Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

«Будем помнить и беречь»: Юрий Визбор в МГПИ им. В.И. Ленина. К 90-летию со дня рождения

Новости МПГУ

20 июня 2024 г. исполняется 90 лет со дня рождения Юрия Иосифовича Визбора (1934-1984) – замечательного отечественного музыканта, поэта, писателя, киноактера и журналиста; выпускника факультета русского языка и литературы МГПИ им. В.И. Ленина (ныне Институт филологии МПГУ).

Юность Визбора неразрывно связана с нашим вузом, ведь именно в стенах Главного корпуса будущий прославленный бард и один из основателей жанра авторской песни написал свои первые произведения. Однако не только песенным творчеством запомнился Визбор своим однокашникам, педагогам и исследователям истории МПГУ.

Юрий Визбор появился на свет в Москве, в родильном доме им. Н.К. Крупской на 2-й Миусской улице. Мать Юрия, Мария Григорьевна, была родом из Краснодара, откуда приехала в Москву вместе со своим мужем – бывшим морским офицером, а на тот момент сотрудником НКВД, литовцем по национальности Юозасом Ионасовичем Визборасом. По автобиографическим воспоминаниям Юрия, ко времени его рождения отец окончательно «обрусел» и носил имя Иосифа Ивановича Визбора.

В то время семья Визборов – Иосиф, Мария, Юрий и его единокровная сестра Антонина (дочь Иосифа от первого брака) – проживали в поселке «Сокол», первом кооперативном жилом поселке Москвы (известным также как «Поселок художников»), где отцу Юрия – оперуполномоченному ОБХСС – была выделена служебная жилплощадь в коммунальной квартире на улице Врубеля.

Когда Юрию не исполнилось и четырех лет, в их семью пришло несчастье – арест и смерть отца.

«Первое воспоминание – солнце в комнате, портупея отца с наганом, лежащая на столе, крашеные доски чисто вымытого пола, с солнечным пятном на них, отец в белой майке стоит спиной ко мне и, оборотясь к матушке, располагавшейся в дверях, что-то говорит ей. Кажется, это был выходной день. Я помню, как арестовывали отца, помню и мамин крик».

Иосиф Визбор был арестован, осужден и приговорен к высшей мере наказания по обвинению в принадлежности к контрреволюционной латышской националистической организации (реабилитирован посмертно в 1958 г.), а семья была выселена из служебной квартиры. Мария Григорьевна Визбор едва не лишилась и обоих детей, но Юрия удалось «отбить», и они на год уехали жить в Хабаровск. Падчерица, 13-летняя Антонина, была отправлена в специализированный детский дом для детей «врагов народа» (брат и сестра в следующий раз встретятся почти через 20 лет, в 1950-е гг., но родственного тепла в их отношениях не возникнет).

Природа и суровый быт дальневосточного края оставили неизгладимое впечатление в душе мальчика и, соединившись с незавершенным воспитанием от отца, которого считали неплохим художником-любителем, вероятно, уже тогда зажгли творческую искру в сердце Юрия.

«Я видел дальневосточные поезда, Байкал, лед и торосы на Амуре, розовые дымы над вокзалом, кинофильм «Лунный камень», барак, в котором мы жили, с дверью, обитой войлоком, с длинным полутемным коридором и общей кухней с бесконечными керосинками».

Накануне начала Великой Отечественной войны Мария и 7-летний Юра вернулись в Москву и поселились в Панкратьевском переулке, вскоре мать Юрия вышла замуж за чиновника строительной отрасли Ивана Ачеткова, с которым у пасынка отношения так и не сложились.

«В те годы мне в руки впервые попалась гитара и нашлись дворовые учителя. Гитара общепринято считалась тогда символом мещанства. Один великий написал: «гитара – инструмент парикмахеров», оскорбив сразу и замечательный инструмент, и ни в чем не повинных тружеников расчески. В четырнадцать лет под влиянием «большой принципиальной любви» в пионерском лагере, где я работал помощником вожатого, я написал первое стихотворение, которое начиналось следующим четверостишием:

Сегодня я тоскую по любимой,
Я вспоминаю счастье прежних дней.
Они, как тучки, пронеслися мимо,
Но снова страсть горит в груди моей»

Юрий, в меру активный и в меру задумчивый подросток, взрослел в непростой атмосфере первых послевоенных лет. Среди увлечений будущего писателя и музыканта – волейбол, футбол, кинематограф и авиация. Визбор буквально грезил небом и самолетами, подумывал о поступлении в МАИ и, окончив 659-ю школу, даже уехал жить на учебный аэродром на окраине Москвы. Однако мать убедила Юрия вернуться домой (не последним аргументом для Визбора стало ее объявление о разводе с нелюбимым отчимом) и попытаться поступить в институт.

Три престижных московских вуза – МГУ, МГИМО и МИИГАиК – отказали Визбору в приеме документов по причине «неподходящего» происхождения («член семьи изменника Родине») и «подозрительной» фамилии. И тогда приятель и одноклассник Юрия Володя Красновский предложил ему вместе поступить на факультет русского языка и литературы МГПИ им. В.И. Ленина, удивительное по своей красоте здание которого находилось на углу Малой Пироговской улицы и переулка Хользунова.

«В дни этих разочарований мне позвонил приятель из класса Володя Красновский и стал уговаривать поступать вместе с ним в пединститут. Мысль эта мне показалась смешной, но Володя по классной кличке Мэп (однажды на уроке он спутал английское слово «мэм» с «мэп») уговорил меня просто приехать и посмотреть это «офигительное» здание. Мы приехали на Пироговку, и я действительно был очарован домом, колоннами, светом с высоченного стеклянного потолка. Мы заглянули в одну пустую и огромную аудиторию – там сидела за роялем худенькая черноволосая девушка и тихо играла джазовые вариации на тему «Лу-лу-бай». Это была Света Богдасарова, с которой я впоследствии написал много песен. Мы с Мэпом попереминались с ноги на ногу, и я ему сказал: «Поступаем».

Поступая летом 1951 г. в главный педвуз страны, носивший сакральное для каждого советского человека имя Владимира Ленина, Визбор, конечно, не видел себя в будущем ни учителем литературы, ни ученым-филологом. Даже отличником он, в итоге, не стал. Однако годы, проведенные в институте, дали ему несравненно больше, чем диплом о высшем образовании: талантливые педагоги МГПИ (среди которых в те годы – А.Ф. Лосев, Ф.М. Головенченко, С.Е. Крючков, Б.И. Пуришев, А.Г. Гукасова, В.Ф. Ржига и другие) научили Юрия «чувствовать слово», дали литературоведческие навыки и знания – все то, что вскоре очень пригодилось Визбору в его творчестве. Наконец, именно в стенах МГПИ Юрий нашел друзей, любовь и свое призвание.

В годы учебы Визбора его фамилия лишь несколько раз упоминается на страницах вузовской газеты «Ленинец», однако, по воспоминаниям его однокашников, Юрий был очень яркой и заметной фигурой на факультете: спортсмен, выступавший чуть ли не за все сборные института по разным видам спорта; постоянный автор факультетской стенгазеты «Словесник», участник «капустников» и литературной студии, наконец, заядлый походник, один из основателей легендарного учебно-спортивного лагеря МГПИ «Турград», руководитель институтской альпинистской секции. По единодушному мнению его товарищей (в том числе, его соученицы и первой супруги, также выпускницы литфака МГПИ Ады Якушевой), в Визбора – стройного светловолосого обаятельного парня, душу любой компании, отменного рассказчика, который чуть ли не ночевал в стенах любимого Главного корпуса, постоянно общаясь, рассказывая, репетируя, готовясь к походам – была влюблена половина института.

30 декабря 1953 г. на первой полосе вузовской газеты публикуется текст песни «Много впереди путей, дорог…», сегодня более известная нам как «Гимн МПГУ». Авторство текста принадлежало Юрию Визбору и его старшему товарищу по факультету Юрию Ряшенцеву; музыку для стихов скомпоновал Владимир Красновский, использовав в запеве мелодию одного из номеров репертуара известного московского оркестра Фрумкина, а музыку для припева сочинив самостоятельно. «Неофициальное» признание песня получила сразу же, полюбившись и студентам, и преподавателям; ее исполняли на сценах «капустников» и напевали в коридорах корпуса. О широком массовом интересе к ней говорит и тот факт, что песня прижилась не только в нашем вузе: на основе ее композиции свою собственную песню (правда, не о вузе, а только об одном факультете) в те годы сочинили студенты биологического факультета МГУ; на некоторый период времени композиция даже «ушла в народ», благодаря студенческим сельхозработам в подмосковных деревнях. Тем не менее, долгое время произведение Визбора, Ряшенцева и Красновского оставалось лишь «студенческим фольклором» и только в 1961 г. было объявлено гимном нашего вуза (любопытно и то, что первоначальный вариант песни, опубликованный в газете, несколько отличается в текстовом плане от версии, позже исполненной под гитару и записанный Визбором).

«Гимн МГПИ» стал четвертым музыкально-поэтическим произведением, созданным Визбором в стенах института. Первой песней Юрия, сочиненной им 7 мая 1952 г. под впечатлением от пребывания на первом курсе в альпинистском лагере «Баксан», была песня «Теберда»:

Теберда, Теберда, голубая вода,
Серебристый напев над водой.
Теберда, Теберда, я хотел бы всегда
Жить в горах над твоею волной.
Серебрей серебра там бурунная рать
По ущелью бурлит, не смолкая,
Там в туманной дали бастионом стоит
Синеватая Белала-Кая.
Теберда, Теберда, голубая вода,
Нет прекрасней твоих тополей,
Я б остался всегда коротать здесь года,
Если б не было русских полей.
Я б остался, поверь, если б как-то в метель
Я одну не довел бы домой.

10 декабря 1952 г., прямо на лекционном занятии, Визбор пишет свою знаменитую песню «Мадагаскар» – романтичный проникновенный текст про далекий экзотический остров, не имевший ничего общего с Москвой начала 1950-х гг. и знакомый Визбору лишь по иллюстрациям. В феврале 1953 г. Юрий сочинил на музыку своей подруги – тоже студентки литфака Светланы Богдасаровой – песню «Парень из Кентукки». В сентябре 1954 г. в газете «Ленинец» публикуется текст песни «Снова в Турграде», написанный Визбором и его товарищем Семеном Богуславским и посвященный знаменитому вузовскому туристическому лагерю.

Песни Визбора достаточно быстро «разлетелись» по разным уголкам страны. Так, уже летом 1954 г., когда Визбор еще был студентом и перешел на четвертый курс, песня «Теберда» исполнялась студентами из Ростова-на-Дону на Всесоюзном слете туристов общества «Искра» в Краснодарском крае, что стало для делегатов из МГПИ большой неожиданностью.

Именно благодаря таланту Юрия Визбора и его товарищей МПГУ до сих пор носит шутливое, но сердечное прозвище «Поющий институт» («Московский государственный поющий институт» – так стали расшифровывать аббревиатуру «МГПИ» в столице в конце 1950-х гг.). Именно благодаря студентам литфака 1950-1960-х гг. за нашим вузом навсегда закрепилась слава места, где зародился жанр авторской (или «бардовской») песни, полюбившийся многим поколениям жителей нашей страны и любимый до сих пор.

Учась в МГПИ, Визбор сочинял не только стихи и песни, но пробовал себя и в прозаическом жанре. Будучи студентом четвертого курса, Юрий публикует в вузовской газете серьезный очерк «Штурм перевала», где описывает свой нелегкий поход в Кавказских горах во главе группы из 18 студентов. Несколькими месяцами позже на страницах газеты появляется небольшой лирический рассказ Визбора «Москвичка» о жизни и работе в далекой заснеженной деревне молодой учительницы из Москвы, недавней выпускницы педагогического вуза.

Студенческая жизнь Юрия подошла к концу. Последний учебный год – подготовка к государственным экзаменам, последние походы в компании вузовских друзей, слегка грустные из-за скоро расставания с товарищами «посиделки» в подвале Главного корпуса (стоить упомянуть, что «собачья площадка» ротонды корпуса по одной из версий получила такое необычное название именно с легкой руки Визбора и его соучеников, перенесших агороним «Собачья площадь» с исторической местности старой Москвы в интерьер корпуса. Именно «собачка», а также подвальные помещения этажом ниже были одним из любимых мест сбора Визбора и его компании в те годы), и конечно, концерты, «капустники» и прочие зрелища. В последний раз Юрий выступил перед коллективом вуза с институтской сцены уже незадолго до выпуска, 25 марта 1955 г., на творческом вечере «Песня о литфаке».

Незадолго до госэкзаменов Юрий Визбор вместе с Владимиром Красновским получили послевузовское распределение – учителями средней школы поселка Кизема Архангельской области. Заснеженные зимы и необозримые просторы – одна из страстей Визбора, возникшая еще в детстве во время его проживания с мамой на Дальнем Востоке и сохранившаяся на всю жизнь. В Москве осталась ждать его возвращения любимая Ада.

Юношам недолго пришлось побыть в роли педагогов: очень быстро Юрия и Владимира призвали на срочную службу в армию, и они отправились служить в Мурманскую область в батальон связи. Визбор был демобилизован и вернулся в Москву осенью 1957 г.

Впереди Юрия Визбора ждала недолгая, но очень яркая жизнь: литературное и музыкальное творчество, записи и публикации, роли в классических советских кинофильмах, работа на радио, поездки за рубеж и всеобщее признание. Буквально живое олицетворение положительной энергии, Визбор не мог находиться без дела, регулярно устраивал многодневные туристические поездки в горы, постоянно находился в окружении друзей и поклонников своего таланта. Во многом из-за этого не сложилась его семейная жизнь с Адой Якушевой, которая в 1961 г. посвятила Юрию трогательную песню «Ты – мое дыхание»:

 

Подожди, себя тая, самой красивой стану я,
Стану самой умною и большой.
Сколько лет все думаю: «Как бы поймать звезду мою».
А звезда рюкзак на плечи и пошел.

Юрий Иосифович Визбор скончался 17 сентября 1984 г. в год своего 50-летия.

Для нашего Университета Юрий Визбор не просто один из талантливейших его выпускников – уже давно он стал знаковой фигурой, символом творческого потенциала, сохраняемого и взращиваемого в стенах нашего вуза на протяжении многих десятков лет. Коллектив МПГУ с огромными теплом, любовью и интересом относится к личности Юрия Визбора, его биографии и творчеству. В легендарной 9-й «Ленинской» аудитории регулярно проводятся вечера авторской песни, объединенные под названием «Песня начиналась здесь…». На всех важнейших общеуниверситетских мероприятиях звучат любимые всем нашим вузом строки Визбора «Новогодний зал, милые глаза, институт…». В ноябре 2022 г., в год 150-летнего юбилея МПГУ, на территории Главного корпуса был открыт памятник студентам «Поющего института», композиция которого вобрала в себя образы наших легендарных выпускников – музыкантов, поэтов и писателей, среди которых центральное место занимает Юрий Иосифович Визбор.

Э.Р. Аширов

Использованные материалы:

Ю.И. Визбор. Надоело говорить и спорить. — М.: Алгоритм. 2013.
А.А. Якушева. Песня – любовь моя. — М.: Локид-Пресс. 2001.
А.В. Кулагин. Визбор. — М.: Молодая гвардия. 2013.
Архив газеты «Педагогический университет»

 

20 / 06 / 2024

Показать обсуждение

Обсуждение

Институт детства, 20 / 06 / 2024 в 11:45

Очень интересный материал!