Вот и прошла учебная неделя в университете. Какой она была? Одни словом или даже словосочетанием невозможно описать весь тот образовательный ураган, который накрыл студентов, преподавателей на неделе реализации адаптационной программы для студентов 1 курса Института детства МПГУ – “Погружение в педагогику 2019”. Программа, которую начиная с 2014 года, содержательно готовит и реализует кафедра психологической антропологии Института детства. В этом году руководство проектом осуществлялось доцентом кафедры Адамян Л.И.
Основная цель адаптационной программы заключается в “погружении” первокурсников в различные виды активностей, направленные на знакомство со своей будущей профессией педагога, на формирование компетентностей, указанных в новом Федеральном государственном образовательным стандарте (ФГОС). В течение всей недели – недели знакомства – решались разные педагогические задачи:
- освоение информационных технологий через освоение информационной среды вуза (ИНФОДа): выполнение каждым студентом практических заданий, как самостоятельно, так и в объединенных группах (например, работа над проектами по истории МПГУ), написание эссе по проблемным вопросам, поставленными на лекциях и мастер-классах, рефлексивные отчеты по итогам каждого дня, освоение фото- и видеосъемки событий, в которых студент сам принимает участие (например, задание “Репортаж «Знакомство с городом»”);
- освоение активных форм получения знаний;
- формирование учебных групп, знакомство не только друг с другом, формирование общего социокультурного пространства через освоение пространства университета, совместное выполнение студентами групповых работ;
- самоанализ результатов учебных работ (письменных и устных) через обратную связь с преподавателем и возможность исправлять свои работы;
- включение преподавателей и студентов старших курсов в работе со студентами первого курса;
- встречи с успешными профессионалами – учителями, директорами образовательных учреждений, учеными и т.д.
Студентам очень повезло: они знакомились и общались с людьми, которые являются профессиональным и нравственным ориентиром для тех, кто только начинает погружаться в профессию педагога! Евгений Александрович Ямбург, Татьяна Александровна Соловьева, Александр Михайлович Кондаков, Алексей Сергеевич Обухов, Елена Викторовна Казенная, Сергей Витальевич Шариков, Анна Владимировна Андронова – каждый из них профессионал своего дела, каждый из них ориентирован в первую очередь на психологическую и физическую безопасность ребенка.
Были прочитаны лекции “Пространство «особого» детства»”, “Стратегия и тактика развития образования в XXI веке”, “Цифровое образование: матрица возможностей”, “От детства к взрослости: где граница?“, “Уязвимость детства: риски и травмы“, “Построение образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении”, “Организация работы психолога в организации экстремального профиля”, в которых освещались самые актуальные вопросы современного образования. В центре внимания оказались не только проблемы уважения и бережного отношения к личности ребенка, но и профессионального становления самого студента. Педагог – это призвание? Профессия? Модель поведения? Сложно или легко, а главное, как формировать свою цифровую идентичность? Чему, как и кто должен учить? Быть педагогом-профессионалом в наше время – что это значит? Каковы вызовы современного времени? Как не навредить ребенку, не травмировать его? Что можно сделать, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым? А если это ребенок находится на длительном лечении? Как научиться уважать ребенка?
Первая неделя, посвященная “вхождению” в пространства университета, позволила студентам познакомиться с будущими преподавателями и получить начальные знания в тех или иных областях теории и практики работы педагога. Для студентов дефектологического факультета и факультетов начального образования были организованы профильные мастер-классы и встречи с преподавателями Института детства.
Хочется выразить благодарность всем причастным за это Со-Бытие! Спасибо преподавателям кафедры психологической антропологии (Адамян Е.И., Гаврилова О.Я., Воробьева И.Н., Жукова А.В., Казенная Е.В., Кондратьева Н.Л., Рычагова Е.С., Колосова Е.Б., Конрад И.С., Кузьмина Е.Р., Родина Н.М., Ростовская А.Е., Веселинов М.Е., Лосева Л.М.) и преподавателям кафедр анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии, логопедии, дошкольной дефектологии, олигофренопедагогики и специальной психологии, тифлопедагогики, инклюзивного образования и сурдопедагогики (Комова Н.С., Красноперова Н.А., Кроткова А.В., Мерзлякова В.П., Нурлыгаянов И.Н., Сизова А.В., Плуталова Л.С.), специалистам консультативно-диагностического центра (Игнатова И.А., Пушкарева О.А.), приглашенным специалистам проекта «УчимЗнаем» (Долуев И.Ю., Лоскутов А.Ф., Коровин Н.В.) и педагогу-хормейстеру (Ежова О.Ф.).
Отдельное спасибо организаторы выражают кураторам старших курсов Института детства, стараниями которых все это свершилось, спасибо студенческому совету Института детства за ежедневное освещение событий недели!
Действительно, все самое лучшее – детям!
Текст: доцент кафедры
психологической антропологии Института детства
Л.И. Адамян
Фото: С.В. Савин, К. Боровлева
День знаний с Институтом детства!
Второй день “Погружения” в Институте детства
Третий день “Погружения” в Институте детства: Образование ХХI века
Может ли ребёнок быть взрослым?
Мастер-класс А.В. Сизовой «Креатив в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями»
Финишная прямая “Погружения” в Институте детства
2 сентября Погружение в педагогику 2019
3 сентября Погружение в педагогику 2019
4 сентября Погружение в педагогику 2019
5 сентября Погружение в педагогику 2019
6 сентября Погружение в педагогику 2019
Финал Погружение в педагогику 2019