В деятельности сотрудников Покровского филиала МПГУ значительное внимание уделяется проведению научно-исследовательской деятельности, включая использование инновационных подходов в этой работе.
25 мая 2023 года в Покровском филиале МПГУ состоялась научная лекция-диспут «Математика или Языкознание?», в которой приняли участие студенты 3 курса очного отделения и студенты заочного отделения.
Целью научной лекции-диспута являлся поиск компромисса в различных научных подходах изучения языковых моделей и популяризация научных знаний.
Два спикера предоставили свои ответы на ранее поставленные вопросы:
- Зачем нужна математика при описании языка и языковых явлений?
- Какая математика нужна при изучении языка?
- Каково место логики при изучении языка и человеческой жизни вообще?
- Какую математику и логику используют лингвисты, экономисты, психологи и управленцы?
- Смогут ли существующие чат-боты написать научную работу студента самостоятельно?
Гуманитарные – лингвистический и психологический – подходы представил доктор филологических наук, кандидат психологических наук Александр Владимирович Пузырёв. Им было отмечено, что развитие математического аппарата позволило задействовать его для изучения текстов преимущественно в рамках формальной логики. На рубеже
20-21 веков получили популярность статистические модели оценки отдельных аспектов естественных языков. Он отметил также особую роль теории истины А.А. Гагаева, в которой допускается сочетание логик различного типа.
Математический подход представила кандидат экономических наук Екатерина Михайловна Носкова. По её мнению, наблюдается переход от активного использования формальной логики к многозначной логике. Это становится возможным благодаря большому объёму накопленных размеченных данных. Яркий пример ‒ самообучение искусственного интеллекта на основе теории множеств. Можно даже считать, что в настоящее время наблюдается расцвет математической лингвистики.
Данное мероприятие явилось шагом к сближению различных направлений в изучении языка, оно вызвало дополнительный интерес среди студентов Покровского филиала МПГУ к исследовательской деятельности, получению ими новых знаний.