«Русская филология, как и вообще вся русская гуманитарная наука с присущим ей обостренным и болезненным чувством гражданственности и общественного служения, крайне редко замыкалась в умиротворяющих и таких надежных стенах “академического” кабинета. Чисто кабинетными учеными не были учителя и ближайшие коллеги Н.И. Балашова. Не стал таким учёным и он сам»
/ А.Д. Михайлов, член-корреспондент РАН
Николай Иванович Балашов – литературовед, доктор филологических наук, специалист по романо-германским литературам и языкам, по русской и другим славянским культурам, профессор, председатель редакционной коллегии серии «Литературные памятники», академик РАН, доцент кафедры всеобщей литературы Московского городского педагогического института (МГПИ) имени В.П. Потемкина.
Семья отца Н.И. Балашова происходила из государственных крестьян Саратовской губернии Балашовского уезда. О дальних предках Николая Ивановича в доме существовала довольно достоверная легенда. Согласно этой легенде, основателем рода Балашовых был волжский разбойник Ванька Балаш (упоминаемый в трудах известного историка С.Б. Веселовского). Ему приписывалось нападение на персидское посольство ко двору Ивана Грозного и похищение подарка – очень красивого рубина «Балаш» (вероятно, отсюда и кличка Ваньки). Лихой разбойник позже рубин вернул, чем снискал благоволение грозного царя, который воспользовался его услугами весьма своеобразно: он стал ссылать проштрафившихся воевод в те края, где орудовали отряды Ваньки, и редко кто из этих бояр возвращался назад целым и невредимым.
От Ваньки Балаша берут начало три ветви рода. Старшая наиболее преуспела: при царе Алексее Михайловиче ее представители получили дворянство. Есть сведения, что один из них, воевода Иван Балашов, владел обширными землями по реке Хопер. К этой же старшей ветви принадлежал и знаменитый Александр Дмитриевич Балашов (1770-1837), генерал-адъютант, генерал от инфантерии, член Государственного совета, прославившийся своим ответом Наполеону в первые дни войны 1812 года (на вопрос императора о дорогах к Москве генерал сказал, что дорог много: Карл XII, например, выбрал путь через Полтаву). А.Д. Балашов сыграл положительную роль в судьбе Пушкина при рассмотрении властями вопроса о распространении стихотворения “Андрей Шенье” (1828). В 1832 году А.С. Пушкин переписывался с Балашовым, у которого П.В. Нащокин покупал земельный участок на берегу Москвы-реки за Симоновым монастырем (сохранилось одно письмо Пушкина, но их было больше, и два письма Балашова к поэту).
К младшей ветви рода принадлежал некий Балаш, участвовавший после 1612 года в освобождении от поляков Смоленска. Несколько позже, в 1632-1634 годы, он возглавил так называемую “Балашовщину” – крестьянское движение на Смоленщине. При Алексее Михайловиче Балаш был казнен.
Представители средней ветви рода остались крестьянами, но не помещичьими, а так называемыми государственными. О том, были ли они зажиточными, ничего не известно. Важнее, что они были, судя по сохранившимся документам, людьми грамотными. Прапрадед и прадед Н.И. Балашова участвовали в русско-турецких войнах XIX века, в том числе в освобождении Болгарии от мусульманского ига. У Василия Балашова, деда Николая Ивановича, было несколько детей. Его жена, урожденная Орлова, имела брата, участвовавшего в Цусимском сражении и побывавшего в японском плену. Старший сын Василия Балашова, Иван, и был отцом Николая Ивановича.
Иван Васильевич Балашов (1890-1933) родился в селе Покровском близ г. Елисаветграда Екатеринославской губернии в семье государственных крестьян, служивших в каждом поколении по 25 лет в армии. Он прожил короткую, яркую и трагическую жизнь. Он учился в Киевской сельскохозяйственной академии, стал преподавателем, а затем получил звание профессора Одесского сельскохозяйственного института. Его узкой специальностью были проблемы организации зернового хозяйства. Им он посвятил книгу “Организация сельского хозяйства” (1926). В ней он показал себя сторонником добровольного объединения крестьян в свободные кооперативы и артели. За такие взгляды Иван Васильевич был снят с работы и в феврале 1931 года арестован. Впрочем, в застенках ГПУ он пробыл не долго и даже смог возобновить работу, но в качестве референта Облплана. 31 декабря 1932 года он был снова арестован и на волю, к семье и работе, уже не вернулся. По тогдашней официальной версии, он скончался в заключении от язвы желудка, но в действительности был расстрелян. Не исключено, что трагическая судьба И.В. Балашова – это результат клеветнического навета. Дело И.В. Балашова было пересмотрено президиумом Одесского областного суда 24 марта 1958 года. Постановление судебной тройки ГПУ УССР от 14 августа 1933 г. было “отменено и дело о нем производством прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления”.
Страсть к книжному собирательству Николай Иванович унаследовал от отца. И.В. Балашов хорошо знал французский и немецкий, читал Гегеля в подлиннике (это был его любимый философ). Он также собирал картины, в основном южнорусских художников (Л.Ф. Лагорио, К.К. Костанди, А.А. Шовкуненко, В.В. Крайнева и др.). Интерес к живописи, ее истории возник у Н.И. Балашова, возможно, под влиянием ранних домашних впечатлений. И.В. Балашов был в числе людей, пропагандировавших в Одессе акварельные пейзажи поэта и художника Максимилиана Волошина, который в 20-е годы бедствовал в Коктебеле.
Сыграл свою роль в формировании ученого и город, где жила его семья. Годы детства и отрочества Николая Ивановича прошли в Одессе, в который семья Балашовых переехала в 1920 году. Одесса была городом многонациональным, здесь легко и относительно мирно уживались люди разного национального происхождения и разных культур. Помимо русских, здесь жило много украинцев, евреев, греков и т.д. Из обрусевших греков, давно обосновавшихся в Одессе после турецкой резни на острове Хиосе, происходила и мать Н.И. Балашова Елена Ставровна Ставрова (1874-25.01.1944). Ее первый брак был неудачным (хотя она и родила в нем трех сыновей), ее муж, человек высокой культуры, незаурядный ученый-ботаник, закончивший Гейдельбергский университет, обладал тяжелым, неровным характером, и супруги через несколько лет разошлись. В новом браке Елена Ставровна обрела на какое-то время счастье, несмотря на треволнения и трагические коллизии эпохи. Ее дом продолжал быть заметным культурным центром, здесь бывали университетские профессора, писатели, музыканты. Вообще, Елена Ставровна была человеком не просто культурным, но культуру высоко ценившим и чувствующим. Ее кузина была известной в городе пианисткой. Будучи знакома с П.И. Чайковским, она познакомила с ним и Елену Ставровну, и та была в его ложе при первом исполнении “Пиковой дамы” в знаменитой Одесской опере. Во время пребывания в Одессе в доме Елены Ставровны бывал художник В.В. Кандинский; ее посещал известный офтальмолог В.П. Филатов, виноградарь, выведший знаменитые одесские лозы, и одновременно писатель А.А. Кипен, а также последние потомки одного из непосредственных основателей Одессы суворовского адмирала О.М. де Рибаса, с 1772 года и до кончины (1800) служившего в России. От него и пошло название Дерибасовской улицы.
В годы гражданской войны на юге тогдашней России все время менялась власть. Обстановка была неустойчивая и тревожная. Отец Н.И. Балашова увез жену в деревню около Херсона, где казалось немного спокойнее, сам же он устроился на работу в Херсоне. Но спокойствие это оказалось мнимым: в середине 1919 года в городе установилось три власти – красных, белых и “розовых”. Граница между ними проходила по херсонским улицам Преображенской и Ришельевской. И вот как раз здесь, на этой неспокойной границе, во время ожесточенной стрельбы, Николай Иванович и появился на свет. Выдали метрику “розовые”, где говорилось, что “соций” Николай Балашов родился 13 июля 1919 года.
Советская власть установилась в Одессе в феврале 1920 года и семья вернулась домой, в квартиру на Преображенской улице (вскоре переименованной в улицу Троцкого, потом – улицу 10-летия Красной Армии, а затем вновь названную Преображенской). Здесь, в доме № 5, в нескольких десятках метров от спуска в порт, к морю, и прошли детские и отроческие годы Н.И. Балашова. Он учился сначала в 4-й трудовой школе имени Ильича (бывшая гимназия Нейдинга), потом – в 107-й, где кончил десятый класс. Преподаватели в обеих школах были хорошие, еще из старых гимназий, но обучение велось уже по-новому, бригадным методом, что позволяло лентяям не знать ничего и благополучно переходить из класса в класс. Обычно складывалась группа учащихся, способных и прилежных, которые отвечали за других, как бы за весь “коллектив”, и тут возникала своеобразная специализация: кто-то отчитывался по химии, кто-то по алгебре, кто-то по географии и т.д. Николай Иванович, как правило, отвечал за остальных по гуманитарным предметам, особенно по истории (тогда ее называли обществоведением) и литературе. Впрочем, его интересовала также математика и астрономия (астрофизика), и он принимал участие в соответствующих городских и областных олимпиадах (правда, выше второго места не поднимался). При такой постановке обучения свободного времени, конечно, было много. Николай Иванович рано научился читать по-русски, по-украински, по-немецки, затем по-французски. Он читал, как это ни странно, по-немецки Рихарда Вагнера; французских романистов старался читать на языке оригинала. К концу школы он не только прочел все по программе, но и очень многое помимо нее, в том числе из зарубежной литературы. Особенно его заинтересовала литература античности, и он прочитал многих ее писателей, в частности, все в знаменитой серии братьев Сабашниковых “Памятники мировой литературы”. Это стремление к систематической полноте, сначала в чтении, потом в исследовательской работе и издательской деятельности (что всегда бросается в глаза в любых начинаниях Н.И. Балашова), тоже, наверное, возникло в детстве и отрочестве.
В старших классах Николай Иванович уже привык к своеобразному тихому шуму библиотечных залов. Надо сказать, что Новороссийский университет в Одессе (так он назывался до 1920-х) обладал превосходной библиотекой, в которую входило и знаменитое книжное собрание графа М.С. Воронцова, которым, как известно, пользовался А.С. Пушкин во время южной ссылки. Школьников в университетскую библиотеку пускали, и французских классиков, причем по-французски, он начал читать именно там.
Еще одним увлечением Н.И. Балашова стал театр. Одесса была городом театральным. Помимо прославленной оперы, где шла почти вся оперная и балетная классика и гастролировали многие знаменитости, работали также Одесский русский драматический театр имени А.В. Иванова (основан в 1927), Одесский театр имени Октябрьской революции (основан в 1925) и ряд других театров. Связи с театром были, кроме всего прочего, и семейные: жена сводного брата Николая Ивановича была ведущей танцовщицей кордебалета местной оперы. Приезжала на гастроли его двоюродная тетя Вера Георгиевна Диамандиди-Пеховская – примадонна Московского театра оперетты, с которой он дружил долгие годы.
Запомнились Н.И. Балашову, конечно, не только чтение, прогулки с отцом, купание в море, посещение театров или местной картинной галереи, но и события тяжелые и даже трагические: и арест отца, и умирающие от голода крестьяне, искавшие спасения в Одессе, и разрушение заложенного при Суворове Преображенского собора, толстые стены которого как бы отчаянно сопротивлялись уничтожению. Особенно потрясли Николая Ивановича чистки в школьной библиотеке, из которой выкидывались с последующим уничтожением не только религиозного содержания книги, но и сочинения философов, и работы по истории, и немало произведений писателей “неблагонадежных”, оказавшихся в эмиграции. Однажды были преданы огню даже сочинения Л.Н. Толстого и Тургенева.
В 1936 году Н.И. Балашов с отличием окончил Одесскую среднюю школу, где изучил немецкий, французский и украинский языки. К её окончанию после некоторых колебаний (его влекла к себе астрофизика) он сделал выбор в пользу западной литературы. На это решение повлияли появившиеся переводы из французских поэтов Бенедикта Лившица, А. Оношкович-Яцыны из Киплинга и некоторые старые переводы, особенно Вячеслава Иванова из Петрарки. В это время в Одесском университете уже не было таких ярких литературоведов-западников, как В.Ф. Лазурский или М.П. Алексеев; одного уже не было в живых, другой давно перебрался сначала в Иркутск, затем в Ленинград. Учиться практически было не у кого. Пришлось уезжать на север, в Москву. Николай Иванович решил поступать на литературный факультет Института философии, литературы и истории (ИФЛИ), на отделение романо-германских языков и литератур.
С осени 1936 по 1941 год Н.И. Балашов стал студентом ИФЛИ. В институте учился у Б.И. Пуришева, Д.Е. Михальчи, Л.Е. Пинского, В.Р. Гриба (особенно любимого студентами). Изучал французскую и итальянскую литературу Средних веков и Возрождения, французскую поэзию с середины XIX века, а также иностранные языки – латынь, итальянский, английский, старофранцузский, польский, совершенствовал знания немецкого и французского языков. В 1939-1941 годах занимался изучением проблем связи литературы с изобразительным искусством. Под руководством Дмитрия Евгеньевича Михальчи (1900-1973) Николай Иванович написал на первом курсе работу “Взгляды академика Веселовского на итальянскую литературу”, на втором и третьем усиленно занимался творчеством Франсуа Вийона. На четвертом курсе у него созрело желание углубленно заняться Бодлером (еще в школе он прочитал по-французски его книгу “Романтическое искусство”) и, в частности, его эстетическими взглядами. Это заставило Николая Ивановича более детально изучить французскую живопись середины прошлого века. Прекрасным подспорьем в этом стали богатые собрания Музея изобразительных искусств и Музея новой западной живописи, а также библиотеки этих двух замечательных музеев, широко открытые в то время для московских студентов.
В 1940 году Н.И. Балашову была присуждена персональная стипендия имени В.В. Маяковского. Защитив дипломную работу на тему «Узловые моменты развития французской живописи XIX века», в 1941 году получил квалификацию научного работника в области западных литератур и языков, преподавателя вуза, а также звание учителя средней школы. Перед Николаем Ивановичем открылся путь в аспирантуру; его пригласил поступить к нему известный ленинградский литературовед Александр Александрович Смирнов (1883-1962). Была уже назначена их первая встреча – в Ленинграде на воскресенье 29 июня 1941 года. Не приходится говорить, что эта встреча не состоялась… началась Великая Отечественная война.
Н.И. Балашов остался в Москве. Летом 1941 года он тяжело заболел туберкулезом (его не взяли на фронт даже переводчиком). В мае 1942 года он стал аспирантом МГПИ имени В.П. Потёмкина, где занимался под руководством своего учителя по ИФЛИ Д.Е. Михальчи, а также изучением основ древнегреческого языка под руководством профессора Сергея Ивановича Соболевского (13/25.08.1864-06.05.1963, 12-й участок Ваганьковского).
Первоначально Николай Иванович продолжал работу над изучением творчества Бодлера, но через год, в мае 1943 года, из-за обилия собранного материала тема диссертации была изменена: к концу 1944 года Н.И. Балашов в основном завершил работу об эволюции поэтического творчества Артюра Рембо. Эта работа стала его кандидатской диссертацией.
В 1944 году начинается трудовая деятельность Н.И. Балашова. С октября этого года он становится старшим инспектором по гуманитарным наукам отдела научно-исследовательской работы Всесоюзного комитета по делам высшей школы (с 1946 года – Министерство высшего образования СССР) и одновременно – исполняющим обязанности доцента МГПИ имени В.П. Потёмкина, а с 1945 года – доцентом кафедры всеобщей литературы этого института. Во второй половине 1945 года ему была присуждена учёная степень кандидата филологических наук за диссертацию на тему «Эволюция творчества Рембо» (в качестве официальных оппонентов выступили М.Д. Эйхенгольц и Р.М. Самарин).
В 1952-1955 годы Николай Иванович читал курс испанской литературы на факультете иностранных языков МГПИ. В этот период испанистика и испано-русские литературные связи становятся второй – после литературы Франции – специализацией Н.И. Балашова. С 1955 года он занимался преимущественно научной работой. С 1957 года был заведующим сектором литератур социалистических стран Европы.
Широта интересов, весомость и новизна результатов исследований, незаурядные организаторские способности закономерно сделали Николая Ивановича ученым с мировым именем. С 1967 года он стал принимать участие в конгрессах Международной ассоциации по сравнительному литературоведению (Белград, Бордо, Монреаль, Оттава, Будапешт, Париж, Мюнхен), в 1985-1991 годы он был вице-президентом ассоциации. Он принимал также участие в многочисленных международных коллоквиумах во Франции, Испании, Бельгии, Италии, Венгрии, Польше, Югославии и в других странах. Монография Н.И. Балашова «Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах» (1975) была успешно защищена в 1975 году в качестве докторской диссертации (официальные оппоненты – Д.С. Лихачев, Г.В. Степанов, Б.И. Пуришев). При частичной реорганизации Института мировой литературы имени А.М. Горького (ИМЛИ) в 1976 году Николай Иванович возглавил отдел зарубежных литератур XX века, где проработал до 1990 года.
Звание профессора Н.И. Балашов получил в 1977 году, в 1984 году он был избран член-корреспондентом Академии наук, а в 1992 году – её действительным членом, действительным членом Независимой академии эстетики и свободных искусств – в 1993 году. В 1994 году был избран председателем Научного совета “История мировой литературы”; в 2000 году – председателем Научного совета “Отечественная и мировая литература и фольклор”. С 1996 года – член Бюро Отделения историко-филологических наук (до 2003 года – Отделение литературы и языка РАН). Николай Иванович – Председатель экспертной комиссии РАН по присуждению премии имени А.Н. Веселовского (с 1993) и аналогичной комиссии – по присуждению премии имени Д.С. Лихачева (с 2000). И поверх всех нагрузок – одно из главных дел всей жизни: многолетняя работа в редколлегии знаменитой академической серии “Литературные памятники” (в ее состав он вошел по инициативе академика Н.И. Конрада), долгое время был заместителем председателя редколлегии, а с 2002 года – ее председателем. Но и это еще не всё. Н.И. Балашов – член редколлегии журнала “Известия Академии наук. Серия литературы и языка” и (до 2003) редколлегии журнала “Неогеликон” (Будапешт – Амстердам).
Николай Иванович скончался 25 ноября 2006 года. Прощание проходило 29 ноября. Святослав Бэлза на похоронах сказал, кроме прочего, что Николай Иванович был едва ли не единственным человеком, который до конца «…удержался от приобретения телевизора и просмотра телепрограмм, что очень расширяло его кругозор и питало энергию». Покоится Н.И. Балашов на Троекуровском кладбище Москвы (6а участок).
Источники:
Материалы, посвящённые Н.И. Балашову: http://imli.ru/arkhivnye-svedeniya-o-sotrudnikakh-imli-ran/1264-akademik-nikolaj-ivanovich-balashov
Академик Николай Иванович Балашов: http://imli.ru/balashov-nikolaj-ivanovich/1537-akademik-nikolaj-ivanovich-balashov-k-85-letiyu-so
Краткий очерк научной и общественной деятельности Н.И. Балашова: http://imli.ru/balashov-nikolaj-ivanovich/1536-Kratkij-ocherk-nauchnoj-nauchno-organizatcionnoj-i
Основные даты жизни и деятельности академика Н.И. Балашова: http://imli.ru/balashov-nikolaj-ivanovich/1535-Osnovnye-daty-zhizni-i-deyatelnosti-akademika-NI-Balashova
Воспоминания о Н.И. Балашове: http://imli.ru/balashov-nikolaj-ivanovich/1538-Vospominaniya-o-NIBalashove
http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke9/ke9-0971.htm
Воспоминания бывших студентов ИФЛИ: http://imli.ru/balashov-nikolaj-ivanovich/1545-Vospominaniya-byvshih-studentov-IFLI
Воспоминания Н.И. Балашова о его отце Иване Васильевиче Балашове: http://imli.ru/balashov-nikolaj-ivanovich/1546-Vospominaniya-NI-Balashova-o-ego-ottce-Ivane-Vasileviche
Оцифрованная опись фонда: https://isaran.ru/?q=ru/opis&guid=ABA794E9-E08E-414B-8680-22685C93C014&ida=1
https://litpamyatniki.ru/library/74
https://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3774.html
http://www.independent-academy.net/about/members/balashov/bagno.html
http://moscow-tombs.ru/by-years/balashov_ni/
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.