20 октября 2025 г. на факультете начального образования Института детства МПГУ открылась первая выставка читательских дневников студентов «Наше летнее чтение». Девизом выставки стала фраза «Читать нельзя отдыхать! Где поставим запятую?»
Выставка читательских дневников – итог долгой и интересной работы, которая началась еще в конце прошлого учебного года, когда студенты факультета начального образования Института детства получили задание прочитать летом несколько детских книг из рекомендательного списка или по собственному выбору. В сентябре на занятиях в рамках курсов «Основы литературоведения и практика читательской деятельности» и «Методика обучения литературному чтению в начальной школе» студенты 2–4 курсов вместе со своим преподавателем, доцентом кафедры начального филологического образования им. М.Р. Львова Юлией Игоревной Соловьевой обсуждали проблемы организации детского летнего чтения и разрабатывали разные форматы ведения читательских дневников. В ходе занятий были не только сформулированы общие подходы и выявлены формы и методы работы по организации летнего чтения детей, но и созданы очень интересные индивидуальные читательские дневники студентов. Так возникла идея поделиться итогами своей работы с остальными студентами Института детства.
Открывая выставку, директор Института детства Анна Алексеевна Алмазова отметила важность ведущейся на факультете работы по популяризации книг и чтения в студенческой среде и высоко оценила деятельность студентов и преподавателей в этом направлении. В мероприятии также участвовали заместитель директора по воспитательной работе Ирина Львовна Масандилова и декан факультета начального образования Марина Анатольевна Олейникова. Они поддержали участников события и похвалили их за активность и творческий подход.
Главными действующими лицами на открытии выставки были, конечно, сами студенты – авторы читательских дневников. Выступая на открытии, студентка 2 курса, председатель студенческого совета Института детства Полина Панкичева рассказала, как возникла идея выставки, как шла работа над дневниками на занятиях и с каким энтузиазмом она сама продумывала и оформляла свой личный читательский дневник.
Автор идеи выставки, доцент кафедры начального филологического образования им. М.Р. Львова Юлия Игоревна Соловьева акцентировала внимание на том, что это не просто творческий проект, а большая работа, которая решает задачи профессиональной подготовки: студенту даётся возможность перевести собственную читательскую деятельность в методический план и использовать свои читательские умения в профессиональных целях.
Когда-то Даниэль Пеннак в своей книге «Как роман» заметил: «Надо читать, надо читать… А что, если вместо того, чтобы заставлять читать, учитель вдруг решит поделиться собственной радостью чтения?» Очень ценно, что многим нашим студентам, в том числе второкурсникам – участникам пилотных образовательных программ, в этом проекте удалось испытать радость от собственного чтения. Хочется верить, что будущие педагоги сохранят эту радость и скоро поделятся ею со своими учениками.
Текст: Ю.И. Соловьева,
доцент кафедры начального филологического образования им. М. Р. Львова
Факультет начального образования Института детства