23 сентября в МИА «Россия сегодня» ректор МПГУ Алексей Семенов принял участие в работе круглого стола на тему «Развитие математического образования в России: нововведения, опыт, перспективы». Обсуждались изменения, которые происходят в школах и вузах в связи с реализацией Концепции развития математического образования в РФ.
По мнению Алексея Семенова, положительное влияние на школьное математическое образование оказал ЕГЭ.
Часто ЕГЭ сравнивают с градусником. Градусник не лечит, хотя родители, убеждая маленьких детей измерить температуру, говорят, что благодаря градуснику быстрее выздоровеешь. ЕГЭ, на первый взгляд, – тоже лишь измеритель. Но сегодня содержание математического образования в школах формируется благодаря кодификатору ЕГЭ (перечню тем), банку аттестационных заданий по математике («единому задачнику»), процедурам и регламентам ЕГЭ. Таким образом, обеспечивается единство образовательного пространства при изучении математики без всяких единых учебников, считает ректор МПГУ. Ведь в «едином задачнике» представлены задания, охватывающие всю школьную математику.
ЕГЭ справедливо критикуют за то, что учителя «натаскивают» детей, решая с ними типовые задачи, убежден Алексей Семенов. В сентябре появляется демонстрационная версия, после чего школьники выполняют задания, аналогичные тем, которые там представлены. Эта проблема уже решается: разновидностей заданий, которые встречаются в реальных КИМах, становится больше.
ЕГЭ по математике способствует развитию у детей навыков математической коммуникации, считает ректор МПГУ. Математика стала первым предметом, где в КИМах для ЕГЭ была упразднена часть А – задания с выбором ответов. На уроках математики должны формироваться коммуникативные навыки, востребованные в современном мире, когда важно не запоминание формул, а умение рассказать, как ты решил задачу, доказать, подтвердить и т.д.
Недавно на заседании бюро отделения математических наук РАН обсуждались результаты математической олимпиады, рассказал Алексей Семенов. Оказалось, они совсем не так плохи, как иногда кажется: шесть серебряных медалей для шестерых участников – хорошее достижение, тем более что «при альтернативном способе подсчета» три из шести серебряных медалей «превращаются» в золотые. Россия сегодня входит в четверку ведущих математических держав мира наряду с Китаем, США и Южной Кореей. Чтобы результаты были еще лучше, в подготовке команд должны принимать участие ведущие вузы – МГУ, Физтех, ВШЭ.
В математическом образовании необходима непрерывная диагностика – начиная с детского сада, где не учат таблицу умножения, но диагностируют исходные навыки, необходимые для дальнейшего математического развития и обучения в начальной школе. Только благодаря такой системе можно реализовать ключевой принцип Концепции развития математического образования в РФ «нет детей, неспособных к математике», считает ректор МПГУ.
Программу можно посмотреть по ссылке