель общественного совета федерального партийного проекта «Историческая память» в г. Москве)
«Каждый ребенок – музыкант» – Рокитянская Татьяна Анатольевна (учитель музыки, педагог дополнительного образования в школе № 627, СП вальдорфская школа им А.А. Пинского (Москва), автор альтернативной системы музыкального воспитания. Заслуженный учитель РФ, лауреат премии президента 2007 г.)
9 сентября – Народное искусство
Лекции: «Вертеп: теория и практика кукольного представления» – Дежуров Арсений Станиславович (к.филол.н., доцент)
«Люди с инвалидностью как составляющая человеческого потенциала» – Смолин Олег Николаевич, академик РАО, доктор философских наук, заведующий кафедрой тифлопедагогики Института детства МПГУ, председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех», депутат ГД РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ.
В рамках этой недели были дни, которые завершались просмотрами и обсуждением антропологических фильмов, часть из которых были сняты в ходе летних экспедиций: «Формы жизни» (автор: Павел Фрейчко, июль 2018 года, село Лядины Каргопольского района Архангельской области); «Приоткрывая мир башкирских детей» (автор: Адамян Луиза, июль 2017 года, деревни Кильдигулово и Кулганино Бурзянского района Республики Башкиртостан); «Привет, Алёнка» (автор: Ольга Корниенко, 2003 год, стойбище в районе реки Пим, под Лянтором (Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный Округ-Югра).
После лекций взаимодействие первокурсников и всех участников адаптационной программы продолжалось на мастер-классах, мастерских, которые проводили студенты, а также преподаватели не только кафедры психологической антропологии, но и наши коллеги и друзья с других кафедр. В этом Событии принимали участие: преподаватели кафедры психологической антропологии: Адамян Е.И. (доцент., к.филол.н.), Адамян Л.И. (к.псих.н., доцент), Воробьева И.Н. (ст.преподаватель), Демакова И.Д. (д.п.н., профессор), Колосова Е.Б. (ст. преподаватель), Конрад И.С. (к.филол.н., доцент), Кузьмина Е.Р. (доцент), Лосева Л. (ассистент кафедры), Никитина Л.А. (к.п.н.), Ростовская А.Е. (ст. преподаватель), Трифонова Е.В. (к.псих.н., доцент); преподаватель кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии – Сизова А.В. (к.п.н., доцент); студенты факультета начального образования – Ракутина Анастасия (504 группа), Иниятуллина Диляра (502 группа), Леукин Данила (504 группа), Филатова Екатерина (403 группа), Соболева Елена (405 группа), Иноземцева Елена (405 группа), Мироненко Юлия (406 группа), Беседина Татьяна (301 группа), Зыкина Виктория (305 группа), Фролова Анастасия (301 группа), Блонова Яна (201 группа), Григорьева Диана (201 группа), Муз Евгений (201 группа), Карпухина Екатерина (202 группа), Злодырева Екатерина (203 группа), Ильченко Алёна (204 группа), Бурко Анастасия (207 группа), Воробьева Эмма (207 группа), Курочкина Анна (207 группа), Маркина Елизавета (207 группа), Минатова Анна (207 группа); студенты дефектологического факультета – Долматова Екатерина (301 группа), Терёхина Валерия (301 группа), Арчукова Анастасия (311 группа), Бодунова Ксения (311 группа), Мамаева Полина (311 группа), Айрумян Суссана (201 группа ОЗФО), Ламонова Наталья (201 группа ОЗФО), Мирониченко Анастасия (201 группа ОЗФО), Шастова Вероника (201 группа ОЗФО), Дильмухаметова Рената (201 группа), Захарова Анна (201 группа), Карпман Анна (201 группа), Корягина Елизавета (201 группа), Савакаева Анастасия (201 группа), Софьина Мария (201 группа), Иванова Полина (202 группа), Ляхова Виктория, Миронова Екатерина (204 группа), Невзорова Виктория (204 группа), Никитина Дарья (204 группа), Сабитова Гульнара (204 группа), Каманина Анастасия (212 группа), Баранова Светлана (401 группа), Болдинова Екатерина (401 группа), Варламова Мария (401 группа), Виляйкина Анастасия (401 группа), Гурова Алевтина (401 группа), Данилова Александра (401 группа), Дроздова Владислава (401 группа), Зинченко Екатерина (401 группа), Мерзликина Анастасия (401 группа), Назаркина Юлия (401 группа), Федина Таисия Дмитриевна (401 группа), Шпичко Мария (401 группа), Юрьева Валерия (401 группа).
В Погружении 2022 года с нами были и сурдопереводчики – Гинзберг Ирина Алексеевна, Устратова Надежда Николаевна и Шаповалова Наталья Владимировна, которые помогали студентами с особыми образовательными потребностями содержательно включиться в работу лекций и мастер-классов.
Люди, которые помогали реализовать Погружение – Студенческий совет Института детства. В течение этих 11 дней над Погружением Института детства работали: Ракутина Анастасия, Иниятуллина Диляра, Леукин Данила, Филатова Екатерина, Соболева Елена, Иноземцева Елена, Мироненко Юлия, Курочкина Анна, Долматова Екатерина, Терёхина Валерия, Ялина Анастасия, Иванова Мария.
Программа «Погружение в педагогику» по замыслу авторов не носит развлекательный характер, несмотря на то, что и мастер-классы, и лекции традиционно были яркими и вызывали восторг и искреннюю заинтересованность у студентов.
Следует отметить, что с первых лет реализации адаптационной программы планировалось активное привлечение студентов старшекурсников для самостоятельного проведения мастер-классов. И только в этом году эта идея реализовалась: из 42 состоявшихся мастер-классов 29 из них провели студенты старших курсов.
Институт детства желает своим первокурсникам сохранить задор в освоении будущей профессии на все оставшиеся время обучения. Мы верим, что за этот год они обретут уверенность в своем выборе, более глубокое осмысление на пути освоения профессии.
И хочется верить, что на следующий год в наших рядах, в реализации адаптационной программы «Погружение в педагогику», мы увидим знакомые лица, так как будущий год 2023 объявлен Годом педагога и наставника.
Студенты делятся впечатлениями:
Кольб Дарья Андреевна (студентка 1 курса факультета начального образования): «Благодаря лекции, которую у нас провел А.С.Обухов я поняла, насколько Россия могучая, в плане культуры, страна. Каждый уголок уникален чем-то своим: своими обрядами, песнями, танцами, едой, родом деятельности. Пока длилась эта лекция, казалось, что ты переносишься в те уголки страны, становишься частью неимоверной культурной природы. А самое важное – это сохранить данное многообразие культуры в нашей стране. Я всегда интересовалась культурной жизнью нашей страны, и когда я слушала данную лекцию меня переполняли эмоции, мне хотелось слушать А.С. Обухова еще и еще. А самое важное, что после прослушивания данной лекции я иначе начала смотреть на семейные традиции. Если раньше какие-то принятые в нашей семье традиции я соблюдала, честно говоря, неохотно, то сейчас я понимаю, насколько это важно, насколько важна связь поколений».
Борисова Екатерина Валерьевна (студентка 1 курса дефектологического факультета, направление «Прикладная психология в инклюзивном образовании»): «Все это безусловно связанно с нашей будущей профессией. Именно благодаря таким лекциям мы расширяем свой кругозор и смотрим на мир с абсолютно с другой стороны. Эти лекции вносят вклад в зарождение и в развитие новых профессионалов нашей страны. Специалисты, которые к нам приходят, делятся своим опытом и своими жизненными историями, которые заставляют задуматься о важности и значимости нашего направления».
Плаксина Софья Сергеевна (студентка 1 курса дефектологического факультета): «На сегодняшних двух лекциях я поменяла свое мышление. Привычные для меня представления о детях с ОВЗ, которые существовали в моем сознании долгие годы, были сломлены, благодаря лекции Соловьевой Татьяны Александровны. Казалось бы, самое простое, как многие из нас называют людей, у которых отсутствует слух?.. Глухонемые. А ведь правильно называть их глухими, не слышащими или людьми с нарушениями слуха… К счастью, я уже определилась на какое направление дефектологии хочу пойти в дальнейшем – и это сурдопедагогика… Загадочные языки, обучение детей говорить после установки слуховых аппаратов – все это я жду с огромным нетерпением»
Воротняк Виктория Николаевна (студентка 1 курса дефектологического факультета): «Наверное, это покажется глупым, но до 6 сентября 22 года я не знала, с какой целью у пешеходных переходов иногда лежит желтая пупырчатая и ребристая плитка. В лекции для меня было новым всё, от первого и до последнего слова. В моём профессиональном будущем содержание прослушанных лекций может быть связано следующим образом: есть большая вероятность, что я буду непосредственно контактировать со слепыми и слабовидящими людьми, заниматься их социализацией и реабилитацией. А какие-то знания городской антропологии всегда пригодятся, если ты сам живешь и работаешь в городе, ведь помогает понять и собственное поведение, и поведение других, и в целом то, почему город такой, какой он есть. Также можно совмещать исследования в области дефектологии и в области антропологии, как я описала выше. В любом случае, полученные знания пригождаются всегда, порой с самой неожиданной стороны».
Кутузова Виктория Максимовна (студентка 1 курса факультета начального образования): «Мне кажется, что эти лекции очень пригодятся мне при работе учителем начальных классов. Например, если в моём классе будет учиться незрячий ребёнок, я буду знать, как он ориентируется в окружающем мире, как ему рассказывать дорогу, если он попросит у меня помощи. Если же в моём классе не будет незрячего ребёнка, опираясь на эти лекции, я смогу рассказать детям, как незрячие ориентируются в пространстве, что город делает для более удобной жизни незрячих людей, как им подсказывать дорогу, если вдруг понадобится помощь».
Меркулова Яна Сергеевна (студентка 1 курса дефектологического факультета): «Во второй учебный день нас ждали очень познавательные лекции, которые окунули нас в мир антропологии и незрячих людей. Содержание этих двух лекций напрямую может быть связано с моей профессиональной жизнью в будущем. Ведь основная часть моей работы будет заключаться в контакте с людьми с ОВЗ, и я должна знать про их жизнь, обучение и все остальное. Вероятно, я пойду на направление тифлопедагогики и именно в этом случае мне очень пригодится информация, которую мы получили на сегодняшних лекциях, она сделает процесс моего обучения легче. В этот день я сделала для себя вывод, что даже люди с ограниченными возможностями зрения могут чувствовать себя комфортно на улицах города. Узнала о науке городской антропологии и о ее важности в нашем мире».
Самойлова Евгения Юрьевна (студентка 1 курса факультета начального образования): «Вторая неделя «Погружения» продолжает радовать новоиспечённых студентов крайне интересными и познавательными лекциями. Среда началась с темы детских игр, а продолжилась знакомством с работой психологов МЧС. Мы с университетскими товарищами узнали много нового в третий день «Погружения». Оказывается, игры делятся на настоящие и не-настоящие. К сожалению, в наше время довольно часто возникает такая проблема, когда взрослые (родители или воспитатели в детских садах) устраивают детям игры с уже готовыми сюжетами. Настоящая игра строится на воображении, экспериментировании и получении положительных эмоций в процессе».
Блинова Анна Андреевна (студентка 1 курса факультета начального образования): «Седьмого сентября нас ждали две увлекательные лекции. В этот день мы смогли узнать, что не каждую игру можно считать «настоящей». Для меня было большим открытием. Я и подумать не могла, что если ребёнок начинает творить свой собственный мир, то это и есть «настоящая игра». Условие порядка часто не позволяет создать свой волшебный мир. «Настоящая игра» не ставит рамки, она позволяет ребёнку выпустить всю свою фантазию, сделать свой мир из подручных средств.
Вторая лекция была не менее увлекательной, но серьёзной и важной. Именно после неё мы получили несколько полезных советов для того, чтобы понимать, как вести себя в ЧС. После и во время ЧС помощь психолога колоссальная. Каждый человек реагирует по-разному на ситуации в жизни. Нам показали ролик, где девушка была спокойна и собрана после того, как её дом был разрушен, а дом соседки остался стоять. На первый взгляд могло показаться, что девушка вполне спокойна и ей не требуется помощь, но это было лишь обманчивое впечатление. Этот пример показывает, что реакция людей может быть разная, но это не значит, что кому-то нужна психологическая помощь, а кому-то – нет».
Кашицына Арина Андреевна (студентка 1 курса дефектологического факультета): «Музыкально-телесные практики открывают мир возможностей. Они помогают изучать как окружающий мир, так и самого себя, способны помочь раскрыться, узнать себя с другой стороны. Чувствовать ритм, чувствовать скорость, считывать настроение – это лишь малая часть того, чем могут помочь музыкально-телесные практики. Я думаю, что изучать и применять музыкально-телесные практики при подготовке будущих педагогов нужно. При работе с детьми это очень важно. Тем более, что выбранный мною профиль подразумевает работу с детьми с психическими нарушениями»
Кулакова Таисия Сергеевна (студентка 1 курса факультета начального образования): «Я считаю, что для зрителей, например, детей и взрослых с нормотипичным развитием, побывать на музыкальных концертах таких коллективов, как «Ангелы Надежды», на которых артисты передают содержание и эмоциональное наполнение песен посредством жестов и пластики – это большая ценность, потому что в такие моменты они могут почувствовать, что, например, глухие или слабослышащие люди тоже имеют возможность посещать концерты и слышать музыку, чувствовать её, и это прекрасно. В такие моменты происходит уравнение и сближение всех сидящих в зале и это именно то, как хочется видеть народ в нашем современном мире».
Блинова Анна Андреевна (студентка 1 курса факультета начального образования): «Данная лекция показала нам, что в нашей профессии должны быть элементы игры и театра. Мы можем завлекать детей очень многим, но и одновременно дарить нужную и полезную информацию. Этот навык несомненно будет дополнять хорошего учителя и позволит детям полюбить школу сильнее. Уметь преподнести свою любимую деятельность другим людям может не каждый. Дежуров Арсений Станиславович показал нам, что если человек влюблен в свою жизнь и в то, чем он занимается, то он способен подарить это и окружающим. Я поражена тем, что за эту неделю смогла узнать очень много полезной информации, которая смогла изменить мой мир. Каждый день внёс нечто важное и незабываемое. Всё люди, которые выступали, знали и любили свою деятельность, а это дорогого стоит».
Брезгина Кристина Вячеславовна (студентка 1 курса факультета начального образования): «После этой лекции мне бы хотелось научится также находить подход к каждой личности и располагать ее к себе, как это получается у Дежурова А.С. Так же у такого лектора можно поучится ораторскому искусству, что мне бы мне хотелось применять в своей профессиональной деятельности. Я поражена тем, что в таком человеке, Дежурове Арсении Станиславовиче, может быть столько энергии, желания погружаться каждый день в творческий процесс, чтобы донести свою любовь к искусству до каждого ребенка. Это очень яркая личность, которая принесла нам, студентам, много положительных эмоций, а также зарядила нас на то, чтобы нам и дальше развиваться в сфере педагогики, как это и делает уважаемый Дежуров А.С. уже больше 30 лет. Большое спасибо за такую емкую лекцию!»
Шестопалова Злата Владиславовна (студентка 1 курса дефектологического факультета, направление «Прикладная психология в инклюзивном образовании»): «Скучно на лекции мне точно не было. В жизни подобного представления я не видела. Наверное, после лекции я вынесла для себя урок, что нестрашно смеяться над своими проблемами, наоборот, это поможет разрешить множество проблем. Я поражена тем, что народная культура как составная часть культуры проявляется в народном творчестве и искусстве, быте и укладе жизни, мифологии, верованиях и преданиях. Традиционная народная культура составляет один из наиболее значительных глубинных пластов культуры общества, является важнейшей составляющей частью национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох».