13 января актив Сводного студенческого педагогического отряда «YO-Вожатые!» прошли обучение «Основам наставничества» в ГБОУДО ДТДиМ имени А.П.Гайдара вместе с московскими педагогами. Образовательный тренинг по основам наставничества провела Александра Николаевна Подымова старший методист Дворца творчества имени А.П.Гайдара. Обучение было адресовано московским педагогам для понимания компетенций наставников, и последующей возможности осуществлять качественно процесс передачи знаний и опыта.
На обучении от ССПО «YO-Вожатые!» были помощники кураторов Аракелова Маргарита студентка Института математики и информатики, Игнатович Анна студентка Института иностранных языков, Яковчук Ксения студентка Института филологии, Рыжкова Алина студентка Института детства. Всех их объединяло желание стать наставниками в школе вожатых для других ребят тех, кто приходит каждый год учиться основам вожатского мастерства, работе в команде, поэтому начать 2023 год Аня, Ксения, Маргарита, Алина решили с обучения основам наставничества. Своих активистов, школа вожатых направила на обучение вместе с наставником Петько Татьяной студенткой Института филологии, которая работает в школе вожатых третий год и прошла путь от вожатого, куратора до наставника. Татьяна опытный вожатый, и сегодня продолжает обучать, помогать ребятам на пути профессионального роста.
Аракелова Маргарита рассказала, как проходило обучение: «13 января я посетила тренинг «Основы наставничества». За четыре часа успела получить огромное количество знаний, нам рассказали кто такой наставник, какие задачи стоят перед наставником и какие компетенции у наставника. На тренинге мы обменялись полезными навыками с другими участниками, нам рассказали про систему РДДМ. Что же это за загадочные буквы?
Р – Рассказать;
Д – Демонстрировать;
Д – Дать сделать самому;
М – Модерация;
Р*Д*Д*М=Успех!
Если же, например Р*0*Д*М, то в этом случае все приравняется к нулю.
Также мы узнали, что существуют разные проявления компетенции: «Неосознанная некомпетентность», «Осознанная некомпетентность», «Неосознанная компетентность», «Осознанная компетентность», и зачастую наставник не всегда может заметить на каком этапе той или иной компетенции находится его подопечный. Наставник — это человек, который, своими знаниями и умениями, помогает другим людям реализовать свой потенциал. Успехом для наставника будет являться состоявшийся ученик, человек, который получил достаточное количество знаний и умений и уже сам может быть наставником для других».
Рыжкова Алина об обучении: «Мне понравилась организация образовательного тренинга, аудитория, где проходило обучение была небольшой и очень уютной. Места для обучающихся заранее были подготовлены, на столах не было ничего лишнего, только маркеры, ручки, стикеры, которые нам пригодились во время тренинга. Александра Николаевна тренер, проводила обучение и подавала материал интересно, приводила примеры, которые мы обсуждали, мы также приводили свои примеры или спрашивали, подходит ли тот или иной пример к определенному пункту. Надо отметить, что интерактивный работа с аудиторией шла постоянно, давались небольшие задания, чтобы каждый мог обсудить их с другими или разыграть небольшую сценку по определенному плану. Например, нас разбили на группы по три человека, где каждый попробовал быть наставником, наставляемым и наблюдателем, после чего, мы обсуждали и делились впечатлениями с другими обучающимися. Главное, что передала Александра Николаевна, это понимание того, что быть наставником непросто, нужно знать все «подводные камни», чтобы быть хорошим специалистом. Наставник не только передает свой опыт другому, но и помогает увидеть новые перспективы в работе, к тому же, молодой специалист тоже может передать свой опыт наставнику. Это постоянное взаимодействие между опытным и молодым. Резюмируя свой опыт могу сказать, что в основе наставничества лежит мотивация желания наставника передачи своего опыта другому человеку, наблюдение за желанием человека получить опыт старших коллег. В работу наставника входит наблюдение за наставляемым, помощь в адаптации к новому месту/ситуации: подсказки, наставление, введение в курс дела, получение опыта со стороны более опытных коллег. Наставник делиться своим опытом по системе РДДМ, эта система состоит из этапов: рассказать, демонстрация, модерация. Сначала наставник на словах объясняет, что и как, затем демонстрирует это на своем примере, потом дает наставляемому выполнить это самостоятельно и в конце корректирует если нужно. И важно помнить, наставник удерживает фокус на конструктивной оценке ситуации, старается объективно оценивать».
На странице официальной группы регионального отделения Российского движения детей и молодежи «Движения первых» города Москвы организаторы обучения рассказали о тренинге: «Участники тренинга обсудили компетенции и методики наставничества. Как сделать сопровождение идеи наиболее результативным и эффективным, что должна содержать продуктивная поддержка и как не испортить работу некорректной обратной связью? В дискуссиях рождаются яркие находки – именно их получили участники сегодняшней встречи! Наставники проектного акселератора «О! Идея» от регионального отделения Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых» города Москвы делились опытом и на примере собственного опыта делились ценными мыслями и подходами в работе. Наставники сопровождают деятельность своего наставляемого непрерывно на всех этапах, что определённо требует особых навыков».
Статья подготовлена
ССПО «YO-Вожатые!»