Алексей Васильевич Триселёв – выпускник Художественно-графического факультета (ХГФ) МГПИ имени В.П. Потёмкина, ветеран-труженик тыла Великой Отечественной войны, преподаватель ХГФ Московского государственного заочного педагогического института (МГЗПИ), декан ХГФ Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина – МПГУ.
А.В. Триселёв родился 8 августа 1925 года.
Имя Алексея Васильевича Триселёва находится в списке педагогов, студентов и сотрудников МПГУ – участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
В 1956 году Алексей Васильевич с отличием окончил ХГФ (вечернее отделение) МГПИ имени В.П. Потемкина. В этом же году начал работать на кафедре начертательной геометрии и черчения в должности ассистента. Есть упоминание о том (без указания временного периода), что А.В. Триселёв был преподавателем ХГФ МГЗПИ – МГОПУ имени М.А. Шолохова.
С сентября 1958 года Алексей Васильевич был избран на должность старшего преподавателя кафедры методики рисования, черчения и труда. В период работы на этой кафедре им были опубликованы в соавторстве с С.И. Баншек и М.Д. Чековой «Типовые планы уроков по черчению в средней школе» (Учпедгиз, 1959), с С.И. Дембинским и А. М. Лавровым – альбом таблиц-плакатов для 1–3-х классов «Изобразительное искусство в начальной школе» (Просвещение, 1976). В соавторстве с Н.Н. Ростовцевым и Н.Н. Анисимовым он принимал участие в разработке программ по «Методике преподавания изобразительного искусства в школе». С А.С. Пучковым опубликовал учебное пособие для студентов «Методика работы над натюрмортом» (Просвещение, 1982).
С 1960 по 1963 год А.В. Триселёв обучался в очной аспирантуре, по окончании которой защитил диссертацию на тему «Проблема подготовки учителей начальных классов в педагогических институтах по рисунку с натуры» на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Его научным руководителем был Николай Николаевич Ростовцев (03.05.1918-06.2000).
Преподаватели кафедры (Н.Н. Ростовцев, Н.Н. Анисимов, А.В. Триселев) подготовили учебные программы по «Методике преподавания изобразительного искусства в школе». В содержание практических занятий, согласно этим программам, были включены обязательные упражнения по формированию навыков педагогического рисования на классной доске, репетиции фрагментов уроков с демонстрацией приемов работы акварелью, упражнения по выполнению набросков и наглядных пособий. Особое внимание отводилось упражнениям по созданию учебных пособий, а также разработке эскизов декоративного оформления школы.
В 1968 году Алексей Васильевич получил звание доцента. С 1968 по 1977 год был деканом художественно-графического факультета МГПИ имени В.И. Ленина. В мае 1974 года А.В. Триселёв был переведен на кафедру живописи.
Алексей Васильевич был научным руководителем пяти аспирантов, которые успешно защитили кандидатские диссертации.
29 ноября 2023 года Иван Петков вспоминал: «Вчера выпускник худграфа 1995 года спрашивал про Алексея Васильевича, он у него учился. А я и учился у него, и Триселёв был руководителем моего диплома по живописи.
Алексей Васильевич бывший декан худграфа. Его все побаивались. Вернее сказать опасались. Он всегда опирался на резную дубовую трость. И думали, что он кому-нибудь треснет своей палкой. Вид у него был суровый. Улыбки почти не было. Брови сомкнуты, глаза всегда суровые. Но при ближайшем знакомстве, начинали его понимать. Добрейшей души человек и педагог. Вспоминали его похвалу: «А могло быть и лучше». Алексей Васильевич пользовался уважением студентов и преподавателей. Его голос всегда решающий.
Когда вышли на диплом, после просмотра я засомневался. Хотел пойти на скульптуру, сделать памятники преподавателям. Но Симагин отговорил: «Ты же живописец!». Просмотр предварительных работ прошёл. И преподаватели разобрали своих любимцев. Я хотел к Токаревым, но Сергей Евгеньевич ушёл в ВГИК деканом художественного факультета. И меня с Андреем Симанчуком взял под своё крыло Триселёв. У Андрея, лидера группы “А” уже был почти готов диплом “Сталевары завода ” Серп и молот”, а у меня только псковские пейзажи из пленэра. Алексей Васильевич дал тему “Передача состояния” и сказал, что в Пскове хорошо, но будешь в Коломенском писать. В Коломенском был пленэр на 1 курсе. Дал мне теорию, чей-то диплом, написал план и мне оставалось только написать 8 картин 60X80 маслом. На преддипломном показе за меня вдруг вступилась старая гвардия и на защите преподаватели сказали добрые слова мне и Алексею Васильевичу».
Ирина Анатольевна Моторина (выпускник Гжельского художественно-промышленного техникума и художественно-графического факультета МГГУ имени Шолохова, член Союза художников России в Орехово-Зуевском отделении) на вопрос Ольги Красавиной из редакции газеты «Орехово-Зуевская правда» о людях, которые сыграли особую роль в её творческой судьбе, ответила так: «Да, и таких людей немало. В первую очередь, это семья, а потом педагоги. Очень повезло с первым преподавателем по живописи в изостудии города Куровское – Людмилой Александровной Жюлиной, которая научила видеть и понимать живопись. Был у меня удивительный педагог по рисунку в Гжельском техникуме, это Анатолий Иванович Дрыга. А в институте – профессор Алексей Васильевич Триселев, под руководством которого я писала дипломную работу. Из школьных учителей мне хотелось бы вспомнить о Тамаре Михайловне Афониной – выдающемся педагоге по литературе, чьи уроки всегда были очень образными, на них литература изучалась в тесной связи с изобразительным искусством. Именно на этих уроках зародилось не только понимание литературных произведений, но и интерес к книжному делу вообще. Отдельно хотелось бы сказать о Владимире Тимофеевиче Чапле – художнике, книжном графике, который помогал мне уходить от ученичества, искать свой выразительный язык в искусстве. …В данный момент творчество – это жизнь, и работа, так как сейчас очень много всего с ним связано. Сейчас я преподаю живопись для взрослых в изостудии «Музейка» в Ликино-Дулеве и в студии «Ступени» в Орехово-Зуеве».
Алексей Строганов вспоминал: «В школе я собирал марки. И вот у меня в альбоме набор марок, выпущенный к 100-летию Петрова-Водкина. Возможно тогда впервые я ощутил, что картина может быть не просто изображением – что там что-то читается «между строк». Что поразило? – Сдержанные и в то же время яркие цвета, ракурс, своеобразная детальность. Уже потом я прочитал про его идеи космизма, про планету, с огромной скоростью несущейся куда-то в ледяной пустоте. Очень увлекла его идея сферической наклонной перспективы. Учась в институте, я записал себя приверженцем его мыслей и метода. Смотря на «Смерть комиссара» 1928 года, я видел – как из умирающего командира – зримо уходит душа, холодеют руки, бойцы куда-то бегут, где-то в воздухе видны дымы от снарядных разрывов, времени нет, или оно остановилось так, что винтовка повисла в воздухе. И что это не про революцию и большевиков. Всё это парадоксально летит в тишине бесконечной пустоты во вселенной. Когда пришла пора писать диплом на художественно-графическом факультете пединститута – я выбрал тему на кафедре живописи – что-то вроде использования сферической перспективы в городском пейзаже, что-то там ещё было и про педагогику. Написал большой горизонтальный пейзаж со Сретенским переулком, который сваливается вбок, а первый план в конкретной обратной перспективе, кажется это был Большой Головин или Последний переулок, не сохранилось даже фотографии этой работы. И вот во главе дипломной комиссии оказалась очень почтенная преподавательница кафедры начертательной геометрии – и её мои идеи (многое я взял ещё из книги академика Б.В. Раушенбаха «Системы перспективы в изобразительном искусстве», где он подробно разбирает обратную перспективу) – возмутили её до глубины правильной геометрической души. Спасибо нашим педагогам – А.М. Лаврову, А.А. Унковскому, А.В. Свешникову, А.В. Триселёву – они меня отстояли и не дали поставить тройку».
Источники:
– Деканы ХГФ с 1941 по 1977 год. К 80-летию ХГФ Института изящных искусств МПГУ:
– Из воспоминаний Ивана Петкова: https://vk.com/wall15460431_18621?ysclid=lz77y99564852857558
– Из воспоминаний Алексея Строганова: https://www.strog.ru/petrov-vodkin/
– Ольга Красавина. Она знает, где душа у книги / «Орехово-Зуевская правда» 31.01.2020:
http://inorehovo.ru/novosti/kultura/hudozhnik-irina-motorina-ona-znaet-gde-dusha-u-knigi
– Триселёв А.В. Диссертация: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_010509923/?ysclid=lz78s9a1bo972949576
– Алексей Сергеевич Пучков, Алексей Васильевич Триселёв. Методика работы над натюрмортом: Учебник для студентов. – М. 1982: https://sheba.spb.ru/za/metodika-naturmort-1982.htm
– Триселёв А.В. Научно-техническое общество инвалидов г. Москва:
https://telegra.ph/TRISELEV-ALEKSEJ-VASILEVICH-1925-03-01?ysclid=lz78znu93j280900549
– Имя Алексея Васильевича Триселева в списке педагогов, студентов и сотрудников МПГУ – участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла: https://mpgu.su/novosti/imja-tebe-pobeditel/
От имени участников проекта «Ратное служение России» и рубрики «Вспомним всех поимённо», выражаю сердечную благодарность Лукино-Дулёвскому краеведческому музею, Ирине Анатольевне Моториной и Елене Леонидовне Елькиной за содействие в подготовке данного материала.
Материал подготовил:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий.