«…Когда речь идёт об учителе, его качествах, то мелочей здесь нет.
Даже внешний облик учителя влияет на формирование его авторитета.
Подтянутость, опрятность, аккуратность учителя, его хорошие манеры,
красивая поза и походка производят очень хорошее впечатление на учащихся»
/ В.А. Крутецкий
«Мы часто делим детей на талантливых и неспособных и при этом не думаем,
что так называемые неспособные дети – это дети, подлинное направление таланта которых
мы не сумели вовремя отгадать, обнаружить. «Неспособный» ребёнок,
а потом с неизбежностью неспособный человек – это часто совсем не жертва природы,
а жертва неумелости, нечуткости и просто некультурности того или иного учителя,
который привык оперировать со средними цифрами успеваемости и проглядел живую,
яркую душу ребенка … А сколько личных трагедий возникает из-за неумения молодого человека
определить, а его учителей подсказать ему направление его собственного дарования!»
/ Ю.М. Лотман
«Главная отличительная черта В.А. Крутецкого – особая потребность быть Личностью,
т.е. воздействовать на мысли и чувства другого человека, перестраивать его сознание,
быть продолженным, персонализированным в других людях»
/ В.А. Сластёнин
Вадим Андреевич Крутецкий – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, советский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей; доктор психологических наук, профессор кафедры психологии МГПИ имени В.И. Ленина – МПГУ.
В.А. Крутецкий родился 19 декабря (по старому стилю) 1917 года в Москве. Как явствует из автобиографии Вадима Андреевича, написанной им 26 июня 1950 года, его «отец был студентом Коммерческого института, мать – студенткой Высших женских курсов. Вскоре после демобилизации отца из рядов РККА в 1924 году наша семья переехала в г. Астрахань, где я получил среднее образование, окончив с отличием среднюю школу №2 (имени М.И. Калинина; 1936)». В семье было ещё двое детей: сестра Галина и брат Юрий (в последующем окончил техническое училище имени Баумана).
Тяга к знаниям привела Вадима Андреевича в Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова, в котором он учился с 1937 по 1941 год на географическом факультете (отделение экономической географии). По окончании МГУ имени М.В. Ломоносова он получил специальность научного работника, преподавателя вуза и учителя средней школы.
В ряды Красной Армии В.А. Крутецкий не был призван из-за плохого зрения. С августа первого военного года он начал педагогическую деятельность в Астрахани, где работал преподавателем экономической географии Астраханского финансово-экономического техникума. В 1941-1942 годах состоял в народном ополчении Астрахани. Осенью 1942 года принимал активное участие в эвакуации техникума в г. Казань (будучи назначенным по совместительству завхозом техникума). После временной ликвидации техникума в декабре 1942 года был направлен Наркомпросом Татарскую АССР на работу в Тимбаевскую среднюю школу Будённовского района, где работал сначала преподавателем географии истории и математики, потом – заведующим учебной частью, а с января 1944 года – директором средней школы. Тогда же был назначен руководителем агитколлектива при Тимбаевском сельсовете и колхозе «Победа» редактором сельской стенной газеты. В августе 1945 года по вызову Наркомфина РСФСР вновь приехал в Астрахань, где начал работать в финансово-экономическом техникуме в качестве преподавателя истории народов СССР.
Вернувшись из эвакуации В.А. Крутецкий 23 июля 1947 года подаёт заявление на имя директора Московского НИИ психологии при АПН РСФСР (позже – НИИ общей патологии и патофизиологии АПН СССР по научной работе, ныне ПИ РАО) с просьбой допустить его к приёмным испытаниям. В сентябре 1947 года Вадим Андреевич поступает в аспирантуру, одновременно работал преподавателем психологии и логики в 330 мужской и 100 женской средних школах г. Москвы. В феврале 1950 года стал членом ВКП(б). Решением Совета Института психологии АПН РСФСР от 5 июля 1951 года В.А. Крутецкому была присуждена учёная степень кандидата педагогических наук. Его научным руководителем был участник Первой мировой войны профессор Анатолий Александрович Смирнов (05.11.1894-24.05.1980). Тема диссертации «Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников». Далее, в течение тридцати лет, Вадим Андреевич работал в этом институте.
С 1960 по 1979 год Вадим Андреевич возглавил лабораторию способностей, а с 1962 года совмещал свою научную деятельность с работой в качестве заместителя директора НИИ ОиПП АПН СССР по научной работе. Решением Высшей Аттестационной Комиссии от 11 сентября 1968 года В.А. Крутецкий был утверждён в учёном звании профессора по специальности «психология».
В 1967 году Вадим Андреевич защитил докторскую диссертацию по педагогике на тему «Психология математических способностей школьников». В науке о способностях В.А. Крутецкий – последователь идей профессора Бориса Михайловича Теплова (08/20.10.1896-28.09.1965, Новодевичье). Реализуя его подход на математическом материале, выделил и убедительно описал компоненты математических способностей. Заметил значение неочевидного личностного фактора, который Вадим Андреевич назвал «математической направленностью ума». В 1968 году его монография «Психология математических способностей школьников» была удостоена I премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и других странах. Она написана более чем 50 лет тому назад, но не утратила своей актуальности и по сей день. Как писала профессор Наталия Ивановна Чуприкова в предисловии к этой книге, переизданной в 1995 году: «В этом труде содержатся богатые, хорошо обоснованные и проанализированные фактические данные о природе и структуре математических способностей школьников, которые еще долго будут сохранять свое научное значение. В нем обсуждаются многие непростые и дискуссионные теоретические вопросы проблемы способностей, все еще не получившие окончательного удовлетворительного ответа и до сих пор сохраняющие свою актуальность».
С 1974 по 1980 год – заместитель директора НИИ ОиПП АПН СССР по научной работе.
С 1979 по 1991 год В.А. Крутецкий был профессором кафедры психологии МГПИ имени В.И. Ленина. Под его руководством успешно разрабатывалась проблема способностей учителя, изучались сущность и структура общих и специальных педагогических способностей, условия их формирования и развития у студентов педвузов, разрабатывались методы диагностики педагогических способностей и др. Результаты этой работы были представлены в последней монографии «Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития» (1992), обобщающей десятилетние исследования его творческой группы.
Под руководством В.А. Крутецкого было защищено 11 кандидатских диссертаций по проблеме педагогических способностей. Он был пропагандистом психологических знаний, участником Всесоюзных съездов психологов, международных конгрессов по психологии. Очень примечательным является и то, что Вадим Андреевич вёл дневник наблюдений за развитием своей дочери и внуков. Его заметки «Аленка, Костя и Олег как они есть» – хороший иллюстрационный материал к основным этапам становления личности ребенка. Много ли найдётся учёных, которые делают нечто подобное?
Вадим Андреевич – автор более 130 научных работ. Среди них: Психология подростка / В соавторстве с Н.С. Лукиным. – М., 1959; Воспитание дисциплинированности у подростков / В соавторстве с Н.С. Лукиным. – М., 1960; Способности и интересы. – М., I960; Очерки психологии старшего школьника / В соавторстве с Н.С. Лукиным. – М., 1963; Основы педагогической психологии. – М., 1972; Психология: Учебник для педагогических училищ. – М., 1974, 1980, 1986; Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976; Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития. – М., 1992.
За большую научную, педагогическую и общественную деятельность Вадим Андреевич был награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.», Ветеран труда (25.07.1988); нагрудным знаком «Отличник просвещения СССР».
В.А. Крутецкий скончался 15 сентября 1991 года. После смерти Вадима Андреевича вышла книга «Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития», где были обобщены результаты десятилетней работы коллектива под руководством В.А. Крутецкого. Как же важно и сегодня не забывать тех учёных, кто до нас разрабатывал научные основы психологии и прокладывал пути их реализации в педагогической практике. Важно не «отбрасывать» достигнутое ими в науке как якобы устаревшее, а корректно опираться на то, что ими наработано, найдено, осмыслено, в этом заключается наша профессиональная культура и возможность движения вперёд.
Елена Вадимовна Левченко (Крутецкая), дочь В.А. Крутецкого вспоминала: «Мой отец, Вадим Андреевич Крутецкий, был интересным человеком, настоящим учёным, сутками пропадавшим на работе, а дома засиживающимся ночами над своими трудами. Он болел душой за своё дело, остро переживал все рабочие неприятности, непризнание психологии. Он горел и жил этой наукой».
Источники:
http://www.dates.gnpbu.ru/2-7/Krutezkij/krutezkij.html
https://hr-portal.ru/article/vadim-andreevich-kruteckiy
http://www.voppsy.ru/issues/1980/804/804006.htm
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.