Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

«Вспомним всех поимённо»: Светлой памяти Петра Кирилловича Суздалева (19.12.1918 – 17.11.1984)

Новости МПГУ

Пётр Кириллович Суздалев – ветеран-участник Великой Отечественной войны, искусствовед, историк русского и советского искусства, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории искусств художественно-графического факультета Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина.

П.К. Суздалев родился 19 декабря 1918 года в Москве. Как указано в его личном листке, его родители происходили из крестьян-середняков и в 1910-е годы перебрались в Москву, где работали по найму. Отец был пекарем, а после революции работал в госторговле. Мать была портнихой на фабрике, затем работала на заводе. Петр Кириллович был единственным ребёнком в семье.

С 1927 по 1933 год Пётр Кириллович учился в московской школе-семилетке №22, после окончания которой поступил в Московский политехникум связи имени Подбельского. Окончив техникум в 1937 году, он работал техником на Московской центральной междугородной телефонной станции. Затем перешел на должность старшего лаборанта во Всесоюзный заочный институт связи. Но, по всей видимости, техническая специальность не удовлетворяла молодого человека. В мае 1940 года он становится студентом Московского учительского художественного института. Этот институт был создан в 1937 году как педагогические курсы по подготовке учителей рисования и черчения для средней школы. Инициаторами их открытия были ученики известного педагога Дмитрия Николаевича Кардовского (24.08/05.09.1866-09.02.1943, Горицкий Успенский монастырь). В 1939 году курсы были преобразованы в институт с двухгодичным сроком обучения, а в конце 1941 года институт был преобразован в художественно-графический факультет (ХГФ) Московского городского педагогического института (в последующем – МГПИ имени В.П. Потёмкина).

Закончить институт в срок П.К. Суздалеву не пришлось: 26 июня 1941 года, сразу же после начала Великой Отечественной войны, он был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Пётр Кириллович находился в составе действующей армии на Украине, будучи командиром взвода 939-го отдельного батальона связи Киевского особого военного округа. В начале декабря 1941 года он был демобилизован из армии по болезни.

В начале 1942 года П.К. Суздалев вновь становится студентом теперь уже ХГФ МГПИ. Кафедру искусствоведения, переименованную в 1942 году в кафедру истории искусств, возглавлял в те годы профессор Николай Николаевич Соболев (19.02.1874-01.11.1966, некрополь Донского монастыря). Отдельные курсы вели крупные специалисты-искусствоведы Михаил Владимирович Алпатов (10.12.1902-09.05.1986, 49-й участок Ваганьковского), Виктор Николаевич Лазарев (22.08/03.09.1897-01.02.1976, 58-й участок Ваганьковского), Алексей Александрович Рыбников (30.01/11.02.1887-1949, Введенское) и другие. Видимо, уже в период обучения у Петра Кирилловича возник интерес к истории искусства. Закончив с отличием институт весной 1943 года, он получил диплом преподавателя рисования и черчения. Однако уже в июне 1943 года Пётр Кириллович подает заявление в аспирантуру на имя заведующего кафедрой истории искусств профессора Н.Н. Соболева и становится аспирантом в числе восьми выпускников первого выпуска, избрав, таким образом, путь искусствоведа.

Этот путь оказался далеко не простым для Петра Кирилловича. В его личном деле сохранилось заявление на имя директора МГПИ имени В.П. Потемкина от окончившего аспирантуру П.К. Суздалева с просьбой зачислить его на вакансию кафедры истории искусств по курсу западноевропейского искусства XV – XVIII веков на дневном и вечернем отделении. Однако зачислен он был первоначально на другую должность – преподавателя по кафедре рисунка и живописи. Так, он вел рисунок на первом курсе, будучи ненамного старше своих студентов.

Занимаясь преподаванием, Пётр Кириллович одновременно работал над научной темой. 30 декабря 1947 года в Ученом совете Московского государственного художественного института состоялась защита кандидатской диссертации на тему «Художник Сергей Коровин». Председательствовал академик С.В. Герасимов, официальными оппонентами были доктор искусствоведения, профессор М.В. Алпатов и исполняющий обязанности профессора Г.В. Жидков. Ученая степень кандидата искусствоведения была присуждена единогласно.

На основе этого исследования состоялась и первая публикация автора: в 1948 году вышла книга о С. Коровине (затем книги об этом художнике выходили в 1952 и 1967 годах). П.К. Суздалев собрал большой материал о творческом пути и произведениях этого рано умершего художника, проследил этапы нелегких поисков окончательного варианта картины «На миру» (1893), давшей острую социальную и психологическую характеристику крестьянских типов, которые отчетливо раскрываются в момент напряженного конфликта. Не меньшее внимание уделил П.К. Суздалев другому мастеру-реалисту рубежа XIX – XX веков Сергею Иванову. Книга о нем вышла в 1949 году, а затем это имя встречается в изданиях 1960 и 1975 годов.

В 1951 году П.К. Суздалев был переведен на кафедру истории искусств. Круг его научных интересов уже вполне определился: он занимается исследованием творчества русских художников-реалистов конца XIX – начала XX века, а также собирает материалы по изобразительному искусству в годы Великой Отечественной войны. В конце 1940-х – начале 1950-х годов появились первые публикации П.К. Суздалева: «Сергей Коровин» (1948), «Сергей Иванов» (1949), «Н.П. Соколов-Скаля» (1950), «Борис Пророков» (1951) и другие работы. Часть из них были выпущены в популярных изданиях массовой библиотеки по искусству, а книги о С. Коровине и С. Иванове переиздавались не раз и были доступны самому широкому кругу читателей, привлекая внимание к этим художникам – наследникам реалистической традиции второй половины XIX века.

В начале 1949 года Пётр Кириллович получил диплом кандидата искусствоведения, а в 1950 году – ученое звание доцента по кафедре «Рисунок и живопись». Основным направлением его педагогической деятельности в это время была разработка курса истории советского изобразительного искусства для художественно-графических факультетов педагогических институтов.

На протяжении 1950-х годов П.К. Суздалев также пишет обзоры выставок, самой крупной из которых была Всесоюзная выставка 1957 года, посвященная сорокалетию Великой Октябрьской социалистической революции. Он выступает в периодической печати по актуальным вопросам современной художественной жизни: развития книжной графики (1956), начального художественного образования (1957), творчества молодых художников (1957). Пётр Кириллович участвует в работе научной конференции «Вопросы изучения советского искусства и развития художественной критики» (1958). Такая активность свидетельствовала о том, что он не ограничивался научными занятиями и педагогическими интересами, а стремился быть в гуще современных событий и использовать свой профессиональный опыт для оценки насущных проблем советского искусства.

Деятельность П.К. Суздалева не замыкалась только работой в педагогическом институте. На протяжении десяти лет, с 1948 по 1958 год, он работал по совместительству в научно-исследовательском институте теории и истории искусства Академии Художеств СССР, где прошел путь от младшего научного сотрудника до руководителя сектора советского искусства (с 1953 по 1958 год), преподавал в МГПИ имени В.И. Ленина (разработал и читал курс русского и советского искусства). Кроме того, с 1958 по 1962 годы он работал по совместительству заместителем главного редактора журнала «Творчество», занимавшегося вопросами современного отечественного искусства.

В октябре 1960 года Пётр Кириллович был назначен исполняющим обязанности заведующего кафедрой истории искусства после ухода с этой должности Николая Георгиевича Машковцева (13.11.1887-11.04.1962, Ваганьковское).  К этому времени он уже имел около двадцати печатных трудов. В 1961 году он был утвержден в должности заведующего кафедрой истории искусства и переизбирался на эту должность неоднократно: в 1966, 1971, 1976, 1981 годах.

В 1964 году П.К. Суздалев защитил докторскую диссертацию, в 1966 году получил диплом доктора искусствоведения, а через короткое время и ученое звание профессора. Темой его диссертационной работы было советское изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны. Монография «Советское искусство в период Великой Отечественной войны» вышла в 1965 году (ранее, в 1963 году, она была издана Академией художеств под названием «Советское искусство в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы»).

На протяжении почти сорока лет Пётр Кириллович преподавал в педагогическом институте. Он читал курс русского и советского искусства, разработанный им самим, вел семинарские занятия по этому курсу. Будучи еще молодым ассистентом, он читал небольшой экспериментальный курс «Введение в искусствознание», с которого начиналось у студентов ХГФ знакомство с кафедрой истории искусств. В последние годы он вел также небольшой курс «Основы марксистско-ленинской эстетики» и спецкурс «Теория и практика советского искусствознания и художественной критики». Помимо лекционных курсов, вел дипломные работы, руководил аспирантами и стажерами. Его ученики отмечали большую требовательность, которую он проявлял по отношению к ним. Он умел много и увлеченно работать сам и создать творческую рабочую обстановку на кафедре.

На рубеже 1950-х – 1960-х годов обновился состав преподавателей кафедры. С середины 1960-х годов кафедра истории искусства становится научно-методическим центром по подготовке в аспирантуре специалистов для периферийных художественно-графических факультетов. Небольшая по количеству сотрудников (пять преподавателей и лаборант), кафедра пользовалась уважением студентов.

Очень высок был научный авторитет самого П.К. Суздалева. Он учил умению ясно и точно излагать свои мысли, развивал в своих учениках творческий подход к науке. При этом он требовал тщательной работы с литературой. Выпускники ХГФ говорили о доброжелательной атмосфере, которая царила на кафедре истории искусства. Студенты любили бывать в тесноватом помещении, где располагалась кафедра (в здании на Госпитальном валу), рассматривать хранившиеся здесь произведения искусства из коллекции МГПИ, собранной В.П. Потемкиным и переданной в дар факультету. Эта небольшая по объему коллекция включала ряд первоклассных произведений отечественного искусства XIX – XX веков и могла служить хорошим подспорьем при изучении соответствующих разделов курса истории искусства.

По свидетельству М.Ф. Киселева, при кафедре работали кружки, в которых изучались различные разделы истории искусства. Под влиянием научной деятельности самого П.К. Суздалева, помимо изучения произведений изобразительного искусства, студенты прослушивали записи музыки той или иной эпохи, знакомились с художественной литературой изучаемого периода. Такой подход был весьма интересен, плодотворен и давал более полное и разностороннее представление о культуре того или иного времени. Изобразительное искусство воспринималось не изолированно, а во взаимодействии с другими явлениями художественной культуры. Особенно важно это было для эпох, тяготевших к максимальному сближению различных видов искусства, например, для рубежа XIX – XX веков. Сильное эмоциональное воздействие естественным образом способствовало лучшему усвоению большого материала. Следует отметить, что в учебных программах того времени на изучение истории искусства отводилось значительно больше часов, что положительно сказывалось на подготовке студентов. Сотрудники кафедры вели также работу в школах, в научных студенческих обществах, участвовали в конкурсах. Деятельность кафедры истории искусств была многообразной и интересной.

Научные изыскания Петра Кирилловича продолжались на протяжении сорока лет. Он работал в характерном для советского искусствоведения тех лет русле, создавая монографическое исследование творчества того или иного художника. Прослеживая хронологию творческого пути мастера, автор затрагивал целый ряд проблем, связывающих художника с искусством своего времени и определяющих его место в той или иной сфере художественной культуры. Пётр Кириллович анализировал творчество мастеров традиционного реалистического склада, умевших применить реалистический метод к отражению новых явлений меняющейся жизни. Такой подход рассматривался и как актуальная задача современного советского искусства, которое могло черпать из богатого наследия прошлого опыт реалистического освоения действительности. Работы П.К. Суздалева давали возможность подробно ознакомиться с художниками, чьи имена не были столь знамениты, как имена их более старших собратьев по искусству, таких как И. Репин или В. Суриков, но и эти мастера внесли свою заметную долю в дело развития отечественной реалистической живописи. Стоит отметить, что, выбирая художников не столь прославленных, исследователь все же имеет дело с живописцами высокого профессионального уровня (к их числу причислен впоследствии Андрей Рябушкин, книга о котором вышла в 1961 году). Это внимание к живописным достоинствам свидетельствует и о зоркости исследователя, и о его собственном «багаже» профессионального опыта учителя живописи и рисования, кем он был по записи в дипломе о высшем образовании. Благодаря популярным изданиям книг П.К. Суздалева, творчество художников становилось доступным массовому читателю, воспитывая его вкус.

Важнейшим трудом Петра Кирилловича в 1960-е годы стала уже упоминавшаяся монография «Советское искусство в период Великой Отечественной войны». В этом капитальном исследовании охвачен не только сам период войны, но и предшествующие годы, а также нашло свое место отражение военной темы в первые послевоенные годы. Опираясь на сложившиеся теоретические принципы советского искусствознания своего времени, он разработал основную проблематику, периодизацию и критерии оценки искусства периода Великой Отечественной войны. Особое внимание было уделено вопросу многонационального состава советского искусства. В поле зрения исследователя были включены буквально все проявления изобразительной деятельности советских художников – от фронтовых зарисовок до сложных обобщающих произведений. Рассмотрены основные виды и жанры изобразительного искусства, в том числе широко распространенные в графике этого периода плакат и карикатура. Автор не обошел вниманием даже и такие «невоенные» виды искусства, как театрально-декорационная живопись. Книга П.К. Суздалева содержит также ценные фактические сведения о художественных выставках 1941-1946 годов и указатель статей о советском искусстве времен эпохи Великой Отечественной войны в периодике 1942-1947 годов. Его исследование было первым столь широким по охвату материала обобщающим трудом, посвященным искусству периода Великой Отечественной войны, сохранив свою значимость и спустя сорок лет после своего появления.

Среди мастеров советского изобразительного искусства, чье творчество было освещено в исследованиях П.К. Суздалева, необходимо выделить В.И. Мухину, одного из самых известных советских скульпторов. В монографии «Вера Мухина» (1971, сокращенный вариант издан в 1981 году) Пётр Кириллович собрал и проанализировал огромный материал, осветил различные стороны творческой биографии мастера, включая не только скульптуру всех видов, от монументальной до мелкой пластики, но и менее известные зрителю сферы творческой деятельности В. И. Мухиной – театральную декорацию и художественное стекло. Особое внимание было обращено на самое знаменитое произведение мастера – гигантскую статую «Рабочий и колхозница», первоначально венчавшую павильон Советского Союза на международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь» в Париже (1937, архитектурный проект Б.М. Иофана). Автор подчеркивал ту колоссальную идеологическую нагрузку, которую приняло на себя это сооружение, оказавшееся в прямом смысле слова лицом к лицу с павильоном гитлеровской Германии. Живым, сложным, творческим человеком предстает на страницах исследования сама Вера Игнатьевна.

На протяжении 1970-х годов П.К. Суздалев работал над темой, которая, на первый взгляд, выпадает из привычного круга интересов исследователя. Эта тема – творчество М.А. Врубеля. По воспоминаниям младшего коллеги П.К. Суздалева, М.Ф. Киселева, Петр Кириллович был всецело поглощен своим трудом о Врубеле. По публикациям в искусствоведческой периодике можно проследить, как складывалась работа. Творчество М.А. Врубеля хронологически принадлежит к тому же периоду рубежа XIX – XX веков, которым с самой молодости занимался исследователь. Однако по своему характеру оно относится к иной сфере художественной культуры, чем творчество ранее изученных автором мастеров. Такое расширение круга интересов может свидетельствовать о большом творческом потенциале самого исследователя, о его зрелой уверенности в своих силах при обращении к столь сложной и богатой творческой личности, какой, несомненно, был Врубель.

На протяжении нескольких лет выходят из печати три книги П.К. Суздалева: «Врубель и Лермонтов» (1980), «Врубель. Музыка. Театр» (1983), «Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод» (1984). Последний труд оказался последним в прямом смысле слова: он был опубликован в год смерти П.К. Суздалева. В 1991 году появилась его книга «Врубель», представляющая собой сокращенный вариант всех трех книг о художнике, составленный М.Ф. Киселевым. В своих работах П.К. Суздалев рассматривал личность и творчество Врубеля в широком историко-художественном контексте. Он обращался к философским течениям того времени, к проблемам литературы, живописи, музыки, театра. Исследователь касался практически всех областей деятельности художника.

На протяжении двадцати четырех лет Пётр Кириллович руководил кафедрой истории искусства. Он нес этот нелегкий груз, сочетая административные обязанности с большой педагогической и научной работой. Сам факт, что он четырежды был переизбран на должность заведующего кафедрой, говорит об успешности его деятельности на этом посту. В его личном деле сохранились стенограммы заседаний кафедры, когда решался вопрос о его очередном переизбрании. Деловой тон обсуждений, конкретность намечаемых задач, открытое обсуждение имевшихся недостатков в работе кафедры характеризовали П.К. Суздалева как опытного и внимательного руководителя, умевшего поддержать дееспособность кафедры на должном уровне. Так, выступая в апреле 1981 года на совместном заседании Совета художественно-графического факультета и кафедры истории искусств, посвященном переизбранию его на должность заведующего кафедрой на новый срок, он четко сформулировал задачи кафедры, которые во многом не утратили своей актуальности и в настоящее время. На первое место он поставил задачу расширения сферы деятельности кафедры истории искусств на факультете и в институте. Он считал необходимым ввести чтение краткого курса истории искусства на различных факультетах. В годы его заведования такие курсы читались на шести факультетах (ныне – на одном). Пётр Кириллович также считал необходимым поднять требования к успеваемости студентов и их подготовленности по истории искусства. Он постоянно обращал внимание руководства института на необходимость улучшения оборудования кафедры для проведения учебного процесса.

Многочисленные отзывы бывших студентов ХГФ говорили о неизменном интересе к курсам истории искусства, которые читались сотрудниками кафедры. Здесь работали специалисты высокой квалификации, нередко имевшие опыт сотрудничества с ведущими художественными музеями и научно-исследовательскими искусствоведческими институтами. Вместе с тем П.К. Суздалев привлекал к работе и начинающих преподавателей, порою сам приглашал способных молодых исследователей заняться педагогической работой. В небольшом дружном коллективе умели радоваться достижению каждого, и эту доброжелательную атмосферу во многом создавал сам заведующий. Его коллеги отмечали подлинную ненависть Петра Кирилловича к бюрократическим ненужным «бумажкам». Он стремился направлять свои силы на главное – учить и воспитывать студентов.

Должность П.К. Суздалева предполагала и большую работу с аспирантами. Имея степень доктора искусствоведения и ученое звание профессора, Пётр Кириллович фактически нес основную тяжесть нагрузки по подготовке аспирантов кафедры. Так, за пятилетие его заведования с 1976 по 1981 годы были защищены три кандидатские диссертации и еще две были намечены к защите в 1981 году. Всего же за годы заведования под руководством П.К. Суздалева было подготовлено более двадцати диссертаций.

Собственные научные интересы Петра Кирилловича нередко разделялись его непосредственными учениками. Однако круг тем аспирантских исследований был гораздо шире. Большое внимание уделялось изучению особенностей национальных художественных школ, являвшихся составной частью советского многонационального искусства. Как научный руководитель, П.К. Суздалев был очень требователен, и это способствовало успехам его учеников. И сам Пётр Кириллович, и руководимая им кафедра постоянно привлекались к рецензированию печатных работ и диссертаций из других учебных заведений, достойно представляя высокий научный уровень своего факультета.

Будучи одним из ведущих специалистов в области советского изобразительного искусства, П.К. Суздалев привлекался к чтению лекций за рубежами Советского Союза. Во время заграничных командировок он посетил различные европейские страны, что в 1960-1970-е годы было явлением не столь уж частым. С 1976 года и до конца жизни Пётр Кириллович также был членом Комиссии Совета Министров РСФСР по присуждению государственных премий.

Общественно-политическая биография П.К. Суздалева весьма характерна для людей его поколения. Как указано в его личном деле, в марте 1940 года он вступил в ряды ВЛКСМ. В 1943 году, уже будучи студентом МГПИ, он был принят сначала кандидатом, а затем членом ВКП(б). Его партийная деятельность была тесно связана с работой партийной организации художественно-графического факультета МГПИ имени В.И. Ленина. С мая 1981 года он находился на посту секретаря партбюро ХГФ.

В последние годы жизни, после переизбрания П.К. Суздалева в 1981 году на новый пятилетний срок на должность заведующего кафедрой истории искусств, он продолжал свою активную многостороннюю деятельность. Кафедра имела прочные традиции, укрепившиеся за годы его заведования. Пользовались большим уважением ветераны кафедры, такие, например, как А.М. Лавров, выпускник факультета 1952 года, заслуженный работник культуры РСФСР. Происходил и естественный процесс обновления состава преподавателей. Так, в начале 1980-х годов поступил на работу Андрей Александрович Карев, доктор искусствоведения, профессор МГУ, не прекративший сотрудничества с кафедрой истории художественной культуры.

Успешная научная и педагогическая деятельность Петра Кирилловича Суздалева была отмечена Почетной грамотой Министерства высшего и среднего специального образования в связи со столетием со дня основания МГПИ имени В.И. Ленина (1972); почетными грамотами Министерства просвещения СССР, Чувашского педагогического института, МГПИ имени В.И. Ленина, дипломом Министерства просвещения РСФСР.

Начало 1984-1985 учебного года не предвещало серьезных изменений в жизни кафедры. Однако, потрясением стала скоропостижная смерть Петра Кирилловича 17 ноября 1984 года.

Источники:

Архив МГПИ имени В.И. Ленина-МПГУ. Личное дело П.К. Суздалева.

https://mpgu.su/scientists/suzdalev-petr-kirillovich/

Дорога памяти. https://1418museum.ru/heroes/25278257/

ЦАМО. Учётно-послужная картотека. Шкаф 200. Ящик 20

https://poisk.re/person/officers/9691239

https://www.livelib.ru/author/451525-petr-suzdalev

https://vuzdoc.org/188149/kultura/yablonskaya

 

Материал подготовил:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,

подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.

 

18 / 11 / 2022

Показать обсуждение