Дорогие друзья – студенты МПГУ!
Я стал учителем 9-классников 50 лет назад, когда мне было 16 лет. Деятельность учителя представлялась мне естественной, очевидной и важной – за пару лет до этого я пришел в 9-ый класс и меня тоже учили студенты немногим старше меня. Наверняка я не знал много важных вещей из психологии, педагогики, антропологии и, хуже того, не ощущал необходимости в этих знаниях. Мы учились педагогике, просто уча школьников. Но у нас был и важный опыт собственного учения. Это учение – математике – было построено на мотивации постоянного открытия нового. И дети были не любые – те, кто сохранили интерес к такому открытию после семи лет школы. Все это происходило в педагогической системе Николая Николаевича Константинова, которому скоро исполнится 85 лет и возвращению которого к преподаванию в школе мне удалось содействовать около 15 лет назад. Лишь когда мне приходилось учить собственных детей, я начал видеть смысл в специальной науке и технологии учения.
Практическая работа в школе – это самый важный элемент вашего учения в Университете. Наша общая задача вместе с учителем в школе, куда вы приходите на практику, – дать вам почувствовать и осознать важность участия в учении другого. Опыт учения и воспитания себя, учения и воспитания другого – ценнейший жизненный опыт. Именно на базе этого опыта будете вы выстраивать собственные познания в области психологии, матетики, педагогики, когнитивных наук. Именно здесь вы примените получаемые в Университете знания в выбранных вами областях. Здесь же Вам понадобится и общая культура, которую также дает Университет.
Может так получиться, что вам доведется столкнуться с не лучшими примерами педагогики, с минутами раздражения, слабости, равнодушия, бессилия учителя. Вы задумаетесь о том, стоит ли вступать на сложную, ответственную и почетную тропу учительства. Начнете думать и о роли учителя в воспитании, формировании личности ученика. И здесь важнейшую роль приобретает самовоспитание студента. Простейший пример: как можно убедительно рассказывать детям о вреде курения и выбегать на переменах на улицу – затянуться? Серьезность вашего отношения видна в том, насколько меньше за последние годы у нас стало курящих студентов.
В тот же период радикально изменилось и участие студентов МПГУ в общественных движениях, волонтерстве, важных для страны событиях. Сегодня наши студенты идут рядом с преподавателями в «Бессмертном полку», завтра они пойдут рядом со своими учениками. И мы уверены, еще учась в Университете, они станут лучшими вожатыми Российского движения школьников. Ясно, что студентов нашего университета наиболее естественно и участвовать в организации собственной жизни в университете, мы будем поддерживать всех, кто готов приложить к этому усилия, участвовать в органах студенческого самоуправления.
Одна из задач – воспитать у тех, кто учится, любовь и уважение к труду. Речь идет и о своем труде и о труде других людей. Конечно, основной труд в образовательном процессе – интеллектуальный. В организации этого труда уважение состоит в том, что мы больше ориентируемся на результат, а не на затраты. Нам важно, что студент умеет делать, а не сколько лекций он прослушал, а профессор прочитал. Но важен труд и материальный. Мы постепенно восстанавливаем и развиваем информационную и материальную среду университета, насколько удается выкроить денег. Мы будем поддерживать трудовое участие студентов в этом процессе, готовы выслушивать предложения, начиная, хотя бы с работы по проектированию зон для самостоятельной работы.
День учителя – повод задуматься о своем будущем, спланировать свою жизнь и принять участие в планировании жизни Университета. Не всех из вас сразу захочет брать школа. Не отчаивайтесь – вы получили в университете важнейшие жизненные навыки: учения и учительства. Но и не относитесь равнодушно к своей судьбе, если Вы чувствуете, в себе призвание учителя, если практическая работа в детском саду и школе влечет Вас, добивайтесь своего – мы постараемся найти для вас интересную и полезную работу. Если вы уже хорошо проявили себя на практике, «с запасом» справляетесь со школьными предметами и методиками осваиваете и их дополнительные, «высшие» разделы, то, обещаем, вам будет рада любая школа России, марка Ленинского пединститута – нашего МПГУ, по прежнему в чести.
Я обращаюсь, в первую очередь, к нашим студентам-педагогам, но педагогический университет дает всем, кто у нас учится уникальную возможность соприкоснуться со школой, лучше понять, как работает система образования, почувствовать себя намного учителем. Я уверен, что вы этой возможностью воспользуетесь.
С Днем Учителя!
Алексей Семенов, ректор, академик