«Ближайшая задача преподавания русского языка в школе – подготовить вполне грамотных людей, владеющих основами науки о языке, разбирающихся в явлениях речи и умеющих претворять эти знания в навыки собственной речи, вполне грамотной и литературной. Но эта задача не является единственной. Перед преподавателем русского языка стоит и другая, не менее важная задача – поднять общий культурный уровень учеников посредством преподаваемого им предмета. Не только через чтение художественных произведений, научно-популярной и деловой литературы и т.д. мы поднимаем общий культурный уровень учащихся, но и уроки грамматики, и уроки по развитию устной и письменной речи способствуют тому же подъему общего культурного уровня».
/ П.О. Афанасьев
Пётр Онисимович Афанасьев – педагог, методист, основоположник звукового аналитического метода педагогики для детей начальной школы, преподаватель педагогического факультета 2-го МГУ, Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени А.С. Бубнова, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка МГПИ имени В.И. Ленина.
П.О. Афанасьев родился 13 (1 февраля по старому стилю) февраля 1874 года в семье протоиерея Онисима Афанасьева в селении Апанасово-Темяги Тетюшского уезда Казанской губернии, куда ещё в начале 1870-х годов на службу настоятелем местной церкви был направлен его отец, выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии. Пётр Онисимович – старший брат видного революционера и общественного деятеля Василия Анисимовича Анисимова (00.00.1878-25.04.1938, п. Коммунарка Московской области), двоюродный дед писателя Владимира Ильича Амлинского (22.08.1935-30.11.1989, Кунцевское) и композитора, учёного-физика Владимира Анисимова.
После окончания Симбирской чувашской учительской школы в 1890 году Пётр Онисимович стал работать учителем начальной школы в селе Богдашкино Симбирской губернии. С 1892 по 1898 год он обучался в Симбирской духовной семинарии, а в 1903 году – в Московской духовной академии. С 1903 года преподавал в Симбирской, с 1905 по 1909 год – в Рязанской, с 1912 по 1914 год – в Поливановской учительских семинариях, а также с 1909 по 1912 год в Ярославском учительском институте.
В 1906 году П.О. Афанасьев окончил экстерном Императорский Казанский университет и с 1918 года работал преподавателем в педагогических вузах и научным сотрудником в научно-исследовательских педагогических учреждениях Москвы. Одновременно он сотрудничал с различными изданиями, в частности с «Вестником воспитания», «Педагогическим вестником», часто публиковал свои статьи и в «Журнале МНП», где выступал с критикой официальных проектов школьно-просветительской системы для инородцев Поволжья. Свой большой опыт по обучению русскому языку в национальной школе П.О. Афанасьев обобщил в «Методических очерках о преподавании родного языка» (1914). Изложенные в этой работе методические идеи о поэтапном построении курса, главенствующей роли грамматики, типологии акцента и учёте особенностей системы родного языка учащихся впоследствии развиты им в «Методических указаниях к обучению русской грамоте нерусских учащихся» и «Грамматических таблицах по русскому языку Для нерусских школ» (1938).
После Октябрьской революции Пётр Онисимович активно включился в строительство новой школы. Он настаивал на принципиальной реконструкции учительских программ по русскому языку в духе идей трудовой школы, на преодолении сложившихся традиций с искусственной подачей материала, с преобладанием готовых образцов и правил.
Духовному становлению ребёнка, по его мнению, могли способствовать только активно-творческие методы преподавания, основанные на деятельностном подходе к лингвистическим явлениям, на преимущественном интересе к коммуникативной стороне языка. П.О. Афанасьев один из самых ярких и последовательных педагогов наряду с Константином Дмитриевичем Ушинским (19.02/03.03.1823-22.12.1870/03.01.1871, кладбище Выдубицкого монастыря в Одессе), который приравнивал язык к одному из видов индивидуального и социального творчества человека. Он считал, что главное внимание должно быть направлено на естественное развитие речи учащихся, формирование умений самобытно и самостоятельно выражать собственные мысли, выработку культуры речевого поведения в коллективе и обществе. В этом он был очень схож со своим братом В.А. Анисимовым, который всегда умело, самобытно и самостоятельно выражал свои собственные мысли о революционной обстановке в России на рубеже XIX и XX веков.
С 1917 по 1918 год П.О. Афанасьев преподавал в Рязанском учительском институте, с 1918 по 1922 год – Поливановском педагогическом техникуме, с 1919 по 1920 год – в Институте народного образования в Москве, с 1910 по 1926 год – в Московской высшей педагогической школе. С 1920 года преподавал на педагогическом факультете 2-го МГУ, затем в МГПИ имени А.С. Бубнова, в МГПИ, а также с 1926 по 1929 год – в Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской.
Несмотря на большой вклад в педагогическую науку Пётр Онисимович получил должность профессора только в 1938 году и лишь в 1940 года ему были присвоены степень доктора педагогических наук и звание профессора.
С 1944 года П.О. Афанасьев являлся профессором МГПИ имени В.И. Ленина, где до последних дней жизни преподавал методику русского языка. В 1944 году вышел в свет его основной труд «Методика русского языка в средней школе: Учебник для педагогических и учительских институтов». Среди других изданных работ: Методические очерки о преподавании родного языка (1914), Путеводитель по вопросам преподавания родного языка в трудовой школе (1922), Методика родного языка в трудовой школе (1923), Активно-трудовой метод обучения (1923), Родной язык в трудовой школе (1924), Первые шаги обучения (1925), Читай, пиши, считай: Букварь с материалом для чтения, письма и счета (1925-1930), Краткая методика родного языка (1925), Как обучать грамоте (1927), Методика русского языка (1928), К вопросу о методологии и методике русского языка (1929), Методика русского языка в образцах и проработках: Пособие для педагогических техникумов и учителей школ 1-й ступени (1930), Система методики русского языка как научная дисциплина (1931), Букварь (1933), Учебник русского языка для начальной школ (1933), Сборник систематических диктантов: Пособие для учителей начальной школы (1934), Грамматические таблицы по русскому языку для нерусских школ (1938), Учебник русского языка для начальной школы (1940), Хрестоматия по истории методов преподавания русского языка в начальной школе (1941).
Пётр Онисимович был женат на дочери профессора по кафедре гомилетики и истории проповедничества Московской духовной академии Василия Фёдоровича Кипарисова (28.03/09.04.1849-28.01/09.02.1899, Кокуевское Всесвятское кладбище, Сергиев Посад), Ольге Васильевне.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны, будучи уже не молодым человеком П.О. Афанасьев заболел.
Пётр Онисимович Афанасьев скончался 20 августа 1944 года. Покоится на 19 участке Введенского кладбища.
Источники:
https://mpgu.su/scientists/afanasev-petr-onisimovich/
https://famous-birthdays.ru/data/01_fevralya/afanasev_petr_onisimovich.html
http://enc.cap.ru/?t=prsn&lnk=910
https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunskij/professor-v-f-kiparisov/
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, заместитель председателя Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы, ветеран боевых действий.