Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Клавдии Гавриловны Матвеевой (24.03.1923 – 2002)

Новости МПГУ

100 лет со дня рождения Клавдии Гавриловны Матвеевой

Клавдия Гавриловна Матвеева – ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина.

К.Г. Матвеева родилась 24 марта 1923 года. После окончания школы поступила и в 1940 году окончила педагогическое училище.

В первые дни Великой Отечественной войны (01.07.1941) по указанию РК ВЛКСМ Свердловского района Москвы и районного отдела народного образования Клавдия Гавриловна была эвакуирована с детьми школ этого района сначала в Рязанскую, а затем в Молотовскую область. Работала в школе-интернате села Сайгатка Фокинского района Молотовской области воспитателем старшей группы, бригадиром трудовых дел старшеклассников, старшей пионервожатой, секретарём комитета физкультработы.

Первые упоминания о селе Сайгатке (Сайгатском), как о подворье Преображенского Осинского монастыря, датируются 1646 годом (возникло не ранее 1614 года). В историю село вошло как место переправы отрядов Пугачёва и их боёв с государственными войсками. В XIX – начале XX веков на картах обозначалось и как Сайгатское, и как Сайгатка. В 1916 году село было центром Сайгатской волости Осинского уезда Пермской губернии. До 1960 года Сайгатка была центром Сайгатского сельского совета Фокинского района Молотовской области (с 1957 года – Пермской). В 1960 году село было упразднено и включено в городскую застройку рабочего посёлка Чайковский, образованного в 1956 году. В 1962 году бывшее село стало частью новообразованного города Чайковский. От бывшего села в этой части города сохранилась улица Сайгатская.

Краткие данные о К.Г. Матвеевой размещены в электронной базе данных «Эвакуированные в Молотовской области. 1941–1945 гг.», созданной на основе документов и усилиями сотрудников Пермского государственного архива социально-политической истории (ПермГАСПИ) и Государственного архива Пермского края (ГАПК). Она включает сведения о людях, эвакуированных в Молотовскую область (ныне Пермский край) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. из регионов СССР, которым угрожала оккупация. В основу базы данных положены, хранящаяся в ПермГАСПИ картотека «Члены ВКП(б), эвакуированные в Молотовскую область в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», которая была составлена в Пермском обкоме партии, и хранящиеся в ГАПК списки эвакуированных, составленные областными и местными органами советской власти. В базу данных включены 12 218 персональных записей.

В школе-интернате Клавдия Гавриловна работала по октябрь 1943 года. С 1944 по 1948 годы она была студенткой МГПИ имени В.И. Ленина. В декабре 1947 года вступила в партийные ряды. С 1951 по 1990 годы К.Г. Матвеева преподавала на кафедре педагогики МГПИ имени В.И. Ленина, выполняла обязанности председателя методического объединения преподавателей кафедры педагогики на историческом факультете, далее – аспирантура. В 1954 году при Московском городском педагогическом институте имени В.П. Потемкина Клавдия Гавриловна защитила диссертацию по теме «Борьба Коммунистической партии Советского Союза за школу и просвещение трудящихся в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции (апрель 1917 – 1918 гг.) на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Дёмин, один из бывших студентов (окончил исторический факультет МГПИ имени В.И. Ленина; потом служил в армии на Дальнем Востоке; вернулся, и жизненные обстоятельства складывались так, что практически сразу оторвался от всякого преподавания (как в школе, так и в вузе), и напрочь «увяз» в редакционно-издательской сфере), вспоминал: «Клавдия Гавриловна Матвеева вела у отдельных курсов педагогику и методику, выезжала с нами на педпрактику; ее лекции и семинары пользовались огромной популярностью как раз из-за невероятных «афоризмов», но она изрекала все на полном серьезе, в целом была доброй и снисходительной к студентам; правда, диплом под ее руководством писал лишь один человек с нашего курса». И, конечно же, излюбленные афоризмы Клавдии Гавриловны: «1. Я умница в хорошем смысле слова. 2. Все сказали: от первого оратора до последующего. 3. Накануне революции Россия стояла на краю пропасти. После революции она сделала шаг вперед. 4. Преподаватели не упускают послушать лекции. 5. Все дружно хотят, но может быть кто-нибудь все-таки созрел? 6. У меня сын, муж и двое мужчин. 7. После работы у меня в голове туман, но я по улице, по воздуху прогулялась, и голова отошла. 8. Мы выбираем воздух. Вы можете со своими больными сердцами лекции где-то читать в фонд субботника. 9. Есть могила: очень хороший памятник с очень хорошими словами. 10. С вами человек, менее храбрый чем я, вообще заикаться бы стал. 11. Затемнены два класса по воспитательной работе, которые затемняют коридор. 12. Те, кто не может совсем работать физически, читают лекции. 13. Сижу в любой позе, на софе, сижу, хочу, как, сижу, подвернув ноги. Сижу и получаю удовольствие. 14. Кто у нас лоботрясит?15. Кое-что мы сегодня сообразили со старостой группы.

Эта учительница от природы гнусавила.Вот вы хотели бы, чтобы ваших детей учил учитель-гнус? (Учитель Гнус – герой романа Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» (1905). 17. Все зверски хотят отвечать.18. Империализм стоит на краю глубокой пропасти и смотрит на нас сверху: как мы там?19. Спарта – это другое государство на территории Афин. 20. Введенский читает Россию 18-го периода (Ростислав Михайлович Введенский (1926–2016) читал в МГПИ-МПГУ курс русской истории XVIII – первой половины XIX века. Светлая память!). 21. Журнал «Педагогика в школе» учит жизни и смерти. 22. Греки ходили босиком в легкой обуви. 23. В своей диссертации Ушинский открыл три пыльных шкафа, которых до него никто не касался. 23. Пионеры нашей страны выращивают пчел, кроликов и вообще скот. Если бы каждая школа вырастила хотя бы по одной корове, то получилось бы 50 млн. Экономика должна быть экономной! 24. Советский учитель должен уметь себя дать. Дал – расслабься. 25. Советский Союз весь наш. 26. Будем делать стенды. Возьмем Анголу или другую французскую страну (Ангола – бывшая португальская колония, отнюдь не французская. Но Клавдия Гавриловна изучала французский и мечтала «съездить в Париж или куда-нибудь в Африку». 27. – Дёмин, вы принесли кое-что? – Нет, Клавдия Гавриловна, кое-что я кое-где не достал. – Как же так? Как же мы с вами теперь кое-чем заниматься будем? 28. Петр I утонул, простудился и умер. 29. Мой сын Мишка такой неумный: сахара насыпает полстакана, столько же, сколько и в унитаз. 30. РСДРП в это время выступала с открытой и закрытой тревогой. 31. С пустой головой в школе делать нечего. Я в этом убедилась на собственном опыте. 32. Щербаков, как ваша фамилия? 33. – Дёмин, о чем вы подготовили политинформацию? – О речи товарища Громыко на сессии ООН, Клавдия Гавриловна! – Какой молодец! А ну, все посмотрели на него! 34. Я больше люблю мальчиков: с ними я отдыхаю. А девочки менее интересны, но тоже хороши. 35. Возьмите эту книгу на карандашик. 36. А на дворе у нас двенадцатый декабрь. 37. Или женитесь, или рожайте… 38. Я приду к вам на экзамен, посижу и – бац-бац! – задам два вопроса. 39. Превращаетесь, превращаетесь, бац-бац – и диплом. 40. Когда вы станете четвертькурсниками, все вы пройдете через мои руки. 41. Тут у вас не продыши́шь. 42. Здесь у нас валяется стул и много всякой другой мебели. 43. Алик, вы пришли на лекцию по педагогике потому, что много не добрали? (Алик Сулейманян, сгибаясь пополам и давясь от беззвучного смеха, сидел на лекции для чужого потока и записывал ляпы и «афоризмы» К.Г.). 44. Надежда Константиновна Трупская была крупным спестолистом. А еще она была физиком-математиком и основоположником русской и советской педагогики (Конечно Крупская, жена Ленина. «Советской педагогики» – еще ладно, хотя тоже вопрос, но уж никак не «русской». 45. Мы с вами созвенимся. 46. – В какой школе вы проходили практику? – В 21-й. – А… Я в этой школе уже двадцать лет сижу. 47. Остальные репетировали политическую песню и плакат. 48. [Много времени] отводилось на изучение мертвых языков: греческий, латынь, французский, немецкий, английский. 49. У нас системы народного образования не было. 50. С народниками мы разделались [разобрались]. 51. Я удивительно оборотистая гражданочка. 52. Мне нравятся слишком кролики. 53. Поедемте работать и просвещать. 54. У нас был немец на даче, держал две коровки. Потом был фельетон, от него остались одни косточки. 55. Процитируйте это место, которое вы должны знать наизусть, своими словами. 56. Тогда школа гибла на глазах. [Вероятно, «при царизме».]. 57. Дикость, нищесть и отсталость. 58. Мой сын Мишка спит вокруг телефона. 59. Небольшой, но очень производительный мужичок. [Об авторе.]. 60. Породистые коровки все сено к нам собирали. 61. Южаков ни помои, ни очистки на ветер не бросал, поэтому в приходе[13] у него были одни помои и очистки (Сергей Николаевич Южаков (1849–1910) – русский социолог и публицист. Его взгляды критиковал Ленин. На ветер не бросал – здесь правильнее «не выбрасывал» и без всякого «ветра». Приход – скорее, община, артель (Южаков пытался провести эксперимент, создать образцовое хозяйство). Сколько занятного в одной фразе!).

Народники были главными оппортунистами нашей партии, которая звала на революцию (Оппонентами. Оппортунисты могут быть внутри чего-либо. «Звала на революцию» – призывала к революции). 63. Юля рвется в бой и дуэтом поет вместе с вами. [Очень хочет отвечать на семинаре.]. 64. Я прихожу домой и начинаю рычать на своих мужиков. 65. В школе нас учили музыке, и поэтому мы преподавали плавание и физкультуру. 66. Это ведь разговоры на уровне ОББ – одна баба сболтнула. 67. Самые оторванные хулиганы. 68. А напыхтел он всего-навсего один абзац. 69. Задатки рационального мышления есть у учеников, как бы их ни душили учителя. 70. Как только начинаю писать докторскую – трещу вся по швам. 71. Конечно, они до потери сознания любят свой предмет. 72. Далее вы пишете: «Глубина». Что это такое и с чем эту глубину едят? 73. Мой Мишка такой распутный, такой распутный, хотя и педагог. 74. Я бегала по дождю со снегом в нездоровом состоянии. 75. Мы в наше время тоже ездили на картошку, а питались мы одной морковкой. 76. Сверяю количество отсутствовавших с теми, кто присутствовал. 77. Ярославский пединститут имени Ленина носит имя Ушинского».

До выхода на заслуженный отдых Клавдия Гавриловна работала председателем профкома, первым секретарём партийного бюро кафедры педагогики, заместителем секретаря по идеологии, членом Совета ветеранов. С 1 мая 1984 года К.Г. Матвеева вышла на пенсию по возрасту, но продолжала работать до 1990 года. Проживала в Москве в доме №9 по улице Профсоюзной.

Клавдия Гавриловна была награждена медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «Ветеран Труда»; нагрудными знаками «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР».

К.Г. Матвеева скончалась в 2002 году.

 

Источники:

Фотография ветерана (со сведениями): Фонд №1 Музея истории МПГУ; опись 481, единица хранения 3/1, 4.

Анкета ветерана: Фонд №1 Музея истории МПГУ; опись 481, единица хранения 1.

Поздравительный адрес с 70-летием от Совета ветеранов и рабочие заметки: Фонд №1 Музея истории МПГУ; опись 481, единица хранения 2/1, 2/2, 2/3, 3/3.

Пермский государственный архив социально-политической истории (База данных «Эвакуированные в Молотовской области, 1941-1945 годы»): ГАПК. Ф.р-986. Оп.1. Д.3773. Л.118. Дата документа: 29.03.1943.

https://www.permgaspi.ru/db/evacuated/index.php?id=3516

История Фокинского детского дома-интерната: https://www.permgaspi.ru/deyatelnost/november-readings/noyabrskie-istoriko-arhivnye-chteniya-v-permskom-partarhive-v-2019-godu/materialy-nauchnoj-konferentsiii-noyabrskie-istoriko-arhivnye-chteniya-2019-g/istoriya-fokinskogo-detskogo-doma-internata-v-vospominaniyah.html

Выставка «Эвакуация: судьбы, события, память»: http://www.archive.perm.ru/exhibits/evacuation/show/

Тема диссертации: https://search.rsl.ru/ru/record/01005837438

Из воспоминания: https://pelerin-rus.livejournal.com/16627.html

Материал подготовили: 

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий;

В.Ю. Борисов – директор Музея истории МПГУ.

 

27 / 03 / 2023

Показать обсуждение