В современном образовании ключевую роль играет практическая подготовка. Этот этап обучения способствует лучшему пониманию основ теоретических знаний и помогает развить практические навыки, необходимые для дальнейшей успешной работы.
Типы профессиональных задач, которые должны быть готовы решать выпускники программы специализированного высшего образования «Непрерывное литературное образование», относятся не только к области педагогики, но включают в себя научно-исследовательские и культурно-просветительские задачи, поэтому в учебном плане этой программы представлены разнообразные виды практик, которые пронизывают весь учебный процесс: это и производственные практики (педагогическая практика и практика по научно-исследовательской работе) и учебные практики (библиотечная практика).
В соответствии с планом производственной практики НИР во втором семестре этого учебного года студенты готовили материалы для написания научных статей в рамках тематики своих исследований, а также представили результаты своей научно-исследовательской работы на XXIX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Филологические аспекты начального образования: история, современность и перспективы развития».
Основные задачи производственной (педагогической) практики наших студентов – это формирование профессиональных качеств будущих педагогов и готовности к творческой самореализации в сфере непрерывного литературного образования, а одна из ключевых компетенций, которая должна быть сформирована у обучающихся, – способность к разработке, руководству и реализации образовательных проектов в сфере культуры и искусства. Совсем скоро, на итоговой конференции по практике, студентам предстоит защитить проекты по продвижению книг и чтения, которые они разрабатывали и проводили в течение этого семестра.
Во время прохождения библиотечной практики студенты совершенствовали свою работу по поиску информации в библиотечных каталогах и составлению библиографических списков, организовывали выставки (уголки детских книг), посвященные определенному писателю в рамках темы урока, чтобы ученики могли подойти, полистать, рассмотреть иллюстрации и, возможно, заинтересоваться и проявить желание прочитать другие произведения этого автора, а также организовывали выставки книг по обобщающим темам.
Перечень московских и подмосковных библиотек, которые выбрали студенты для участия в культурно-просветительских мероприятиях, оказался довольно обширным. Студенты анализировали цель и тип библиотечного мероприятия по взаимодействию с читателями, специфику аудитории, на которую оно рассчитано, и посещали мероприятие, в том числе с учениками, либо организовывали его самостоятельно.
Важность практики в образовательном процессе трудно переоценить. Этот этап является не только необходимым для формирования профессиональных навыков, но и критически важным для личностного роста будущего преподавателя. Самостоятельная научно-исследовательская деятельность, посещение различных мероприятий и библиотек, разработка проектов и непосредственное общение с учащимися — все это создает уникальную возможность для студентов развить свою индивидуальность и профессиональные качества.
Примеры работ студентов