Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Политологи ИСГО МПГУ обсуждают с экспертами феномен холодной войны

Институт социально-гуманитарного образования (новости)

 

29 марта, уже на привычном для нас, юных политологов, месте – в Государственном центральном музее современной истории России на Тверской 21, – состоялась важная встреча на тему «Тени холодной войны: Россия и Запад в современных реалиях». 70 лет назад в Фултоне была произнесена печально знаменитая речь Уинстона Черчилля, положившая начало холодной войне.

Модератором встречи был друг музея Евгений Александрович Примаков (дальше – Е.П.) – российский журналист, телеведущий, внук Евгения Максимовича Примакова. Высказывали свои позиции на заданную тему Вероника Юрьевна Крашенинникова (дальше В.К.) – российский историк-исследователь, политолог и общественный деятель, член Общественной палаты Российской Федерации, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Институт внешнеполитических исследований и инициатив» (ИНВИССИН), советник Генерального директора МИА «Россия сегодня», с июня 2014 года – заместитель председателя Комитета общественной поддержки жителей Юго-востока Украины при Совете Федерации РФ; Федор Александрович Лукьянов (дальше Ф.Л.) – российский журналист-международник, политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума неправительственной организации «Совет по внешней и оборонной политике», член президиума некоммерческой организации «Российский совет по международным делам».

В.К. в  начале своего выступления отметила, что сейчас самый интересный момент в истории России для экспертов. А интересен он тем, что, пускай эпизодически, но Россия начинает вести свою собственную внешнюю политику. Первый эпизод – Крым, совершенно принципиальный момент в нашей истории, когда, по мнению В.К., мы остановили продвижение НАТО на восток. С 1990-го года он, как каток, продвигался всё дальше и дальше. Второй эпизод, как говорит В.К., – Сирия, когда мы проявили инициативу за пределами постсоветского пространства. На Западе же ведется яростная антироссийская пропаганда, какой не было и в годы холодной войны. Нагнетается страх перед Россией, ненависть к ней. Демонизируется Владимир Владимирович Путин, а вместе с ним и русский народ, поскольку он поддерживает его режим.

Е.П. спросил, как же в нынешнем варианте будет называться противостояние России и США. Будет ли это сиквел холодной войны или название придумают новое?

Тогда В.К. призвала нас проанализировать, в какое время появился термин «холодная война». Этот термин впервые употребил Джордж Оруэлл, британский писатель и журналист, в 1945 году в статье «Ты и атомная бомба» в британском еженедельнике «Трибьюн». В марте 1946 года Оруэлл писал, что после конференции в Москве в декабре 1945 года «Россия начала вести ‘холодную войну’ против Британии и Британской империи». В официальной же обстановке выражение впервые употребил 16 апреля 1947 года Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина.

На осмысление такого масштабного международного политического процесса требуется время, тем более оно нужно для того, чтобы дать ему название, считает В.К. «К сожалению, ничего мы изменить не можем на данный момент, и другой политики в отношении России у Америки не будет. Противостояние будет продолжаться и продолжается, даже если Россия стала капиталистическим государством, даже если идеологические противоречия отсутствуют. Тем не менее, Россия остается врагом».

Евгений Александрович обратился за комментариями по поводу терактов в Брюсселе к Федору Александровичу Лукьянову. Сможет ли терроризм объединит враждующие страны?

«Теракт в Брюсселе поразителен тем, что он случился там, где все его ждали, все к нему готовились, ну, в смысле, все готовились его предотвратить, а он все равно произошел», – говорит Ф.Л., – «Терроризм никого никогда не объединяет. Я, может быть, жестко говорю, но это практика. Любое серьезное государство полагается на себя». Европа не готова к большим терактам, особенно если в Германии прогремят взрывы – рухнет вся их система. «Хорошо это для нас или плохо? – это другой вопрос. Потому что ослабленная, вялая и перепуганная Европа ничего хорошего миру не несет».

Холодная война – уникальное явление, обусловленное, как минимум, равновесием участников. Это постоянные попытки отхватить кусок побольше, чем это может сделать соперник. Нынешние сравнения, скорее публицистические и метафорические. Холодная война была самым стабильным периодом в истории мира. Сейчас об этих условиях говорить не приходится. Явно видно, что соперники не равны в своем развитии на экономическом уровне, а этого достаточно для перевеса во влиянии на мировой арене. Поэтому сейчас мы можем наблюдать нечто иное, названия чему еще не придумано.

Береговая Анастасия

студентка 1 курса, отделения «Политологии»,

Институт социально-гуманитарного образования

30 / 03 / 2016

Показать обсуждение