«Для всего обыденного, бытового у меня была правая рука, а для рисования и живописи — для искусства – левая. Для «Бога» – левая, для «Маммона» – правая, как я говорил потом, когда понял всю величину и значение для меня искусства».
/ Д.Н. Кардовский
Дмитрий Николаевич Кардовский – русский и советский график, профессор, действительный член Императорской академии художеств, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Д.Н. Кардовский родился в многодетной дворянской семье 5 сентября (24 августа по старому стилю) 1866 года в деревне Осурово Переславского уезда Владимирской губернии, что ныне в Переславском районе Ярославской области. Его мать Мария Фёдоровна Кардовская, в молодости закончившая Строгановское училище в Москве, увлекалась живописью и вокалом. Рано потерявшая супруга, Мария Фёдоровна вынуждена была сама ставить на ноги и воспитывать пятерых детей. Дети старались всячески помогать матери, в семье поощрялись любые проявления творчества. Рисовать Дмитрий начал рано, и Мария Фёдоровна старалась всячески способствовать развитию художественных способностей сына. Первые детские занятия, проходившие под руководством местной деревенской няньки-левши, будущий живописец вынужденно запомнил на всю свою жизнь – именно она обучила его писать и рисовать левой рукой. Позднее обучением сына занялась уже сама Мария Фёдоровна, преподавшая сыну первые художественные навыки и передавшая любовь к прекрасному.
В 1875 году девятилетний Дмитрий был определен матерью в одну из гимназий города Владимира, где он по своим воспоминаниям «без конца рисовал». Образование в гимназии было классическим, все дисциплины преподавались талантливыми педагогами, воспоминания о которых будущий художник сохранил на всю жизнь. Из всех предметов более всего его увлекала история, которую в гимназии изучали по памятникам архитектуры и живописи родного края. При этом Дмитрий и в гимназии не переставал рисовать, удивляя зрелостью своих рисунков друзей и учителей. Рисовал много, увлеченно, любуясь красотой живописных окрестностей.
В 1886 году после успешного окончания Владимирской гимназии Д.Н. Кардовский по настоянию деда поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, при этом одновременно посещая занятия в Училище изящных искусств Анатолия Оттовича Гунста (1858–1919) – знаменитое в те годы Московское учебное заведение художественного профиля, ставшее первым в Москве частным художественным учебным заведением. Училище располагалось в бывшем особняке князя Урусова на углу Пречистенки с Зубовской площадью, занимая там первый и второй этажи. Здесь простое увлечение искусством юного художника переросло в профессиональный интерес, что привело Д.Н. Кардовского в мастерскую Николая Александровича Клодта (1865–1918), где учили рисунку и живописи. С 1887 по 1891 год были проведены четыре разнообразные по жанру выставки работ учащихся, причем последняя состоялась в залах Исторического музея в Москве. В 1891 году Училище изящных искусств было закрыто. В этом же году Дмитрий Николаевич успешно окончил юридический факультет Московского университета и был призван отбывать обязательную воинскую повинность.
Ещё обучаясь в стенах университета, Д.Н. Кардовский твердо решил после его окончания связать свою жизнь с искусством. Посещения Третьяковской галереи, Румянцевского музея и многочисленных выставок, на которых появлялись работы Сурикова, Поленова, Репина, постоянно давали новую пищу его увлечению, и в 1892 году он сумел выдержать сложный вступительный экзамен в Императорскую Академию художеств в Петербурге, обойдя на экзаменах многих кандидатов, имевших за плечами оконченные курсы специальных художественных училищ в провинции. Дмитрий Николаевич оказался в классе одного из лучших педагогов Императорской Академии художеств тех лет, преподавателя натурного класса, профессора Павла Петровича Чистякова (23.06/05.07.1832-11.11.1919, Казанское в г. Пушкин), получившего золотую медаль академии за историческую картину «Патриарх Гермоген в темнице».
Обучение у Чистякова длилось два года. Эти годы своего пребывания в академии новоиспеченный студент Д.Н. Кардовский провел на гипсах, позже на короткое время был переведен в натурный класс. Но в 1894 году в результате реорганизации учебного процесса, когда была произведена реформа И.И. Толстого, сопровождавшаяся сменой всего профессорско-преподавательского состава, в Академии художеств был распущен натурный класс и профессор П.П. Чистяков лишился своих учеников, уйдя преподавать в Императорское художественное училище. Студент Кардовский после просмотра работ по результатам этюдов был принят Ильёй Ефимовичем Репиным (24.07/05.08.1844-29.09.1930, Парк усадьбы Пенаты, Финляндия) в свою мастерскую вместе со студентами-живописцами А. Остроумовой (1871–1955), Ф. Малявиным (1869–1940) и К. Коровиным (1861–1939).
За время пребывания в репинской мастерской Д.Н. Кардовский получил ту серьезную школу реалистической живописи, которую позже передавал своим ученикам. Два года учился он в мастерской Репина. Будучи значительно старше своих сокурсников, имеющий свои жизненные принципы, Кардовский в то же самое время оставался на прекрасном счету у знаменитого педагога и в качестве старосты мастерской был к нему особенно близок. К сожалению, востребованный как блестящий портретист, И.Е. Репин в указанные годы большую часть своего времени посвящал творчеству, редко бывая в стенах академии и почти не занимаясь педагогической деятельностью. Студенты были предоставлены сами себе. Этих двух лет оказалось достаточно, чтобы Кардовский окончательно разочаровался в академии и методах обучения в ней. К весне 1896 года дальнейшее пребывание в мастерской Репина сделалось для студента Кардовского очевидно бессмысленным.
Весной 1896 года он сообщил своему учителю о своем желании поехать для продолжения обучения за границу. Как впоследствии рассказывал сам Кардовский, его потянуло в Европу, на учебу к мастерам. Изначальной целью поездки был выбран Париж, а учителем – знаменитый в те годы Андерс Цорн (1860–1920), мастер виртуозного, внешне блестящего импрессионистического стиля, по преимуществу в портрете. Однако в силу ряда причин Кардовский по предложению своего друга Игоря Грабаря (1871–1961) изменил конечную цель поездки, выбрав Мюнхен и известную в те годы художественную школу Антона Ажбе (1862–1905).
Именно здесь, в Мюнхене, в тесной дружбе с Игорем Грабарём и Алексеем Явленским (1864–1941), находясь в обществе русских художников Марианны Верёвкиной (1860–1938) и Василия Кандинского (1866–1944), Кардовский провел плодотворные четыре года, напряженно работая и являясь в мастерскую ежедневно в восемь часов утра. Обучаясь в школе Ашбе, Кардовский в 1898 году поставил декорации для немецкого театра на пьесу Л.Н. Толстого «Власть тьмы», дав детальные зарисовки грима и костюмов для всех действующих лиц, а также рисунки обстановки.
В 1901 году он снова обучался в Академии художеств у Репина. В 1893 году получил 2 серебряные медали и звание художника за картину «Самсон и Далила» в 1902 году.
В 1903 году Дмитрий Николаевич расписал Вознесенский собор в Новочеркасске в духе педантически-строгого историзма. С 1903 года на преподавательской работе в Академии художеств, помощник в мастерской Репина. Один из учредителей «Нового общества художников», просуществовавшего до 1917 года.
С 1907 года профессор Академии художеств, имел собственную мастерскую. С 1911 года – действительный член Академии художеств. В 1918 году Д.Н. Кардовский основал объединение художников, названное «Цех живописцев Святого Луки».
В 1919 году Дмитрий Николаевич жил в Переславле-Залесском в своей усадьбе; член Переславль-Залесского научно-просветительного общества. В 1920 году он переехал в Москву, где преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, по 1930 год), параллельно с этим, с 1922 года, работал в студии Ксаверия Павловича Чемко.
С 1925 по 1928 год Д.Н. Кардовский работает в Российской государственной библиотеке искусств (бывшей театральной), возглавляя отдел Декоративно-прикладного искусства (ДПИ). 7 июля 1926 года, получив лошадь и тележку из Переславского районного исполкома, М.И. Смирнов вместе с Дмитрием Николаевичем и фотографом отправились в Горки, чтобы сделать эскизы усадебного дома. Пробыв там почти весь день, Д.Н. Кардовский сделал несколько зарисовок, по которым написал картину «В.И. Ленин в Горках на р. Шахе Переславль-Залесского уезда 1894 г.» по заказу и проекту Государственного Переславль-Залесского историко-художественного музея для его Красного уголка. В Переславском музее картина находится до настоящего времени. В 1927 году написал картину «Заседание Совета народных комиссаров под председательством В. И. Ленина», изображающую последнее выступление Ульянова (Ленина) 22 октября 1922 года.
С 1929 года – Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1933-1934 годах Дмитрий Николаевич преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В 1929 году в Москве прошла «Выставка картин московских и ленинградских художников, посвящённая 25-летию художественной и педагогической деятельности профессора Д.Н. Кардовского».
Способность проникнуть во внутреннюю атмосферу литературных произведений, постичь характеры действующих лиц и образно передать это в рисунках, сделали его иллюстрации превосходными и во многих случаях непревзойденными (“Каштанка” А.П. Чехова, “Невский проспект” Н.В. Гоголя, “Горе от ума” А.С. Грибоедова). Иллюстрации Кардовского украсили книги Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Крылова. Л. Леонова, Д. Дефо и других писателей. Д.Н. Кардовский – педагог воспитал блестящую плеяду художников – графиков. У него учились Д.А. Шмаринов, В.П. Ефанов, Б.А. Дехтерев, Н.Э. Радлов, К.И. Рудаков, П.И. Шиллинговский, А.Е. Яковлев, В.И. Шухаев и многие другие.
В 1941-1943 годах Д.Н. Кардовский жил в своём доме в Переславле-Залесском, где Дмитрий Николаевич и скончался. В 1954 году дочь художника Екатерина Кардовская передала усадьбу в дар республиканскому Союзу художников. Неподалеку от старинного дома позднее построили небольшую гостиницу и пищеблок для приезжающих в Переславль художников и скульпторов. Этот комплекс сегодня называется «Дом творчества имени Д.Н. Кардовского».
Женой Д.Н. Кардовского была Ольга Делла-Вос-Кардовская (02.09.1875-09.08.1952, Богословское кладбище Санкт-Петербурга), художник и график. Дочь Екатерина (28.02.1900-09.10.1985, Богословское кладбище Санкт-Петербурга) – жена академика медицины Петра Николаевича Весёлкина (24.06/07.07.1904-00.00.1984, Богословское кладбище Санкт-Петербурга). Внук – Весёлкин Николай Петрович (10.01.1937), академик Российской академии наук, доктор медицинских наук.
Д.Н. Кардовский скончался 9 февраля 1943 года. Покоится на территории Переславского Горицкого монастыря – музея, в создании которого принимал активное участие. Память о художнике бережно сохраняется на его родине. В 2016 году во Владимире была обнародована гражданская инициатива по присвоению имени академика Д. Н. Кардовского Детской художественной школе и установке на здании бывшей мужской гимназии мемориальной доски работы скульптора Ильи Шанина. В Переславле-Залесском часть основной улицы (Советская-Кардовского-Московская) носит имя Д.Н. Кардовского.
Источники:
https://litrossia.ru/item/9276-bolshoj-yubilej-dmitriya-kardovskogo/
http://projects.museumpereslavl.ru/studia_chemko/
https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-217/
https://vladmuseum.ru/ru/virtual/kardovskij/
https://www.museumpereslavl.ru/ru/museum/exhibit/virtual/dellavos/index.html
https://yarwiki.ru/article/897/kardovskij-dmitrij-nikolaevich
https://vokrugknig.blogspot.com/2021/09/blog-post_05.html
Сборник статей о Д.Н. Кардовском: http://pki.botik.ru/show-section.php?p
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.