Вера Сергеевна Новосёлова – выпускница факультета русского языка и литературы Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, выдающийся московский педагог, преподаватель русского языка и литературы, заслуженный учитель школы РСФСР (05.09.1947).
В.С. Новосёлова родилась 23 августа 1905 года в городе Волоколамске в семье учителя средней школы и была шестым ребёнком в семье.
Говоря я о Вере Сергеевне, нельзя не рассказать о самой семье, в которой она выросла. Ее отец – Сергей Александрович Новоселов (1860-1921), дворянин, статский советник. Среднее образование получил в Вифанской православной духовной семинарии, которая располагалась в Спасо-Вифанском монастыре под Сергиевым Посадом. В 1882 году С.А. Новоселов был принят в Московскую духовную академию (1882-1886), окончил ее со степенью кандидата богословия. Впоследствии он преподавал словесность в Волоколамском духовном училище, где занимал должность помощника смотрителя (завуча). Сергей Александрович был видным общественным деятелем города Волоколамска. Состоял товарищем председателя Волоколамского отделения Московского Епархиального Училищного Совета и участковым попечителем Волоколамского уездного комитета «Попечительство о народной трезвости», был награжден орденом святого Владимира. Человек, одаренный от природы, он был великолепным рассказчиком, любителем театра, писал стихи. С.А. Новоселов воспитал четверых детей и передал им неиссякаемый источник любви к литературе и искусству.
Мама – Елизавета Ивановна Новоселова (1871-1942), дочь потомственного священнослужителя Волоколамского Воскресенского собора Ивана Львовича Стеблева. Старшая сестра – Надежда Сергеевна Новоселова (родилась в 1894), преподавала русский язык и литературу, проработала 12 лет в Волоколамске и 20 лет в Москве. Преждевременная смерть средней сестры – Софьи Сергеевны Новоселовой (родилась в 1896), помешала ей тоже стать учительницей, жизнь ее оборвалась, когда она были студенткой-филологом. Брат – Николай Сергеевич Новоселов (1902-19.12.1941), преподаватель русского языка и литературы, писатель, литературовед, геройски погиб 19 декабря 1941 года под деревней Зайцево в Тульской области. В 1965 году в тульской газете «Коммунар», был опубликован очерк «Тульское Дубосеково», рассказывающий о подвиге взвода лейтенанта Новоселова Н.С. Двоюродный брат – Евгений Николаевич Новоселов, родился в 1900 году в селе Панюково Волоколамского уезда в семье учителей Николая Александровича (родной брат Сергея Александровича, проработал народным учителем около 25 лет, умер в 1914) и Татьяны Александровны (учительский стаж более 20 лет, умерла в 1952) Новоселовых.
В.С. Новосёлова росла веселым, подвижным, любознательным ребенком. Умела увлекать окружающих своими играми, затеями, остроумными головоломками. Когда в семье появились велосипеды, Вера с братьями совершала поездки по окрестностям: Ярополец, Осташево, Белая Колпь, Шаховская, Андреевское, Середа, Теряево, Новый Иерусалим. Можно сказать, что свой «Волоколамский уезд» она изъездила вдоль и поперек. Эта страсть к путешествию, самой все увидеть и осмотреть, узнать, как можно больше нового, Вера Сергеевна пронесла через всю свою жизнь.
Когда Вере было 11 лет она вместе с братьями издавала свой иллюстрированный журнал. Е.Н. Новосёлова вспоминала: «Эту страсть Вера Сергеевна пронесла до последних дней только вместо ранее издававшихся детских журналов они стали дневниками, очерками совершаемых путешествий заметками и газетными статьями от юношеских до зрелых размышлений. Ещё в детстве в Вере проявлялся сильный, закалённый характер, бесстрашие, самоотверженность, пренебрежение личной безопасности ради других. Страсть всё знать, самой всё видеть и осмотреть не покидала её до последних дней».
Начала учиться Вера Сергеевна в Волоколамской женской гимназии, закончила Волоколамско-Ивановский педагогический техникум. С 1923 года, сразу после окончания техникума, она и несколько её однокурсниц идут работать в детский дом. Изначально отношения с коллективом у них не складывались. Благодаря выдающейся работе и потрясающим показателям успеваемости коллеги (в основном консервативное старшее поколение) вынуждены были смириться и принять восемнадцатилетнего педагога. Об этом мы узнаём из ироничных (и самоироничных) записей в дневнике самой Новосёловой.
С 1927 года Вера Сергеевна работала учительницей начальных классов в деревне Дегунино (с 17 августа 1960 года северный район Москвы). Была членом совета избы-читальни, работала в редколлегии колхозной газеты, занималась с неграмотными, была членом райкома работников просвещения и общественным инспектором. Как лучшая учительница района в 1932 году она получила командировку на учёбу в Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина (МГПИ), на факультет русского языка и литературы. Когда она поступила туда ей было уже 29 лет, и она имела опыт педагогической работы, что выделяло её среди сокурсников. В 1934 году многотиражная газета института поместила большую статью парторга литературного факультета под названием «О Вере Новоселовой». В статье были следующие строки: «…с 1932 года Вера в пединституте. У нее по всем предметам «отлично». Своим отношением к овладению знаниями, своей общественной деятельностью выделяется из общей массы».
В 1934 году В.С. Новосёлова и её соседки по комнате создают «Коммуну-33» (33 – это номер комнаты в общежитии, где жила Вера Сергеевна и остальные члены коммуны). Первоначально участницы коммуны организовали коллективное питание, взаимную помощь при подготовке к занятиям, регулярное посещение театров, выставок, публичных лекций. Постепенно всё это объединило их в коллектив с единой целю – стремлением стать хорошими учителями, воспитателями. Среди членов коммуны сложились исключительно хорошие, тёплые отношения. Позже к ним примыкает группа студентов, которые становятся постоянными посетителями этого общежития.
13 ноября 1935 года в «Коммуне-33» появилась Наталья Рыкова. Коммуна разрастается до 8-10 человек. Однако спустя 3 года Наташа Рыкова была арестована как дочь своего отца, видного деятеля Советского государства, объявленного «врагом народа». «Коммуна-33» прекратила своё существование, так как теперь её легко могли бы посчитать «контрреволюционной организацией». Спустя 18 лет, когда Наталья Рыкова вышла на свободу, истощённая годами заключения, потерявшая близких, без жилья и работы – «Коммуна-33» возродилась, чтобы помочь подруге начать новую жизнь.
На протяжении ещё 15 лет члены этой прежней студенческой семьи постоянно встречались, спорили, обсуждали проблемы педагогического мастерства, методику преподавания литературы, делились опытом. Каждый член этого сообщества имел свою индивидуальность, свой характер, у каждого по-разному сложилась воя личная жизнь, но всех объединяло одно – интерес к улучшению воспитания и обучения молодёжи, стремление: быть учителем в высоком смысле этого слова.
После окончания с отличием института В.С. Новосёлова с 1936 по 1941 год преподавала русский язык и литературу в школе №201. Среди её учеников были Зоя Космодемьянская и её брат Шура. Она же у них была классным руководителем. Они очень любили уроки Веры Сергеевны. Для брата и сестры Космодемьянских она навсегда стала своего рода идеалом, воплотив черты, которые Зоя считала лучшими в людях. Вера Сергеевна покоряла учеников увлеченностью, глубоким знанием своего предмета, любовью к нему. Она не просто вела уроки: сама горела, сама волновалась, зажигая и волнуя тех, кто слушал ее. Она не требовала, чтобы ребята заучивали, она хотела, чтобы они понимали.
Приведём фрагмент из «Повести о Зое и Шуре»: «Она входит в класс, начинает рассказывать – и мы все понимаем: она не просто ведет урок, потому что он у нее по расписанию. Нет, ей самой это важно и интересно – то, что она рассказывает. И видно – ей не нужно, чтобы мы просто заучили всё, нет, она хочет, чтоб мы думали и понимали. Ребята говорят, что она отдает нам литературных героев “на растерзание”. И правда, она говорит: “Он нравится вам? А почему? А как, по-вашему, он должен был поступить?” И мы даже не замечаем, как она умолкает, а говорит весь класс: то один вскочит, то другой… И так хочется всё прочитать, о чём она говорит! Когда её послушаешь, потом совсем по-новому читаешь книгу – видишь то, что прежде никогда не замечала…» (Так рассказывала о своей учительнице Зоя, которая вместе с братом училась у неё с 7 по 9 класс).
Каждая встреча с любимой учительницей доставляла Зое радость. Не только из-за того, что несла открытия, новые познания. Вера Сергеевна была обаятельна в самом лучшем понимании этого слова. Назвать ее красивой было трудно. Хотя бы потому, что крупноваты черты лица. Но какое одухотворение светилось всегда в ее глазах! Волосы были роскошные: тугие жгуты кос опоясывали голову. При любых обстоятельствах держалась Вера Сергеевна свободно, естественно, без всякой позы или надменности, но с сознанием собственного достоинства. Какая-то внутренняя сила чувствовалась в ней. Одно только ее присутствие исключало проявление хамства, при ней невозможна была ложь, хвастовство, фальшивая патетика. Люди, обладавшие подобными свойствами, инстинктивно старались держаться подальше от Новоселовой. Она ведь выскажет все и при всех, не считаясь со званиями, положениями, чинами. Да, эта учительница, даже не проводя специальных уроков принципиальности и благородства, могла много дать своим ученикам. Особенно таким, как Зоя, бравшим с нее пример.
Пройдёт чуть меньше года и Вера Сергеевна будет принимать участие в опознании неизвестной партизанки, замученной фашистами. В ней она узнает свою ученицу, Зою Космодемьянскую.
В 1941-1942 годах Вера Сергеевна была инспектором школ Тимирязевского района, руководила эвакуацией детей, оставшихся в Москве. 1 декабря 1942 Вера Сергеевна вместе с группой учителей из-за конфликта с начальством в частности, с директором, в середине года уходит, хлопнув дверью, в новую школу №223, где она преподавала русский языку и литературу до 1967 года. Причины этого конфликта и по сей день остаются для нас загадкой.
В годы Великой Отечественной войны 201-ая и 223-я работали в одном здании. Это произошло из-за того, что здание школы было сильно повреждено бомбой. В.С. Новосёлова активно поддерживала связь с 201-ой. Как в годы войны, так и после.
А вот воспоминания ученицы 223-й школы А.Н. Богдановой: «Вера Сергеевна не довольствовалась тем, чтобы её ученики были только пассивными слушателями и зрителями. Пример мастеров должен был будить их собственные творческие силы. Литературные вечера, чтения, инсценировки устраивались в школе очень часто. При этом Вера Сергеевна порой принимала вид стороннего наблюдателя, предоставляя ученикам свободу в выбор материала, в подборе исполнителей и организации исполнения».
Вера Сергеевна обладала иронией, и, конечно, энтузиазмом, глубокой преданностью делу, которому она бескорыстно служила. Весь человеческий облик Веры Сергеевны и противостоял пассивности, безразличию, цинизму. Её влюблённость в жизнь, творческий настрой увлекали учеников, без лишних слов доказывали ей, что стоит жить, верить и работать, что равнодушие, пассивность перед трудностями недостойны человека. «Личный пример, правдивость, честность, борьба с фальшью, лицемерием – вот основные способы создания той атмосферы в школе, в которой должны были формироваться нравственно здоровые и стойкие люди, будущие советские граждане» – считала она.
В одном из своих интервью В.С. Новосёлова говорила: «Самое страшное в нашей работе – остановиться в своём росте, перестать откликаться на всё, чем богата жизнь, превратиться в узкого специалиста, успокоиться. Необходимы постоянная работа над собой, горячее желание работать творчески, умение дерзать, и тогда успех придёт обязательно».
Очень удавались Вере Сергеевне “воспитательные моменты” на уроке, не запланированные заранее, а возникшие стихийно. Вот ещё одно воспоминание бывшей ученицы Веры Сергеевны: «Случалось какое-то ЧП в классе. Надо действовать сразу же, по горячим следам, а не ждать специального классного часа. И Вера Сергеевна не ждала, она разражалась свойственной ей бурей на уроке. Сердце подсказывало нужные то, память и потрясающая эрудиция – примеры и своего опыта, факты из истории, из газет, литературы, и это всегда получалось вовремя, к месту, в точку и очень убедительно действовало».
Из воспоминаний тех, кто близко знал ее, работал вместе с Верой Сергеевной, учился у нее, складывается образ разносторонне способного человека, талантливого педагога. Она обладала блестящей памятью, артистически читала, рисовала, писала стихи.
В.С. Новоселова была членом ученого совета музея А.С. Пушкина, и музей для ее учащихся стал своим, родным. Были традиционными поездки в Ясную Поляну, а на лето ее ученики приглашались туда в качестве экскурсоводов. Вера Сергеевна видела в литературе могучее средство воспитания человека, воспитания в нем добра, любви к Родине. Она часто выступала в педагогической печати, на совещаниях преподавателей, указывая на недостатки в постановке преподавания языка и литературы.
В декабре 1953 года в газете «Правда» была опубликована ее статья «Русский язык и литература в школе». В ней она указывала на недостатки школьных учебников, написанных трудным для понимания учащимися языком, на пробелы в методике обучения. Позже В.С. Новоселова входит в состав комиссии по выработке программы по литературе, в работе которой принимала активное участие, являлась членом ученого методического совета Министерства просвещения РСФСР, принимала участие в работе института художественного воспитания Академии педагогических наук.
В.С. Новосёлова была невероятно светлым человеком, полным бодрости и энтузиазма. И она оставалась такой даже тогда, когда в её жизни наступило тяжёлое время болезни. Во многом её здоровье подкосила борьба за судьбу 223-й школы.
В рамках объявленной в начале 60-х годов тогда реформы образования многие школы полного цикла обучения преобразовывали в восьмилетки, подталкивая школьников к тому, чтобы стремиться не в старшие классы, а в ПТУ. 223-я школа находилась в рабочем районе Москвы, но давала десяткам юношей и девушек шанс продолжить образование в университетах. Никто не знает, сколько трудов стоила Новосёловой борьба за сохранение 9-10 классов 223-й школы, до каких руководящих кабинетов она добралась…
Она победила, школа была сохранена в том виде, в котором её создавали Вера Сергеевна и её коллеги. Но у самой В.С. Новосёловой школьная работа начала прерываться долгосрочными пребываниями в больницах, в онкологическом институте. Но даже там в ней по-прежнему было огромное количество бодрости духа и интереса к жизни. «Сложно было поверить, что это тяжело больной, обречённый человек – рассказывала преподаватель и в последствии хороший друг Веры Сергеевны. – Она, как и обычно, вела оживлённые разговоры о политических событиях, о литературе. Она рассказывала о школьных делах, которыми она продолжала жить и в курсе которых её держали сослуживцы и ученики. Она живо интересовалась соседями по больнице, которые сразу проникались к ней доверием и симпатией и делились с ней своим горем и надеждами. Она бродила по окрестностям онкологического института, расположенного за городом, водила даже целые экскурсии с такими же больными, с восхищением говорила о красивых, до тех пор не знакомых ей местах. Глядя на неё трудно было уйти от мысли, что не может быть обречённым человек, настолько исполненный жизненной силой, что эта сила не может не победить любую болезнь».
В юности Вера Сергеевна была помолвлена с сыном царского генерала Рузского, убитого в годы революции, но в то время такой брак был невозможен. На протяжении всей остальной жизни она так и не вышла замуж.
Награды В.С. Новосёловой. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 сентября 1947 года Вере Сергеевне было присвоено звание – «Заслуженный учитель школы РСФСР». Более чем сорокалетний безупречный труд В.С. Новоселовой был высоко оценен, она была награждена орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», нагрудным знаком «Отличник народного просвещения РСФСР».
Вера Сергеевна Новосёлова скончалась 11 августа 1967 года. Похоронили её на Ваганьковском кладбище вместе с мамой Елизаветой Ивановной и старшей сестрой Надеждой Сергеевной. По некоторым источникам, после 1998 года её могила была ликвидирована и в настоящее время не существует.
Источники:
– Вера Сергеевна Новосёлова: https://um.mos.ru/personalities/novosyelova/
– 210. Коллекция документов студентов МГПИ «Коммуна-33»: https://libinfo.org/index/index.php?id=42186
– Учительница Зои Космодемьянской: https://vk.com/@volok_kremlin-uchitelnica-zoi-kosmodemyanskoi
– Г. Кулакова, И. Изотова. Памятные даты. Вера Сергеевна Новосёлова: https://vcbs.ru/23-avgusta-110-let-so-dnya-rozhdeniya-very-sergeevny-novoselovoj.html?ysclid=m06tdzm3x1372378782
– Успенский В.Д. Хорошо быть молодым: https://biography.wikireading.ru/137543
– Успенский В.Д. Зоя Космодемьянская: https://www.molodguard.ru/heroes133.htm
– Л. Космодемьянская. Повесть о Зое и Шуре:
https://stalinka.info/reads/zoya-kosmodemyanskaya/povest-o-zoe-i-shure
– Думы о Зое: https://msk.kprf.ru/2023/09/10/242547/
– В.С. Новосёлова. Воспоминания друзей. – М., 1977:
https://archivogram.top/28281833-kniga_wera_sergeevna_novoselova_vospominaniya_druzey
– Новоселова В.С. Русский язык и литература в школе / В.С. Новоселова // Правда. – 1957. – 13 декабря.
– Музейно-выставочный комплекс «Волоколамский кремль». Адрес: 143600, Московская область, г. Волоколамск, улица Горвал, дом 1; Директор: Ивченков Виктор Леонидович: +7 (49636) 2-33-52, 2-31-25 Адрес электронной почты: volok-kreml@mail.ru; Страница сайта: https://volok-museum.ru/
– Муниципальное бюджетное учреждение «Волоколамский библиотечный центр»: 143600, Московская область, г. Волоколамск, улица Соборная, Бобинова Марина Николаевна: 8(49636) 2-24-23; методист Лопатухина Нина Викторовна: 8(49636) 2-45-43, 8(49636) 2-10-80; Заведующий сектором информационно-краеведческой работы – Кулакова Галина Николаевна: 8(49636) 2-45-43, 2-10-80; дом 6; Директор Адрес электронной почты: bibliovolok@mail.ru. Страница сайта: https://vcbs.ru/
– Педагогический некрополь. Новосёлова Вера Сергеевна: https://pednecropol.ru/novosyolova-vera-sergeevna/
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.