Виктор Сергеевич Молчанов – участник Великой Отечественной войны, доцент Московского государственного заочного педагогического института, кандидат филологических наук, фотохудожник, фотокорреспондент, литератор и краевед.
В.С. Молчанов родился 16 августа 1910 года в многодетной семье священника, протоиерея московского Рождественского монастыря Сергий Молчанова (20.09/03.10.1866-06.05.1932) и Марии Александровны (1868-1961). Один из его предков – дед Алексей Филиппович Молчанов – похоронен на церковном кладбище у собора Николая Чудотворца в с. Рогачёве Дмитровского района.
Воспоминания Виктора Сергеевича об отце – протоиерее Сергие Молчанове, были им переданы Московскому Богородице-Рождественскому ставропигиальному женскому монастырю в 1998 году и подписаны его рукой: «Июль 1998 года. В. Молчанов». Старинные фотографии из семейного архива любезно предоставлены дочерью В.С. Молчанова Натальей Викторовной и вдовой Виктора Сергеевича Александрой Борисовной (в девичестве Бураго 03.06.1922-2011), выпускницей филологического факультета МГПИ имени В.И. Ленина.Виктор Сергеевич не скрывал, что его отец – священник Русской Православной Церкви. «Я горжусь своим отцом, так как знаю: все лучшее, что есть во мне, – дал мне он», – говорил Виктор Сергеевич об отце в те годы, когда это свидетельство требовало большого мужества и силы духа. На жизненном пути Виктора Сергеевича поддерживали супруга Александра Борисовна и мать – Мария Александровна.В.С. Молчанов передал своим близким любовь и уважение к отцу Сергию и почтительное отношение к Церкви. В семейном фотоальбоме, посвященном 100-летию со дня рождения протоиерея Сергия Молчанова, Виктор Сергеевич поместил свое «Слово об отце», которое он составил в 1966 году. Текст «Слова» передала упомянутому монастырю Александра Борисовна Молчанова.
«Мой отец был священником, т.е. на первый взгляд его профессия меньше всего может назваться трудовой. Но первое, что он воспитал во мне, была любовь к труду, отвращение к праздности. Не просто к труду приучал он нас, но именно любить труд, искать его постоянно, в труде видеть высшую радость и счастье. Второй оставленной мне им заповедью была – правда. «Говори всегда правду!». Ничто не приводило его в такое раздражение, как обман, ложь, неправда. Обычно добродушный, веселый, в хорошем настроении, он делался неузнаваемо гневным, даже грозным, когда ему говорили неправду.
Зато как радовался он всякому искреннему раскаянию, как добрело выражение его глаз, появлялась улыбка и свойственное ему доброе настроение. Все мои провинности прощались, и все становилось хорошо.
Отец мой любил людей, он был общественным человеком. В силу своей профессии он был хорошим оратором. Прихожане любили его, особенно, когда он говорил проповеди. Я редко встречал священнослужителей, которые были бы так искренне религиозны, как мой отец. Его искренняя, убежденная вера подкупала меня, и, …я на всю жизнь, вспоминая отца, сохранил теплое чувство ко всем искренне верующим людям.
Отец сумел воспитать во мне эстетическое чувство, обращая мое внимание на поэтическую сторону религии: на ее связь с природой, ее традиционные, глубоко народные обряды, как цветы и березки в Троицын день, освящение яблок на Преображение, Крещение и масленица, Великий пост и Светлая заутреня с ночным крестным ходом, церковное пение и музыка колокольного звона. Все это не могло пройти бесследно для меня, и осталось в памяти как фундамент для всего моего дальнейшего эстетического развития.
Отец мой был образованным человеком, он много читал и благоговел перед наукой. Его религиозность не противоречила желанию познать мир. Его страсть к труду включала в себя также и познание, ибо учение невозможно без труда.
Отец был педагог по профессии (законоучитель) и по призванию. Все, что он знал сам, считал должным отдать другим. Он был гражданином своей страны и до, и после революции, и чувство гражданского, общественного долга, столь сильно и остро развитое в нем самом, он передал нам, своим детям. Я горжусь своим отцом, так как знаю: все лучшее, что есть во мне, дал мне он».
Как явствуют строчки из этого письма, влияние отца на жизнь Виктора Сергеевича было огромно. В детстве он был очень религиозен. В маминой спальне целая стена была занята большим киотом с иконами и постоянно теплящейся лампадой перед ними. Каждый день у взрослеющего мальчика начинался с молитвы, во время которой мама учила его, стоя на коленях перед Ликом Спасителя, молиться о том, чтобы Он сохранил всех домочадцев и послал всем людям счастье и благополучие. Он рано почувствовал, какой большой поэзией наполнена человеческая жизнь, история человечества, какой глубокой мудростью пронизаны две первые серьезные книги, с которыми знакомил его отец. Отец преподавал Закон Божий в гимназии, и Виктор Сергеевич учился по гимназическим учебникам, которые поражали его прекрасными иллюстрациями. Воспринятая в детстве поэзия Священного Писания, романтика священной истории, философская глубина учения Христа остались в Викторе Сергеевиче на всю жизнь.
Когда В.С. Молчанову исполнилось 7 лет, отец стал приучать его ходить в церковь на все службы. Отец хотел, чтобы Виктор готовился стать впоследствии священником. Но вскоре произошла революция, после которой многое изменилось. Отец продолжал служить в церкви, но чтобы получать так же, как и все, продовольственные карточки, поступил по совместительству работать бухгалтером на склад Наркомздрава, куда его устроил старший сын Александр.
Особые чувства испытывал Виктор Семёнович к своей маме, своим родным и близким. Об этом он признавался в своём письме такими строчками: «…не могу не сказать несколько слов и о своей матери – Молчановой Марии Александровне, верной спутнице, друге и помощнице отца. Он была главой нашей большой многодетной семьи (из 10 рожденных ею детей трое умерли в раннем возрасте). Все заботы о семье лежали на маме. У нас царила дружная, любовная атмосфера, которую неизменно поддерживала она. Мама была глубоко религиозным человеком и всех семерых детей воспитала в христианском духе. Многих детей пережила, каждую потерю воспринимала тяжело, но смиренно, как истинная христианка. Ныне из всей семьи нас осталось двое: я и моя сестра Евгения. Мы свято храним память о своих родителях и все их заветы».
И то, что Виктор Сергеевич стал фотографом, – заслуга его отца. «Летом 1926 года папа подарил мне сохранившийся у него ещё с дореволюционных лет фотоаппарат «Кодак». Мой отец начал заниматься сам любительской фотографией ещё за два года до моего рождения. В его альбомах сохранилось много фотографий, сделанных им начиная с 1908 года. Самый лучший его аппарат, камеру 13х18, в голодные годы пришлось обменять на продукты, а маленький «Кодак» уцелел, так как за него ничего не давали. Даря мне этот аппаратик, папа говорил: «Вот тебе аппарат, но к нему ничего нет; на чём ты будешь снимать – не знаю». Аппаратик был плёночным. Увидев, как работают уличные фотографы (они снимали прямо на бумагу), я купил небольшую пачку фотобумаги и зарядил один лист в аппарат. Папа отнёсся скептически: «Ничего у тебя не выйдет». Но я не отступил. Когда я достал всё нужное для проявления, установил аппарат в окне, навёл его на колокольню нашего монастыря и сделал снимок. Для проявления устроился в тёмном чулане. Когда при свете красного фонаря неожиданно для меня на листке фотобумаги появилось очень чёткое изображение колокольни, я испытал такой прилив радости, что, забыв даже о том, что нужно после проявителя положить бумагу с изображением в закрепитель, выскочил из чулана и с торжествующими криками: «Папа! Папа! Смотри, как у меня получилось!» − побежал к нему… Папа всячески поощрял мои занятия фотографией, особенно когда я научился делать диапозитивы. Он подарил мне очень старый диапроектор, которым я пользовался потом всю свою жизнь и берегу до сих пор. Я сделал много фотопортретов отца, снимая его до самых последних дней его жизни. Серьёзное увлечение фотографией отвлекло меня от церкви». Отца начиная с 1929 года преследовали, сослали, в 1931 году, уже смертельно больному, разрешили жить у дочери, начальник милиции написал бумагу: «Разрешаю жить здесь до встатия с постели».
В.С. Молчанов не получил специального образования в силу социального происхождения (сын священника), да и особых материальных возможностей у него никогда не было. В юности он начал увлекаться фотографией, а в 1932 году поступил на работу в Фотохронику ТАСС, где окончил курсы фотокорреспондентов в 1937 году.
В.С. Молчанов и на фронтах Великой Отечественной войны оставался фотографом. В первые месяцы войны во время боевых действий под Ржевом по заданию начальника штаба 31-й армии ВВС развернул полевую фотолабораторию, летал с разведчиками в тыл врага, производил аэрофотосъемку. Будучи контужен в бою, по выходе из госпиталя, с 1942 года служил в 17-м запасном авиационном полку начальником фотослужбы. Сначала в Перми, потом в Пензе, где ему было присвоено офицерское звание младшего техника-лейтенанта. 17-й запасной авиаполк готовил летчиков-истребителей для фронта. Опытный фотограф там был очень нужен. Уже тогда, чувствуя склонность к пейзажной фотографии, каждую свободную минуту Виктор Сергеевич использовал для съемок богатой уральской природы. В Пензе он встретил День Победы. В начале 1946 года демобилизовался из армии по состоянию здоровья.
В Талдомский край Виктор Сергеевич впервые попал в середине 1950-х годов, был 26 июля 1957 года на открытии мемориальной доски М.М. Пришвину в деревне Костино (об этом упоминает в статье «Где жил М.М. Пришвин» И.С. Романов), работал над фоторассказами о Михаиле Михайловиче Пришвине.
В семье Молчановых хранится фотоальбом, посвященный незабываемым для В.С. Молчанова дням Великой Отечественной войны. Одна из последних страниц альбома озаглавлена автором: «Из войны – в литературу».
Судьба привела Виктора Сергеевича в Государственный Литературный музей, директором которого был в то время Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, доброжелательно встретивший демобилизованного офицера. В.С. Молчанов вспоминал: «Бонч-Бруевич доброжелательно протянул мне руку:
– Прекрасно, прекрасно! Сразу вижу: Вы энергичный человек, нам такой и нужен. Где воевали?
– В начале войны – под Ржевом, потом, после контузии, служил в запасном авиаполку на Урале.
– Прекрасно. Теперь послужите у нас, во славу русской литературы».
Так началась служба Виктора Сергеевича «во славу русской литературы», длившаяся всю оставшуюся жизнь. В Литературном музее, куда В.С. Молчанов входил, по его собственным словам, «как в храм, с чувством преклонения перед красотой», он прослужил четверть века, до ухода на пенсию в 1970 году.
С 1951 года он являлся заведующим фотолабораторией музея. Именно там он из фотографа-профессионала, фиксирующего события, становился фотографом-художником. Русская литература и художественная фотография взаимно обогащали друг друга. На юбилейном вечере в ЦДЛ в связи с 80-летием Виктора Сергеевича писатель Владимир Солоухин сказал: «Виктору Сергеевичу повезло: он обрел любовь к русской литературе. Но и литературе русской тоже повезло: у нее есть теперь такой замечательный художник».
Главным в творчестве В.С. Молчанова стала пейзажная фотография. Он изобретатель нового жанра, который сам назвал фото-рассказом. Позднее это стали называть слайд-фильмом. Основная особенность родившегося жанра – максимальное созвучие словесных и зрительных образов. Виктором Сергеевичем создано более пятидесяти таких фото-рассказов. Все они сейчас находятся во многих литературных музеях: А. Блока, М. Пришвина, К. Паустовского, С. Есенина, Л. Толстого и др. В.С. Молчанов успешно выступал с ними в самых разных аудиториях. Но, к сожалению, они неповторимы и уникальны, как картины великих живописцев, это плоды индивидуального творчества, не соответствующие современным требованиям показа и тиражирования.
Работа в Литературном музее дала возможность Виктору Сергеевичу посетить совместно с научными сотрудниками многие места, связанные с жизнью русских писателей, в результате чего был создан фонд ценнейших фотографий.
В 1949 году он побывал в селе Верхнее Аблязово Пензенской области – на родине А.Н. Радищева; в 1951 году – в Архангельске и Холмогорах, родных краях М.В. Ломоносова; в 1952 году отправился в трехдневную командировку на Орловщину, по тургеневским местам; на Украине в эти же 1950-е годы посетил места, связанные с творчеством Н.В. Гоголя, В.Г. Короленко, А.С. Макаренко, а в Краснодоне успел застать родителей почти всех главных героев «Молодой гвардии» А. Фадеева.
Особый постоянный интерес В.С. Молчанов проявлял к А.С. Пушкину: Михайловское, Тригорское, Святые Горы он снимал и летом и зимой, пережил и свою болдинскую осень. А в возрасте творческой зрелости верно служил А. П. Чехову, помогая возрождению Мелихова, где в 1960 году, к 100-летию писателя, был открыт мемориальный музей. Так что, подводя итоги творчества фотографа-художника В.С. Молчанова, журналисты справедливо называли его «очарованным странником».
Не чужд был Виктору Семёновичу и жанр портрета. Долгая жизнь подарила ему много интересных встреч. Он фотографировал И. Андроникова, А. Твардовского, М. Шолохова, К. Паустовского, Л. Кассиля, С. Маршака, Л. Леонова, Д. Бурлюка и многих других писателей. Работал фоторепортером на II съезде советских писателей в 1954 году. Встречался с М. М. Пришвиным, следовал советам Михаила Михайловича, бывшего, как известно, тоже прекрасным фотографом. И оставил не только его портреты, но и воспоминания о нем.
Художник К.Ф. Юон, актёр Николай Охлопков, пианист Святослав Рихтер, кинорежиссер Александр Довженко, турецкий поэт Назым Хикмет также увековечены фотоаппаратом В.С. Молчанова.
Виктор Семёнович всегда был в творческих исканиях: успешно осваивал способы работы старых мастеров, овладев техникой имитации дагерротипов; искусно раскрашивал фотографии акварелью и другими красками. Вообще любую фото-имитацию под подлинник он делал виртуозно. Его работы, которые и сегодня люди без специальной подготовки с трудом отличают от оригиналов, хранятся и выставляются, например, в экспозициях московского музея Л.Н. Толстого или музея А.П. Чехова в Мелихове.
Фотографии В.С. Молчанова не раз появлялись в печати. Всех публикаций не перечислить. Впервые его снимки были напечатаны в небольшой книжечке «Фотолюбитель-краевед» (М.: «Искусство», 1956). Регулярно печатались в журнале «Советское фото», в различных изданиях, посвящённых природе Подмосковья и творчеству отдельных писателей.
В книге С.А. Морозова «Советская художественная фотография» (М.: «Искусство», 1958) В.С. Молчанов назван «искусным мастером русских пейзажей», а его фотографии – «безукоризненно выполненными лирическими этюдами, от которых веет обаянием родной природы». «В. С. Молчанов, – делает вывод автор, – по заслугам может быть отнесён к лучшим нашим пейзажистам».
Затем, через пять лет, он опять приезжал в пришвинские места вместе с писателем А. Тимротом, который собирал материал для книги «Пришвин в Московском крае» (М., 1973) (в ней есть фотографии и В.С. Молчанова).
Познакомившись в декабре 1968 года с другом С.А. Клычкова литератором Петром Алексеевичем Журовым, Виктор Сергеевич заинтересовался творчеством Сергея Антоновича, а в середине восьмидесятых годов показал на экране свои первые иллюстрации к стихотворениям Клычкова.
С 1986 года он начал посещать и фотографировать Клычковские места: побывал на реке Дубне, на родине поэта в деревне Дубровки, в Талдоме, на Клычковских литературных праздниках. Познакомился с земляками и родственниками поэта, с их домашними архивами, а также с сотрудниками ИМЛИ РАН, занимающимися творчеством С.А. Клычкова и его окружения. Благодаря этой работе появились два фоторассказа (слайд-фильма): «Из жизни С. Клычкова» (1989) и «На родине С. Клычкова», в которых перед нами оживают страницы жизни и творчества поэта, его лирические образы.
Большой вклад В.С. Молчанов внёс в изучение блоковского Шахматова, чему свидетельство – комплект его фотооткрыток «Я верен голосу природы» (пейзажи блоковского Подмосковья) (Москва, «Планета», 1980), фотоиллюстрации к книгам Ст. Лесневского «Завещанное, заветное» и «Путь, открытый взорам». И, самое главное, как творческий итог – книга В.С. Молчанова «Моё открытие Шахматова» (М., 2002).
В последние годы XX века фотографии В.С. Молчанова и очерки о нём публиковались в журнале «Наше наследие». А в 1999 году в издательстве «Прогресс-Плеяда» вышел фотоальбом «В путь, открытый взорам» – Блоковское Подмосковье в фотопейзажах В.С. Молчанова.
Фотографии Виктора Семёновича представлены почти во всех литературных музеях России. Материалы его архива переданы в ИМЛИ имени Горького и в музеи тех писателей, чьё творчество было Виктору Сергеевичу наиболее близко.
А музей К.Г. Паустовского ежегодно в октябре месяце проводит вечер памяти Виктора Сергеевича Молчанова с демонстрацией его слайдов и рассказом о жизни и неисчерпаемом многообразии творчества этого замечательного фотографа-художника.
Благодаря прирожденному таланту и упорному самоотверженному труду он пришел к высокому мастерству фотографа-художника, а именно так называли его в последние годы века. За долгую жизнь Виктор Сергеевич многое успел сделать, оставив заметный след в фотографии XX столетия.
В.С. Молчанов был женат на Александре Борисовне Бураго (03.06.1922-2011), выпускнице филологического факультета МГПИ имени В.И. Ленина (03.06.1922 – 30.08.2011). В их семье родились двое детей: Наталья (16.01.1958; работает педагогом) и Антон (01.09.1960; ныне писатель). Родителями и ближайшими родственниками Александры Борисовны были: отец – Борис Христианович Бураго (23.10.1891), мама – Наталья Ивановна Бураго (Васильева; 1894-1942); Михаил (18.05.1903-14.03.1938), Георгий, Василий, Зинаида и Евгения (братья и сёстры отца); прадедушка – Михаил Васильевич Бураго, прабабушка – Александра Ассенкритовна Бураго; дедушка – Христофор Михайлович Бураго (30.04.1862 – 17.07.1906, поручик, начальник земской стражи Ловичского уезда в Варшаве, погиб от пули террориста, погребён в Санкт-Петербурге), бабушка – Ольга Дмитриевна Бураго (Богданова, 25.04.1863).
В.С. Молчанов скончался 19 октября 2004 года. Покоится Виктор Сергеевич на Есенинской аллее Ваганьковского кладбища, там, где покоится прах Есенина, Ширяевца, Наседкина, Городецкого, родственников Клычкова – его жены и дочери… Как отметил Станислав Лесневский, «Молчанов наделён был талантом слышать то, что древние называли «гением места», то божество, тот дух, что животворит и вдохновляет художника. В его работах природа чувствует, мыслит, переживает… Огромное количество фотоисповедей Молчанова – это целая энциклопедия русского поэтического пейзажа… И ныне познать, сохранить литературные, поэтические края России, сделать их заповедными без фотосвидетельств и фотораздумий Молчанова уже, в сущности, невозможно. Они сами стали классикой и охранной грамотой нашей земли».

Источники:
– Молчанов В.С. Персональный сайт https://pandpstudio.narod.ru/index/0-5
– Фото Молчанова В.С. https://exponat-online.ru/exhibit/1957875/?ysclid=meh4ypbecy907976166
– Творческий путь В.С. Молчанова https://pandpstudio.narod.ru/index/0-5
– Молчанова А.Б. https://goslitmuz.ru/museums/in_memoriam/11609/?ysclid=mdm03wnlx1815220023
– Бураго Александра Борисовна https://mpgu.su/novosti/vspomnim-vseh-poimjonno-svetloj-pamjati-aleksandry-borisovny-burago-03-06-1922-30-08-2011/?ysclid=mdm0ieh1pg373238540
– Алексей Шульгин. Мы рождены… https://lgz.ru/article/my-rozhdeny-vdykhaem-zhadno-prirody-moshchnye-dary
– Молчанов В. Воспоминания об отце https://mbrsm.ru/2024/05/06/viktor-molchanov-vospominaniya-ob-otce-protoieree-sergii-molchanove
– Музей-заповедник Д.И. Менделеева https://vk.com/wall-62132721_1755?ysclid=mdm0cnknnf764147815
– Вестник музейной жизни: ГЛМ / Сост. Е. Д. Михайлова, С.П. Князева. – М.:2008. С. 176–179
– Т. Хлебянкина. По лесам гуляет осень. Памяти В.С. Молчанова. – Клычковский вестник. – №22 (“Заря”, 27 октября 2004 года, с. 3) https://proza.ru/2019/08/16/1693?ysclid=m2czsk6rrc654140464
– В. Молчанов. К 100-летию со дня рождения https://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/performance/458624
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной и боевых действий.






























