7 октября 2022 г. состоялись Первый национальный форум преподавателей истории и заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Мероприятия прошли на базе Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиале) Тюменского государственного университета при поддержке Минобрнауки России, Российского исторического общества и Российского государственного гуманитарного университета. Участие в форуме принял директор Института истории и политики МПГУ Алексей Брониславович Ананченко.
Цель форума – обсудить пути повышения качества исторического образования посредством совершенствования концепции и методик преподавания истории с учётом лучших педагогических практик в российских вузах, привлечения к обсуждению актуальных вопросов истории талантливых заинтересованных молодых ученых из числа студентов и аспирантов.
В ходе форума вели работу круглые столы «Проект историко-культурного стандарта для неисторических специальностей и направлений подготовки в высшей школе» и «Современные подходы учебно-методическому обеспечению преподавания истории в высшей школе», а также состоялось заседание Молодежного клуба Российского исторического общества.
На заседаниях обсуждались такие ключевые вопросы, как объем часов курса истории в вузах для студентов, получающих неисторическую специальность (он будет увеличен до 144 часов в вузах, подведомственных Минобрнауки России), и его содержание. Так, предполагается, что будет определен минимум исторических знаний, с которыми должен окончить университет каждый обучающийся вуза, а 80% времени при изучении курса истории будет отведено на практические занятия.
«В Тобольске прошла очень важная встреча историков, где обсуждались актуальные вопросы современного преподавания исторических дисциплин на неисторических факультетах вузов. Представлена была и концепция содержания такого исторического просвещения. Сделан важный шаг к формированию видения современного исторического образования. Но стало ясно, что необходим и профессиональный диалог, площадки такого диалога, где можно будет обсуждать спорные вопросы, вырабатывать общий подход. На форуме особенно ярко проявилось два подхода к историческому просвещению. Один предполагает его как развитие исторической эрудиции, а второй рассматривает историческое просвещение как формирование убеждений и ценностей национального исторического самосознания общества», – считает А.Б. Ананченко.
Институт истории и политики