В Самарской Губернской Думе в рамках II всероссийского педагогического образовательного форума 11 октября прошел Межвузовский круглый стол «Подготовка будущих учителей в Самарской области: стратегии университетов».
Главной темой заседания стал поиск совершенно новых стратегий для повышения уровня педагогического образования в регионе.
Заседание круглого стола началось с вступительной речи председателя Комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думы Светланы Сергеевны Ильиной и руководителя департамента правового обеспечения информационной деятельности Министерства образования и науки Самарской области Галины Валентиновны Дроздовой.
«Молодые специалисты говорят о том, что готовы пойти работать в любое другое место, но только не в школу», – отмечает С.С. Ильина. Основные проблемы, выделяемые спикером: нехватка кадров и снижение престижа профессии учителя. Однако Министерством образования и науки Самарской области предпринимаются попытки решить эти проблемы за счет привлечения студентов старших курсов на годичную оплачиваемую практику.
«На уровне региона принимается большое количество мер для привлечения кадров и популяризации этой профессии», – заявила Галина Валентиновна Дроздова. Она рассказала об итогах первого конкурса педагогических династий Самарской области, целью которого являлась популяризация и повышение престижа педагогической специальности. Победителем стала династия Рыгаловых, чей общий трудовой стаж составил 287 лет. Она также отметила, что количество педагогических работников в образовательных организациях среднего образования, как муниципальных, так и частных, составило 52 тыс. специалистов. Но не смотря на такое количество кадров, вакансии все равно есть. Как отметил руководитель департамента правового обеспечения информационной деятельности Министерства образования науки Самарской области, на сегодняшний день наиболее востребованные учителя – это учителя математики, литературы, английского языка и начальных классов. Проблема целевого направления решается с помощью разных мер социальной поддержки: студентов, которые возвращаются в вузы на последнем курсе обучения, ожидает дополнительная стипендия, а при трудоустройстве Правительством Самарской области предусмотрена единовременная выплата от 160 до 350 тысяч рублей.
С сообщением на тему: «Подготовка педагогических кадров: ответы на современные вызовы» выступили Светлана Юрьевна Бакулина, и.о. ректора Самарского государственного социально-педагогического университета, и Наталья Николаевна Кислова, проректор по учебно-методической работе и качеству образования Самарского государственного социально-педагогического университета».
«Мы с вами должны понимать, что сейчас каждый 7-8 учитель в Самарской области – это учитель в возрасте старше 60 лет», – отметила С.Ю. Бакулина, поднимая проблему среднего возраста среди учителей. Строительство новых школ, оснащение классов современным оборудованием – эти меры должны идти параллельно с привлечением молодых кадров и их закреплением в образовательных учреждениях.
Н.Н. Кислова сделала акцент на том, что на всех уровнях образования приоритетным является индивидуализация образовательных траекторий и удовлетворение индивидуальных образовательных запросов студентов, т.к. «невозможно всех учить одинаково». Также очень важно внедрение новейших цифровых технологий в педагогический процесс, что послужит прекрасной мотивацией для современного учителя.
«Будущий учитель – человек, оснащенный определенными навыками, имеющий правильное мировоззрение, основанное на традиционных российских ценностях», – говорит Елена Анатольевна Тимохова, проректор по научной работе Поволжской академии образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского. Она делится практическим опытом обучения нового поколения разнопрофильных квалифицированных специалистов. Помимо основных образовательных программ, академия делает упор на воспитательную составляющую, благодаря которой студенты получают дополнительные компетенции. Например, в рамках проекта «Журналистика», в академии ученики разных направлений подготовки участвуют в создании внутреннего медиаконтента.
Доцент кафедры дошкольной педагогики, прикладной психологии Тольяттинского государственного университета Анна Юрьевна Козлова рассказала формировании у будущих педагогов цифровых компетенций: цифровая культура, технологии цифрового образования и педагогический дизайн. «Мы видим передовую педагогическую школу Тольяттинского государственного университета как платформу для внедрения и тиражирования образовательных технологий и лучших образовательных практик, которые будут ориентированы на разные категории обучающихся», – отмечает А.Ю. Козлова, говоря об инновационной деятельности университета. Основной целью передовой педагогической школы является подготовить специалистов, которые готовы оперативно адаптироваться под новую технологическую среду и внедрять цифровые технологии в педагогический процесс.
Заместитель директора Самарского филиала Московского городского педагогического университета Ольга Алексеевна Корнилова рассказала о том, как вуз реализует несколько проектов для расширения кругозора студентов. В 2021 году на базе филиала была запущена «Школа юного филолога», целью которой было восполнение недостатка литературного фундамента школьников и подготовка будущих абитуриентов к поступлению на гуманитарные программы. Стоит отметить, что университет старается привлечь как можно больше будущих студентов посредством проведения мероприятий, олимпиад и других мероприятий. Также совместно с СГСПУ Самарский филиал Московского городского педагогического университета организовал «педагогические классы», задачами которых является формирование у учащихся педагогических компетенций.
Наталья Викторовна Иванушкина, заведующий кафедрой педагогики Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, отметила важность научных подходов, которые определяют дальнейшую линию развития педагогического образования: «Многие ученые считают, что у нас назрела революционная ситуация, когда невозможно совместить существующую систему образования консервативного формата и новые требования реализации общества цифровых технологий».
Проректор по учебной работе Самарского государственного технического университета Ольга Викторовна Юсупова рассказала о том, как вуз готовит будущих учителей русского языка как иностранного, учителей английского и русского языков, начиная с подготовки абитуриентов в педагогических классах при университете.
Наталья Викторовна Кочеткова, заведующий кафедрой социологии и психологии Самарского государственного экономического университета, вводит в дискуссию вопрос об экономической подготовке работников образования. «Среди руководителей школ, школьных учителей экономики и права только 10% получили экономическое или юридическое образование», – приводит статистику Н.В. Кочеткова. В современных реалиях сложно представить человека, который существует вне экономики и права. Поэтому основной задачей педагога, подготовленного в этой области, становится трансляция своих знаний школьникам, расширяя их кругозор.
Дмитрий Владимирович Романов, заведующий кафедрой педагогики, философии и истории Самарского государственного аграрного университета поддерживает тему нехватки педагогов и приходит к выводу, что реальная нехватка педагогических кадров, выпускаемых из 7-ми Вузов региона, составляет около 300 специалистов. Дмитрий Владимирович считает важным вовлечение студентов в научную деятельность, поскольку это может послужить огромной мотивацией для дальнейших научных исследований в гуманитарной сфере.
Н.Н. Кислова поблагодарила коллег за участие в обсуждении актуальных проблем педагогического сообщества и призвала к межвузовскому сотрудничеству в рамках будущих совместных проектов. «Мы одна большая команда, у нас у каждого совершенно уникальная подготовка, но все мы выполняем одну очень важную задачу», – подытожила проректор по учебно-методической работе и качеству образования СГСПУ.
Текст: Елизавета Сабанина, студент 2 курса направления подготовки «Журналистика»
Фото: Максим Заикин, студент 3 курса направления подготовки «Журналистика»